Отклики на подборку материалов Рубцов-Дербина
Подборка материалов «Рубцов-Дербина», напечатанная в предыдущем номере журнала вызвала невероятный интерес. Поднятые в ней вопросы не оставили равнодушными читателей - в редакцию «БЕГа» пришло много устных и письменных откликов, некоторые из которых мы сегодня публикуем.
Да и сама редакция не сидела дома. Откликнувшись на приглашение, мы посетили город Вельск – место жительства родных Людмилы Дербиной
Валентина Карнавина
Уважаемый господин Хохлев, прочитала Вашу статью в журнале «БЕГ» № 8 2009 года. Глубокое, интересное, проникающее в суть драмы интервью с Людмилой Александровной Дербиной. Очень давно хотелось, чтобы кто-то попытался рассказать правду и суть трагедии. Я стараюсь читать о них всё, что встречается в печати.
Мои мысли по поводу Вашей беседы с Л. А. Дербиной, размышлений и анализа творчества, жизни и трагедии любимого дуэта:
Для меня Л. Дербина – женщина, проходящая испытание жизнью, её поэзия полна силы духа. Осознаю, что питалась энергетикой её стихов, в сложный период своей жизни, читала вслух себе и слушающим. Если перефразировать строчку, «… в меня невидимо лилась стихов таинственная сила…»
Из Вашего разговора, я поняла, что спустя годы, Людмила Александровна верна себе самой и своему слову. Это поднимает её как личность в глазах читателей. Она не сломалась, выстояла под ударами судьбы.
Своими вопросами Вы проникаете «под кожу», заставляете вновь и вновь осмысливать и оценивать прошедшие годы. Поэт становится великим, поднимаясь над самим собой, осознавая предназначение. За будничной маской скрывается огромная душа. Она в поэзии Дербиной. Высокая, как «жаворонок в поднебесье», и светлая, и болью сочится за многострадальную Россию, за не сладкую судьбу, иногда дерзкая, стряхивающая печаль, грусть, будничные проблемы. Все настроения мне очень близки. Спасибо Людмиле Александровне за её поэзию. Трагедия жизни привела её к вере, она не ожесточилась.
Мы знаем, что дорога к храму у каждого своя. Себя не могу причислить к истинно верующим людям. Бог есть любовь. А мы переживаем огромный спектр чувств и эмоций. Не всегда побеждает любовь.
Каждый человек имеет свою энергию жизни – горящую свечу. Один тратит её рационально, бережливо, разумно, без захлёстывающих эмоций и ему хватает надолго. Энергия сгорает относительно ровным огнём.
Н. Рубцов не мог гореть ровно. Его, страдающая с детства, душа сначала болела своей болью. Боль накапливалась (смерть мамы, любимой сестры, сиротство, война, детдом…). Он задумывался, почему всё выпало на его долю, чем он хуже других… и только в определённый момент поэт понимает, во всём свой смысл, а сил, нести крест жизни, не много. От свечи остался огарок.
Этот надрыв выплёскивался в прекрасные, необъяснимые, живущие в душе поэта строки. Доверить такие чувства можно только поэзии. Верил ли Николай Рубцов в Бога? Не утверждаю. Его поэзия полна света, красоты и радости, а так же боли и страдания. Он жил и вырос в деревне, видел запустение, порушенные церкви, чувствовал их красоту, осознавал их предназначение. В стихах он говорил «…душа моя чиста…», он не разрушал того, что построили наши предки на земле и в душах человеческих. Его поэзию каждый понимает и принимает по–своему. Вероятно, Рубцов размышлял о вере. А остальное – желаемые нами домыслы и понятие через поэзию своей дороги к храму. Спасибо за статью.
