рецензия на книгу Баха Ахмедова Молчание шара

«МОЯ ПОЭЗИЯ – МОЛЧАНЬЕ»

Из чего слагается вечность? Из мгновений, в которых, как молнией изнутри,  вдруг сильно и кратко высвечивается гармония жизни, а значит, и смысл её. В  эти редкие минуты или часы мы открываем для себя, как дар свыше, тот  самый неуловимый смысл, который мы безостановочно ищем и хотим понять в потоке дней и бесконечных хлопот, встреч и разлук, обретений и разочарований, взлётов и падений и глубинного неистребимого одиночества наедине со своей судьбой, а значит, наедине с Богом, перед которым мы только и можем обнажить наше сознание, а значит, нашу совесть. Такие мгновения нам может подарить встреча с настоящим искусством – слова, резца, кисти, музыки. А тут всё соединилось в  первой книге молодого поэта Баха (Баходыра) Ахмедова  под странным, на первый взгляд, названием: «Молчание шара».
И только на творческой встрече с автором  книги в  Государственном литературном музее Сергея Есенина в Ташкенте собравшиеся поклонники художественного слова узнали, что в этом интригующем словосочетании состоит творческое кредо талантливого поэта. Он расшифровал его в своих стихах:
«Моя поэзия – молчанье.
Моя свобода – черновик.
Пусть грусть в окно стучит ночами
И застревает в горле крик.
Я ухожу от искушений
Определять словами суть.
Я лишь рисую свет и тени,
И где-то между – Млечный Путь».
По образованию Бах Ахмедов, пошедший по стопам отца, физик. В прозаическом эссе «Молчание шара», замыкающем стихотворную книгу,  известные нам со школьной скамьи геометрические фигуры – цилиндр, куб, конус, шар и пирамида - спорят о степени своего совершенства.  Победителем из спора, несмотря на свое молчание, выходит шар. Он молчит, но он знает о «своём совершенстве, которое по иронии геометрии, стало его наказанием и самым большим несовершенством в этой несовершенной Вселенной  несовершенных фигур».
Эта философская притча  таит в себе отголосок далёкого  платоновского идеалистического проекта о государственном устройстве, стабильном общественном строе,  основанном на справедливости, возможности точного знания, на поиске единого и всеобщего многообразия явлений.   
Книга Баха Ахмедова  представляется такой вселенной, или поэтическим пространством, в котором «единственностью лирической стихии» (Б. Пастернак) объединены разные эпохи и темы.  «Письмо из Древнего Рима»  о нашествии варваров перекликается  с актуальными проблемами неузнаваемо меняющихся современных городов и отчуждения людей под прессингом глобальной унификации.   «Иероглиф судьбы чёрной тушью на тонкой бумаге» и «монах, улыбаясь, глядит на ночную долину» - эти детали поэт подмечает в картине средневекового  китайского мастера,  чтобы сделать неожиданный вывод:
«Иероглиф судьбы, но прозрачна картина, как воздух,
Чтобы свет нам дарить и тропинкой вести на вершину».
Поэт не просто изучает философов нового времени  - Кьеркегора, Хайдеггера, Эйнштейна, писателей и поэтов  Ренессанса и прошлого столетия  – Данте, Шекспира, Пруста, Пастернака, Рильке и других: он ведёт в этом историко-информационном  пространстве на равных с ними диалог, который приобретает формы транскультурного и надгосударственного единства. У них и у основателей мировых конфессий  он ищет и находит целостные, а иногда и противоречивые ответы на  волнующие его экзестинциально значимые вопросы о мире и о себе.
 Ташкентского поэта  в лабиринте истории, философии и  литературы волнуют как раз те вопросы, которые  один из почитаемых им философов 20 века Мартин Хайдеггер объединил бы одним понятием: «Ничто». Согласитесь, насколько это странно, на взгляд современного обывателя, заражённого рационализмом товарно-рыночных  отношений,  и насколько это  актуально, с точки зрения понимания нашей жизни, чья суть постоянно ускользает от нас под мощным напором потока пустой информации и модных учений и поветрий.
 На протяжении всей книги – а это 128  исповедальных страниц -  автор вопрошает и одновременно пытается найти ответ,  какое место занимают в этой космологической иерархии божественное и  сам  человек с его снами, мечтами и одиночеством,  которому «больно жить и больно быть извечным приближеньем к вере». В этом тесном духовном и одновременно безграничном пространстве, которое можно было бы обозначить как «Территория любви»  (по названию диска Рашида Ахмедова на стихи Баха) обитают разные персонажи, чьи судьбы, поведаны в лаконичной пронзительной стихотворной форме.
Герои книги «Молчание шара»  навсегда войдут в сознание читателей  даже при первом,  самом поверхностном знакомстве  с ней  и уже не отпустят нас   никогда, так осязательно,  с потрясающей силой и глубиной   «истины каждого мгновенья»  (М. Цветаева)  поведал о них автор:  это  хромой сосед-инвалид, незаметно  и неожиданно для всех умерший в больнице («Он живым был и умер, как всё живое»);  любимая женщина,  чей образ в сознании автора «неизбежен» и профиль в нём – «навсегда»;  респектабельный доктор Макфил, учёный из Англии,  завораживающий нас своей странной двойственностью;  «кошка под дождём» (здесь идут явные реминисценции с рассказом Хэмингуэйя);  наконец, некий средневековый поэт, читающий  крысам «красивый и грустный бред» под крики: «Браво»; «усталые ангелы на кончике иглы» и многие другие персонажи, перенаселившие книгу, включая дождь и снег, «незримое сияние Вселенной» -  словом, всё, что  одухотворяет нашу жизнь «опытом познания».
Автор книги проводит нас через все виды сомнений и отчаяния, чтобы найти тот «долгий путь преодоленья, что называется судьбой», и попытаться  выйти вместе с читателем из этого лабиринта. Важным моментом является и понимание того, что никакие слова, выстроенные даже в самом гармоничном порядке,  не могут сравниться  с божественным сиянием единственного Слова, с которого «все начало быть»:
«Как всё пронизано таинственным сияньем!..
Горят на солнце золотые купола.
И вновь ненужными покажутся все знанья,
И все ученья мудрецов сгорят дотла
В лучах любви Его,
в том бесконечном Свете,
который падший мир преобразил,
когда апостолы смотрели, словно дети,
как  Свет со Светом тихо говорил».

