Венок сонетов

1
Обременён тщеславьем, дерзкий разум
Во тьме времён пустых пройдя химеры,
Влачил того, кто эталоном меры
Вселенской стал по своему указу.

Спираль развития так явна глазу,
И многократные её примеры
Твердят почаще нам, чем инженеры:
"Минуя, всё вернётся вновь на базу".

Но в реку не войти, увы, нам дважды…
Не свить нам эти "истины" в единой,
Как сжатую – с расслабленной пружиной.

Теперь уже, наверно,  спросит каждый:
"А кто же тот профессор "кислых щей",
Изрёкший: "Я есть мера всех вещей"?

2
Изрёкший: "Я есть мера всех вещей"
С блистательной вершины эллинизма,
Он знать не мог пружины механизма*,
Способной всё и всех прогнать взашей.

Что есть подсвечник, если без свечей?..
Он золотой? То – дань дороговизне…
Но свечи вставь, зажги: суть – радость жизни
И глиняный расплещет в тьме ночей.

Всегда, везде два устья, два истока.
Два – минимум, создать который смог
Всё сущее, включая слова слог.

Сказал поэт, ушедший раньше срока,
Что возвышающий обман милей…
Не вырваться из льстящих нам клещей.
---------------------------
* Эта "пружина" - тоталитаризм - свойство всякой части всякого интегративного целого, проявляющееся как её стремление к главенству в целом в статусе его формы; стремление к тождественности целому; стремление быть "первым парнем на деревне".
--------------------------
3
Не вырваться из льстящих нам клещей.
Зачем же биться лбом своим о стену,
Грызть удила, плюясь кровавой пеной,
Споткнувшись, рвать колена до хрящей?

Часть есть субъект; сквозь рюмок звон, мечей
Она объектом тщится стать, "Биг Беном",
Чтоб формой содержанью непременно
Вменить закон – фрагмент своих речей.

Вот эту связь субъекта и объекта,
Взаимовоздействие с рабом царя
Недооценил софист эллин, а зря…

"Пусть после нас потоп…", - хамил так некто;
Жизнь недомыслия полна заразой,
Пока не обнулим мы эту фразу.

4
Пока не обнулим мы эту фразу,
Не одолеть идеи-фикс столпов,
Подобно иглам рвущих плоть шипов,
И ядом лжи, поящих до экстаза.

Но знаю я: уже иссякла фаза
Гомоцентризма; из его оков,
Геоцентризму равных, тьму веков
Раздробит в крохи дуализм алмазом.

Материя с энергией-идеей
Есть минимум, родящий бытие
Всего, что вкупе - мироздание.

А там, где глупость спорит с ахинеей,
Прогресс тупик заполнил до отказу,
Пройдя глад, мор, изжив чуму, проказу…

5
Пройдя глад, мор, изжив чуму, проказу,
Вражды и войн всесветских череду,
Гомоцентризм воспел свою звезду –
Весь мир её пронзили метастазы.

Простой пример, - гламурные показы
На подиуме "звёзд" таят беду,
"Взвинтив" ряд педофилов, с Катманду,
Сквозь Интернет, до Осло, Каламазу…

Любой процесс имеет два этапа:
Есть экстенсивный – рвётся из пределов,
Есть интенсивный – качества рост в целом.

Прошли мы оба; следуя сатрапам,
Лбом ткнулись в складки потных их плащей,
Дойдя до "Шатлов" от луков и пращей.

6
Дойдя до "Шатлов" от луков и пращей,
Мы до сих пор не знаем суть природы:
Нас до сих пор терзают непогоды,
Как прежде мрём от птиц, мошки, мышей…

Религий много, суть одна - клише,
Что формирует дух и плоть народов,
Но нет на свете больших сумасбродов,
Чем вождь их с адским пламенем в душе.

Знай, форма - содержанья доминант,
Диктующий всем прочим элементам
Сожительства их стиль во все моменты.

У всех  народов, стран умел вагант
Погонщиком событий быть, вещей...
Мы не ушли от "возрастных прыщей".

7
Мы не ушли от "возрастных прыщей":
В отрочестве застряв злобно-наивном,
Века подряд терзаемся надрывно
Кровопусканьем войн, как от свищей...

Кто, как не я – скупейший казначей
Диалектического дуализма,
Разбивший лоб о твердь агностицизма,
Народу в завтра связку даст ключей?

Без них, кружась в конической спирали -
С витком любым короче всё пробег -
Бредёт во мрак бездумья человек.

Ну, а потом рассеется в астрале,
Как ядра атомов реликтных газов,
Сипя: "Я - царь природы!" раз за разом.

8
Сипя: "Я – царь природы!", раз за разом
На грабли наступаем неизменно,
Как предки, так и мы – чьё тело бренно,
Душа же исковеркана соблазном.

