О сознании

Сознание - это тот порог, о который с самого начала времен разбиваются все корабли причинности. Сознание мыслит себя началом всего ввиду наивной веры в свободу своей воли.


Рецензии
"Наивная вера в свободу своей воли"..

Меня в последнее время мучает осознание детерминированности всего
происходящего с нами и нашей обусловленности.

Гораздо труднее мне кажется разобраться в причинах происходящего с нами,
чем наивные попытки "изменений".

Борис Голд   22.03.2010 01:02     Заявить о нарушении
У Спинозы и Шопенгауэра есть хорошие работы на эту тему.
А что касается причин, то здесь можно выделить два направления поиска, соответствующих абсолютно разным интерпретациям: религиозное (или "нравственное") - когда признается значимость происходящего и из этого делаются выводы о породившей его причине (заболел - думаешь, отчего, и вспоминаешь, что обидел кого-то накануне, и т.п.); позитивистское - когда признается субъективность человеческого восприятия, и потому обращают внимание лишь на строгие факты, поддающиеся измерению и воспроизведению.

Евгений Багашов   22.03.2010 09:46   Заявить о нарушении
Направление Шопенгауэра мне более-менее понятно, со Спинозой вовсе не знаком.
Что касается направлений поиска, то есть интересные случаи,
когда оба подхода уживаются в одной личности,
например монахи-ученые, скажем Лука Пачоли.

Борис Голд   22.03.2010 13:24   Заявить о нарушении
Да, существуют такие личности, которые способны перемещать перспективу. Обратите внимание на буддизм, кстати: тут налицо эдакий синтез, когда с одной стороны вера в абсолютную причинность (и отсутствие творца мира - поскольку он чисто технически не мог бы "сотворить сам себя"), а с другой - нравственность как залог личного счастья. Буддизм, таким образом, рассматривает сознание как своего рода ошибку, с которой приходится бороться по ее же правилам.

А что касается Спинозы, то это, наверное, один из лучших европейских философов. Обратите на него внимание.

Евгений Багашов   22.03.2010 15:48   Заявить о нарушении
По сути всякая религия имеет своей целью освобождение от страданий.
Будь то страдание ежедневное или предполагаемое в будущем страдание вечное.
Но насколько разнятся подходы буддизма и так называемых авраамических религий!
Что характерно для последних, так это отношение в богу.
Здесь он воспринимается как личность, к нему можно обращаться,
его можно просить, он может миловать, гневаться и пр.
Отсюда и возникают побочные продукты такого отношения:
с одной стороны каста жрецов, а с другой отношение к 'неверным'.
Каста жрецов появляется вследствие представления о том, что некто
может быть более богоугодным чем другой, более осведомленным в воле божьей.

К 'неверным' формируется отрицательное отношение вследствие характера
этих учений. Ведущим к спасению признается только данный путь,
ибо признание того что пути к спасению равнодейственны означает то,
что паства может разбежаться и ей не могут этого запретить. :)
Таким образом для данных вероучений это самоубийственно.

В буддизме реальность наших чувств не признается истинной.
Таким образом последователь данного учения формирует в себе
таковое отношение к реальности, что обнаруж она свою фиктивность
это не станет для него неожиданностью.

Идея эта блестяще выражена в следующей притче.
http://pritchi.ru/id_1891

Что касается иудаизма, христианства и ислама, то первая не имеет
массовой направленности, ибо ее основная идея - идея богоизбранности,
подразумевает что избранные всегда в меньшинстве.
В христианстве как вы знаете в основе лежит любовь и спасение.
В исламе же по-моему мнению нет ничего такого, чего нет в первых двух.
Обрезание и частично заимствованные пищевые запреты взяты из иудаизма.
Любовь к ближнему в христианском понимании, рай и пр.

Борис Голд   23.03.2010 01:28   Заявить о нарушении
А также жестокие законы Шариата, что обусловлено исторически,
ибо эта религия зародилась и распространялась среди арабской расы,
для которой жестокость весьма характерна.

Борис Голд   23.03.2010 01:33   Заявить о нарушении