С уважением, Валентина Карнавина, пенсионерка
Архангельск
Михаил Блехман
Эссе Владимира Хохлева «Три вопроса»
Большое, развёрнутое эссе Владимира Хохлева о творчестве Николая Рубцова я прочитал «залпом», в один присест. Хотя Рубцов, уважаемый мною автор, всё же не совсем «мой» поэт, работа В. Хохлева захватила меня с первых строк. Давно не доводилось встречаться с таким глубоким, скрупулёзным, вдумчивым анализом литературного творчества. Литературоведческий уровень эссе поражает: его автор вдумывается, вчитывается, вслушивается в каждую строчку стихов Рубцова. Как выразился автор эссе, «в каждое слово, в каждую букву».
Задача, которую поставил перед собой Владимир Хохлев, необычайно сложна: изучить христианские мотивы в творчестве Рубцова. Должен признаться, что с этой точки зрения поэзию Николая Рубцова я не воспринимал никогда. Да и только ли я?
И только благодаря глубине проникновения Владимира Хохлева в ткань стиха, анализу потаённых смыслов написанного Рубцовым, я увидел стихи известного поэта под таким важным для миллионов читателей, в том числе для меня, углом зрения. Автор эссе ищет и находит новозаветные и ветхозаветные мотивы в стихах Рубцова. Эти библейские ассоциации ранее, увы, никогда не звучали для меня в творчестве знаменитого поэта.
Как истинный литературовед, Владимир Хохлев открывает нам глаза на то, чего мы, читая и даже перечитывая очень известные и, возможно, менее известные стихи, раньше не замечали, о чём, возможно, и не подозревали. В этом и состоит задача литературоведения: анализировать, находить скрытое и делиться своими находками с читателем. Именно такой взгляд на литературу, именно такой подход к ней делает литературоведение неотъемлемой частью литературного процесса.
Прочитав эссе Владимира Хохлева, я снова взял из книжного шкафа том Рубцова и погрузился в его стихи - но уже иначе воспринимая их, соединяя написанное поэтом с главной Книгой на свете.
Канада, Монреаль
Август 2009 г.
Владимир Тюпин
Здравствуйте, уважаемый Владимир!
Дошёл до меня Ваш журнал «Бег» № 8 за этот год. Его, по секрету говоря, прислала Людмила Александровна. Половина номера посвящена ей и Н. Рубцову. Читал с большим интересом. Так увлёкся, даже на время забыл то, что писали на эту тему. Спасибо за обстоятельные публикации.
Не будете ли Вы любезны выслать 7-й номер? К сожалению, я не видел телепередачи «Пусть говорят» и не знал, что в ней будет участвовать Л. Дербина.
С уважением и наилучшими пожеланиями – тёзка
Владимир Тюпин
Верхняя Тойма, Архангельская область
«Клуб женских инициатив» муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, члены «Клуба женских инициатив» муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, прочитали в вашем журнале («БЕГ» № 8 2009 год) статью «Три вопроса или искупительная жертва Николая Рубцова» и благодарим Вас за внимание к Людмиле Александровне Дербиной. Мы считаем, что судьба этой женщины трагическая, и не нам судить о том, что случилось в ту злополучную ночь. Если Людмила Александровна настаивает на пересмотре ее уголовного дела, то настало время это сделать. Надеемся, что правда восторжествует.
С уважением к вам,
Н. М. Торопова - помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации (Вторыгиной Елены Андреевны), председатель районного отделения профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, руководитель «Клуба женских инициатив». Награждена медалью «Союза женщин России».
Члены Клуба:
Т. Н. Любарская – частный предприниматель, директор фирмы «АЮТА», победитель Всероссийского конкурса «Женщина-директор года», победитель Всероссийского конкурса «Лучший директор России». Награждена медалью «Союза женщин России».
Л. А. Неклюдова - заслуженный работник связи, член Совета старейшин МО «Вельский муниципальный район», ветеран труда. Награждена медалью «Союза женщин России».
Т. А. Панюшева - руководитель Архангельского филиала «Артелеком» в г. Вельске.
С. Г. Творилова - главный специалист статистики. Награждена медалью «Союза женщин России».
Н. А. Липкина - главный бухгалтер филиала «Архангельский» ДО «Вельский» Балтинвестбанка.
