Арабская нефть. Арабская ли?

"Чёрное золото»- так её называют во всём мире. Углеводород, невозобновляемый ресурс,  являющийся на данный момент одним из важнейших природных ископаемых для современного человечества. 

Нефть - основной доход целого ряда стран Ближнего Востока и Персидского Залива. Лидеры по запасам и добыче нефти в этом регионе - Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн и Оман - полностью сориентировали свою экономику на зависимость от этого природного ресурса, доходы от добычи нефти составляют до 90% доходов государств.
Все эти страны являются абсолютными  монархиями – королевствами, эмиратами,  султанатами.  Таким образом, основной доход от нефтяной промышленности оседает в карманах шейхов, султана и короля. Локальные компании по непосредственной добыче нефти находятся в руках семей монархов, как-будто бы гарантируя им контроль над объёмами добычи.

Кто же не видел сказочно богатых шейхов с их дворцами, гаражами и бесчисленными владениями? Всё блестит, всё выглядит гламурно и дорого, развеевая все сомнения в том, кто же хозяин «чёрного золота», кому «поклоняется Европа и США».

Всё да не всё!

Простые данные рынка нефти и цен на неё в странах так называемого «Первого мира» :

Баррель нефти (158,987 литра) стоит на биржах мира на сегодняшний день от 80 до 84 долларов. Арифметика говорит, что 1 литр нефти стоит 0,51$. Для производства 1 литра бензина нужно 1,3 литра нефти . Таким образом, цена одного литра бензина ( включая и затраты на получения его из сырой нефти) равняется примерно 0,72$. Или же для Европы - 55 евроцентам. Один литр бензина, находящийся уже на бензоколонке, стоит 55 евроцентов.
Купите в Европе бензин за такие деньги! Ладно, добавим среднестатистический доход продавца в 10 евроцентов и получим известную многим европейцам цену в 65 евроцентов.
Но бензин стоит в два раза дороже! А в некоторых странах Европы и до 125 % дороже. Государство в виде налогов срезает с каждого ещё минимум 100%. Доход государств Европы, где повсюду конституционная форма правления закрепилась уже более полувека назад, составляет 65-70 евроцентов с литра бензина.

А как же абсолютные монархи - сказочно богатые шейхи? Сколько они «огребают» с литра бензина. На заправках в Саудовской  Аравии литр бензина стоит 15 евроцентов. Не будем клеветать на шейхов и упрекать их в жадности, пускай их доход с литра бензина будет тоже 100% . 7,5 евроцентов  с литра - вот их доход внутри страны. А экспорт? Какая же цена на экспортную нефть? Её ведь надо доставить в страны назначения, её надо «упаковать» перед этим, а после - разгрузить.  Оставим математические подсчёты и скажем грубо: с литра экспортного бензина в карманы шейхов попадают центы, в 7-10 раз меньшие чем в налоги стран Европы. Каждый проданный баррель нефти делает шейха богаче, но в сравнении с тем, что получают в конце концов страны Первого Мира, это гроши!

Гигантские нефтяные концерны давно и прочно держат в своих руках цены на нефть, они диктуют шейхам то, сколько они смогут заработать. Фьючерсная нефтяная биржа с её миллиардными сертификатами диктует этим шейхам и то, сколько они будут добывать этой нефти. Заручившись такой круговой порукой ( шейхи - нефтяные компании - биржа) правительства США и Великобритании получают и свои, уже политические и стратегические интересы в регионе. Военные базы в Персидском Заливе, лояльность правителей и  их молчание на любые акции США и их союзников. Кому же хочется повторить печальную судьбу Ирака и превратиться из богатых и процетающих стран в разрозненную войнами, униженную терактами и чужими солдатами территорию?

«Чёрное золото» принадлежит арабскому миру.
 
Де юре? Да, частично, то, что не заложено под сертификаты на фьючерсной бирже. Остальное принадлежит компаниям «Shell” “BP” «Texaco“ и другим лидерам рынка. Их влияние и доходы настолько велики, что семейные нефтяные фирмы арабских монархов даже и не пытаются что-либо в этой расстановке сил изменить.
Де факто? Де факто и арабская нефть, и цены на неё, и размеры добыч - всё находится в руках западных нефтяных компаний и правительств европейских стран и США.

Кто же может что-нибудь противопоставить этой гегемонии? Россия, Бразилия и Венесуэла могли бы, но только теоретически. В этих странах много нефти, но её добыча не так рентабельна как на Ближнем Востоке, где «палку воткнул в землю, и нефть бьёт фонтаном».  Продавать свою нефть по ценам арабской – значит получать заведомо низкие доходы, разбазиривая ценный природный ресурс. Пока ещё на это никто не готов, во всяком случае в таких размерах, чтобы «задать жару» и арабским шейхам, и  нефтяным компаниям.

«Чёрное золото» в современном мире важнее настоящего, жёлтого. И контроль над ним означает контроль над экономикой и политикой в глобальных масштабах. Намного более глобальных чем пара десятков миллиардов долларов в карманах монархов нефтедобывающих стран. Ведь они продают невозобновляемый природный ресурс за деньги тех, кто их контролирует, а деньги эти тратят исключительно у тех, кто их контролирует или же на благо оных. Закончится нефть - закончатся и деньги. Реальных проектов по изменению ориентации экономики кроме слабо динамирующего туристического бизнеса у стран - производителей нефти нет. Пока бьёт чёрный фонтан всё будет красиво, богато и гламурно. А когда он иссякнет, то очень быстро мир увидит, что скрывается за всей этой роскошью нефтяного рая. Разбитое корыто, координальное измение отношений с США и Европой и многое другое.

14.03.2010 Шарм-эль-Шейх, Египет


Рецензии