Любители литературы познакомились  с творчеством Баха Ахмедова в сентябре 2008 года на 6-м Ташкентском фестивале поэзии, где он был представлен как лауреат международного поэтического конкурса «Пушкин в Британии» (2007). Стихи и проза Баха публиковались в литературных журналах и альманахах в Узбекистане, России, Великобритании и Израиле, а также в антологии современной поэзии Узбекистана «Анор» (Москва, 2009). В настоящее время известная узбекская поэтесса Гузаль Бегим перевела 20 стихотворений Баха Ахмедова для журнала «Жахон адабиёти» («Всемирная литература»). На презентации  книги «Молчание шара» в ее исполнении были прочитаны переводы двух стихотворений Баха на узбекском языке, а затем автор прочитал оригинальные тексты этих стихов.
Ташкентские барды и композиторы Рашид Ахмедов и Геннадий Арефьев написали музыку и исполнили песни на стихи Баха Ахмедова. Рашид  Ахмедов выпустил целый диск «Территория любви», куда вошли 16 песен на стихи его однофамильца и брата по духу.
В канун женского дня  5 марта в Центральном доме офицеров состоится авторский вечер барда, поэта и композитора, лауреата многих республиканских и международных фестивалей  Рашида Ахмедова, на котором прозвучат песни, записанные на трёх его дисках: «Не забывайте друзей», «Леди Дождь» и «Территория любви» (на стихи Баха).
Александр Блок как-то сказал: «Конечные цели искусства никому не известны». В случае с Бахом и Рашидом  Ахмедовыми, поэзия и музыка, «две родные сёстры» нашли друг друга и явили собой симбиоз духовного побратимства: это, когда мы на волне объединяющего нас настоящего искусства понимаем больше, чем понимаем, и слышим больше, чем обычно слышим.  В конечном итоге, это уже не индивидуальное и субъективное, а коллективное познание жизни, в котором задействованы мы все.

Гуарик Багдасарова,
тел 253-14-06, 354-10-17


Рецензии
Гуарик, спасибо за статью!

Дания Мирумир   09.12.2013 20:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.