Поздний час
Ветер теребит простор.
Облака на бескорыстье
Сна - ложатся лаской штор.
Опустила лунный гребень
Часа позднего гора.
Расчесала звёзды в небе
Молчаливая пора.
Приоткрылись тайны тихо,
Зашептались с ветерком,
И голодною волчихой
За тумановым дымком
Тишь прокралась из-за леса,
Что хранит покой земли.
А мечты за интересом
Снарядил корабли.
И по морю тёмной ночи
Проплывают сказки снов.
А луна земле пророчит:
В жизни всё предрешено...
1.03.2010
Краткий анализ стихотворения
Тема текста. Стихотворение посвящено изображению ночной природы, таинственной атмосферы позднего часа. Автор рисует поэтическую картину ночи, наполненную символами и олицетворениями.
Основная мысль. Через образы ночи, луны, ветра и тишины автор передаёт ощущение предопределённости бытия («В жизни всё предрешено…»). Ночь предстаёт как время раскрытия тайн, погружения в мир снов и размышлений.
Стиль речи. Художественный (поэтический).
Тип речи. Описание с элементами рассуждения (в финале — философское обобщение).
Композиция. Стихотворение состоит из 5 строф (16 строк). Композиционно можно выделить:
вступление (1;я строфа) — создание атмосферы позднего часа;
развитие образа ночи (2–4;я строфы) — развёртывание пейзажа, появление образов тишины, мечтаний, снов;
кульминация и вывод (5;я строфа) — философское заключение о предопределённости жизни.
Средства связи предложений:
лексические повторы («поздний час», «ночь», «луна»);
местоимения и местоименные наречия («что», «и»);
синтаксический параллелизм и анафора (повторы начальных конструкций);
семантические связи (образы ночи, тишины, сна, мечты).
Средства выразительности:
олицетворения («ветер теребит простор», «гора опустила лунный гребень», «пора расчесала звёзды», «тишь прокралась», «мечты снарядили корабли», «луна пророчит»);
метафоры («лаской штор», «морской тёмной ночи», «сказки снов», «голодная волчиха» (о тьме));
эпитеты («молчаливая пора», «тумановый дымок», «тёмная ночь»);
сравнения («как голодная волчиха»);
перифраз («морской тёмной ночи» — образ ночного пространства);
инверсия («Опустила лунный гребень часа позднего гора»);
символика (луна, звёзды, ночь, сны — знаки таинственного, иррационального начала).
Итог: стихотворение создаёт лирико;философскую картину ночи, где природа оживает и становится проводником в мир тайн и предопределённости. Автор использует богатый арсенал художественных средств, чтобы передать атмосферу тишины, загадочности и неизбежности судьбы.
Свидетельство о публикации №110030108467
Я люблю пейзажную лирику...мне видится, что она живая...как люди...с своими настроениями...историями...
Ольга Сергеевна Василенко Красни 26.09.2011 14:45 Заявить о нарушении