Т. С. Тюкина - депутат районного собрания депутатов, победитель Всероссийского конкурса «Женщина-директор года». Награждена медалью «Союза женщин России».
Н. А. Белоус – заместитель главного врача МУЗ «Вельская ЦРБ»
и другие.
Игумен Александр (Фёдоров)
Настоятель Императорского Петропавловского собора и церкви св. Екатерины в Академии художеств
В восьмом номере за 2009 г. журнала «БЕГ» опубликован обширный материал о смерти поэта Николая Рубцова, созданный трудами главного редактора В. В. Хохлева. Продолжительное интервью с Людмилой Дербиной, материалы судебного дела и авторская статья главного редактора с интерпретацией этих печальных событий не оставляют читателей, и особенно – любителей русской поэзии, равнодушными. Всё сказанное, а также, просьба редакции «БЕГА» дать оценку этому материалу стали причиной появления данных слов.
Не думаю, что мы вправе судить самих героев событий. Судья им Бог. Но то, что в жизни их жестоким образом перемешано языческое и христианское начала, не мешает нам помнить о том, что поэт на Русской земле – всегда больше, чем автор стихов и песен. Он вольно и невольно говорит людям о чём-то большем, чем их жизнь, он напоминает о Вечности.
В таком контексте взгляд на представленный материал рождает следующие мысли. Ценна сама по себе информация, подробно, нелицеприятно, но объективно переданная автором через интервью (с важными приложениями). Что касается авторской статьи – то отношение к ней возникает двоякое. С одной стороны, здесь дан весьма чуткий анализ стихотворений Рубцова с точки зрения их символической иносказательности. Это просто очень полезно прочитать. Однако с другой стороны, никак нельзя согласиться с прямыми сопоставлениями поэта со Христом. Это и принципиальный богословский вопрос, связанный с темой Искупления, говорящий нам об уникальности служения Богочеловека, служения, не имеющего никакой альтернативы. Но в то же время, это и вопрос меры. Господь совершил своё великое дело Спасения для каждого человека, который захочет это для себя принять. Поэтому шаги навстречу Спасителю в жертвенных трудах и подвигах христиан, конечно, заслуживают внимания и восхищения. Но всё-таки мы должны сохранить трезвость взгляда, чтобы не совершать дерзкой подмены не только Христу-Спасителю, но и его святым. Своего рода пророческие элементы в поэзии – это не то же самое, что созидание красоты личности святого, каковым поэт может совсем и не являться, при всём нашем ему сострадании и при радости от чтения его произведений, наполненных высоким смыслом.
В итоге следует сказать, что критическая (но, надеюсь, видно, что доброжелательная) оценка рассмотренного аспекта этой сложной темы не исключает большой пользы, полученной от весьма не простого материала, столь кропотливо собранного его автором – Владимиром Хохлевым.
Настоятель Императорского Петропавловского собора
и церкви св. Екатерины в Академии художеств
Игумен Александр (Фёдоров)
15.09.2009.
Александр Кузьминых
Доцент кафедры философии и истории Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат исторических наук
Владимир, добрый день.
Прочитал оба материала очень внимательно. Интервью Л. А. Дербиной, на мой
взгляд является ценным историческим источником, во многом раскрывающим
личность и талант Н. Рубцова. Я читал с настоящим упоением. Повествование
очень подробное, местами с повторами, но в этом его особая ценность,
правдивость. Ты, как интервьюер, сработал очень профессионально.
Что касается второго материала, то, на мой взгляд, он профессионально подан,
но очень субъективен. Так, в советское время писали о поэтах царской России,
которым тяжело жить в условиях крепостной неволи и дремучего самодержавия
(не обижайся за такое сравнение). Формула «поэт - жертва режима», на мой
взгляд, здесь не работает.