Я повторю страдающим маразмом,
Что содержанье форму чтит степенно
Лишь до поры. Потом взорвёт мгновенно
Всё целое: момент сродни оргазму.

Нет в мире стопроцентных монолитов -
Есть тождество пустое слепоты,
Природа же не терпит пустоты.

И тем печальней участь эрудитов,
Возложивших игриво на невежд
Тягчайший груз несбыточных надежд.

9
Тягчайший груз несбыточных надежд
О благе вечном за пределом жизни,
Себя не подвергая укоризне,
Сколь с рубежа влачить нам на рубеж?

Жизнь не сложней, чем цирковой манеж;
Готовы люди к ней не лучше слизней:
Царь "плющит" конкурентов всех в отчизне,
В сети патриотических мереж.

И так всегда. Пока нет плебисцита,
Всем через суд диктующего быт,
Нулю подобен каждый индивид.

Мысль практикой диктуя паразитам:
"Коню не место позади телеги",
Лелеют люди в виртуальном беге.

10
Лелеют люди в виртуальном беге
Потенциал любого индивида:
Бесценен он сегодня, как Фемида,
Как жизни опыт в предков обереге.

Тот свет, что видим мы с далёкой Веги
Есть факт давно исшедшего флюида.
Так с пращуров хранимая обида
Потоп таит, как половодье в снеге.

И день от дня всё ширятся потоки
Слёз горьких, крови, желчи и соплей;
Не сдержат их ни ладан, ни елей.   

Десятка внятных заповедей строки
По-своему трактуют все стратеги
В самодовольстве, в искушённой неге.

11
В самодовольстве, в искушённой неге
Владельцы поприщ, корпораций, стран
Диктуют образ жизни как тиран:
"Рога – вассалам, в виде привилегий".

Со школы вянут юные побеги,
Вся поросль исковеркана от ран:
Сгубил её, витийствуя, баран,
За пазухой держащий том Карнеги.

Гламур, как форма, сгинул за Дали…
Отвратны все "картонные дурилки":
Вреднее водки, чьё сырьё – опилки.

Тяжёлое похмелье у Земли.
Но веселимся, не смыкая вежд,
Усвоив мысль удобную невежд.

12
Усвоив мысль удобную невежд
О соответствии уму богатства,
Мы путь весь для коррупции, пиратства
Ценнейшими устлали из одежд;

Кидая стыд под алчности кортеж,
Своих инстинктов обнажаем гадство.
Но, опрокинув алтари злорадства,
Мораль пробьёт в гомоцентризме брешь.

Гомоцентризма суть - эгоцентризм,
Их не разлить нам в разные сосуды,
Как с целым часть, предательство с Иудой.

Нам лгут, что государство - механизм…
Глаза открой пошире, друг-повеса, -
Мы за деревьями не видим леса.

13
Мы за деревьями не видим леса
И ценим следствие, а не причину,
Движенье полагая за пружину
Сугубо "матерьяльного" процесса.

Тому альтернативой служит месса         
Где славим отвергавшего кручину,
Перпетуум толкнувшего машину,          
Слепившего Адама глиномеса.

Идея, брат, всегда энергетична;
С материей, борясь, они активно
Друг друга развивают неизбывно.

Действительность всегда суди критично,
Тогда поймёшь бессмысленность прогресса:
Увы, не Бога чтим, а тешим беса.


14
Увы, не Бога чтим, а тешим беса,
Имея лишь благое намеренье;
А если бы смогли, и оперенье
От ангелов стелили под телеса.

Мы все субъекты Бога как процесса;
Процесс же – двустороннее движенье,
Субстанций двух друг в друга превращенье…
Увы, про то не пишет наша пресса.

Страна и общество, как две руки
Единого, единственного тела:
Они друг другу служат ли умело,

Иль рвут всё тело, напрочь, на куски.
И сгинет, вместе с ними тлея разом,
Обременён тщеславьем, дерзкий разум.

15
Обременён тщеславьем дерзкий разум,
Изрёкший: "Я есть мера всех вещей".
Не вырваться из льстящих нам клещей,
Пока не обнулим мы эту фразу.

Пройдя глад, мор, изжив чуму, проказу,
Дойдя до «Шатлов» от луков и пращей,
Мы не ушли от "возрастных прыщей",
Сипя: "Я царь природы!" раз за разом…

Тягчайший груз несбыточных надежд
Лелеют люди в виртуальном беге,               
В самодовольстве, в искушённой неге.

Усвоив мысль удобную невежд,
Мы за деревьями не видим леса,
Увы, не Бога чтим, а тешим беса.               
(2009г.)


Рецензии