Гораздо важнее внутренний мир Н. Рубцова, страдавшего тяжелым психическим и физическим недугом - алкогольной зависимостью. Мне думается, наоборот, серая советская повседневность явилась фоном, на котором ярко высветился гений Рубцова. Его поэзия, уникальная по самобытности и проникновенности, существовала и существует в измерении очень далеком от политики и идеологии. Она не социальна, она укоренена в
глубинных, как ты правильно отметил, «материнских» слоях человеческого
сознания. В ней есть сохранившееся на Севере двоеверие: языческое
обожествление сил природы, растворение в стихии, ощущение цикличности и
смертности бытия, а также христианская чистота и сострадательность.
Судьба Рубцова - наглядный пример «битвы добра и зла», борьбы созидающего и
разрушающего начала, финал которого вполне предсказуем. Конечно, его смерть
была не убийством, а следствием болезни, ускоренной трагическим с течением
обстоятельств, главными действующими лицами которых были Он и Она.
Александр Кузьминых
Вологда, 8 июля 2009 года.
Николай Куковеров
Чтобы понять ход действий поэта, нужно быть как минимум поэтом. Чтобы понять ход действий гения, нужно быть равным гению.
У меня нет и капли сомнений, что Николай Рубцов – великий русский поэт, был гением. Но, так уж получилось, что рядом с ним в разное время его жизни были не гении, а простые люди. Если проследить судьбу Николая Рубцова, то она сплошь изобилует земными страданиями, нет необходимости приводить их в очередной раз. У поэта – ни угла, ни нормальных жизненных условий, ни особого признания при жизни. Поэзия Николая Рубцова тем и отличается от поэзии поэтов того времени, что он нес через слово Истину Христа, не подплясывая, не приседая перед властями и функционерами Союза Писателей СССР. Рубцов истинно верил и служил Богу.
Известно, чтобы служить Богу, надо сгорать, поэтому гению отмерено столько, сколько он может поднять. Конечно же Николай Рубцов, дабы охлаждать себя от «перегрузок», злоупотреблял алкоголем, тем самым надорвал, в совокупности с другими неблагоприятными факторами, свое здоровье.
В его поэзии наблюдаем предсказания своей Смерти. Он то уж точно знал, сколько лет жизни ему отмерено. Поэтому спешил и пытался устроить свою земную жизнь. С этим связана его женитьба на Людмиле Дербиной. Но вот вопрос – в то время Дербина была молодой, здоровой женщиной, а Рубцов – вдребезги больным человеком, что он мог дать молодой, красивой, талантливой женщине – если только свою славу.
Начались ссоры, конфликты. Дербина, естественно, хотела видеть в Рубцове нормального мужа, но такого не произошло, пьянки Рубцова, скандалы из-за ерунды продолжались.
Последний скандал закончился трагически.
Виновата ли в этом Дербина?
С точки зрения Закона – да, хотя совершенно очевидно, что удушения – не было, но физическое воздействие со стороны Дербиной было и вызвало у Рубцова сердечный приступ, этот факт не опровергнуть никому. Но давайте уж рассмотрим и другую сторону «медали».
Попытаемся перенестись в тот трагический день. Рубцов был в средней степени опьянения, больное сердце, ранимая психика – все это вызвало концентрацию в нем отрицательной энергетики, которой Рубцов стал буквально «расстреливать» Дербину, желая вызвать в ней адекватную реакцию.
Зададимся вопросом – чего добивался Рубцов, войдем в его состояние. Мне думается – он хотел умереть. На чем базируется мое предположение? Да на высказываниях Николая Рубцова – «И жить надоело, и умирать страшно.», «Я умру, я скоро умру…», «Я умру в крещенские морозы…» и др.
Конечно, он знал, что с больным сердцем он долго не проживет, к чему тянуть? Это сейчас операции на сердце, шунтирование и прочее – на потоке, а в годы Рубцова…
Не следует забывать, что Рубцов был пьян и себя не контролировал. На самоубийство он был не способен, ибо верил в Бога. А вот умереть от рук или на руках любимой женщины, рядом с ней, вполне логично, для этого он и довел Дербину до «точки кипения». Конечно же, сценария ухода у Рубцова не было, но он предполагал, что Дербина «взорвется», ситуация станет не управляемой и будет развиваться как угодно, что, собственно и произошло.
Ни о каком мотиве или умысле со стороны Дербиной не могло быть и речи.
Уважаемая Людмила Александровна!
Вы не могли знать о решении Рубцова уйти из жизни, поэтому до сих пор мучаете себя причастностью к убийству. То, что происходило, вы воспринимали, как очередную пьяную выходку разбушевавшегося мужика, не подозревая, что это – желание Рубцова перейти в Мир иной. Ваши действия лишь ускорили «переход».
Другими словами вы выполнили последнюю волю гения, поэтому не виновны.
Можно спорить сколько угодно – что или кто спровоцировал смерть Рубцова, все факты указывают на Дербину. А Закон верит только фактам. И, если мое предположение будет рассматривать Закон, оно останется всего-навсего предположением.
Но если опираться на Букву Закона, мы никогда не узнаем истинной причины гибели Рубцова. Поэтому в данном случае нужно верить интуиции.
Конечно же, Рубцов поступил очень жестоко по отношению к Дербиной, приклеив к ней ярлык убийцы, но у него в тот момент не было выбора. Время показало, что Дербина - не убийца, она жертва, и не удивительно, что она, пройдя тернистый путь, живет и будет еще долго жить, творить, как в поэзии, так и в мемуарах, продолжая жизнь Николая Рубцова.
Николай Куковеров
Санкт-Петербург, июль 2009
Кроме откликов в редакцию «БЕГа» пришли и подарки с посвящениями. Например, такими:
Александр Юркин
Солист «Петербург-Концерта», исполнитель песен на стихи Л. Дербиной
(Надпись на компакт диске)
Владимиру очень по-дружески!
Спасибо Вам за драгоценную Людмилу Александровну!
Ваша порядочность по отношению к человеческой памяти и к противоречивой эпохе конца ХХ века достойна всяческого уважения.
Храни Вас Бог!
Александр Юркин
С-Пб, июнь 2009 года.
Александр Малолетов
Поэт, прозаик, тележурналист, ведущий программы «Под дулом пистолета» (Вельск)
(Надпись на книге «Совестью обреченный»)
С благодарностью за сделанное Вами!!!
И просто за встречу!
С уважением,
Александр Малолетов
10.08.2009, Вельск
И что особенно удивило. Не прошло и месяца с момента выхода в свет восьмого номера БЕГа, как редакция журнала была приглашена в город Вельск (Архангельская область) – место жительства родных Людмилы Дербиной – и была принята на самом высоком уровне: мэром города Виктором Шерягиным, представителями администрации Муниципального образования, общественностью города и СМИ.
«БЕГ» был представлен жителям Вельска в центральном Доме культуры. После чего газета «Вельск-инфо» опубликовала материал обо всем произошедшем, в котором, в частности, есть такие строки:
Наталья Ахунова
«В августовском номере журнала «Бег» (название расшифровывается как «Безопасный город») вышло большое, в трёх частях, интервью Владимира Хохлева с Людмилой Дербиной «Рубцов и Дербина» с приложениями и последующей статьей «Три вопроса или Искупительная жертва Николая Рубцова». Есть ли необходимость говорить, почему автор взял тему, которая обсуждается уже в течение почти сорока лет? Думаю, что нет. Но не сказать, что Хохлев в очередной раз пытается разобраться в том, что же на самом деле произошло в ночь с18 на 19 января 1971 года, невозможно.
«Моё твердое убеждение, что творчество Рубцова и Дербиной (я их объединяю в одну линию) – это объект национального достояния, который требует, в том числе и государственной охраны, и, думаю, что все не случайно. Я не знаю… Обсудим, как и что делать дальше», – сказал Владимир Хохлев на официальном приеме в «Доме Карпеченко»».
Наталья Ахунова
Газета «Вельск-Инфо» №34(983) от 26 августа 2009
Свидетельство о публикации №110030503183