Кукушкины слёзы
Мы не знаем... но слушаем голос её, затихая:
"Сколько я проживу?! И она отвечает:"Ку-Ку..."
Повторяя по-разому людям... вот шельма какая!
И откуда ей знать, что за век нам отмерян судьбой?
Может быть говорит бедолага о обственных бедах?
Может деток своих поминает, толкуя с собой,
Тех, которых когда то забыв, не сумела проведать?
Ведь у каждого деревца есть в отдаленье росток,
И от каждого кустика корни пускают побеги...
А кукушкины слёзы в полях, где смеётся цветок,
На корню засыхают, молчать обречённы навеки.
Вот опять из густой тишины прилетает "КУ-КУ".
Видно снова листает тоску одинокая птица?
Что ей выпало видеть и переживать на веку?
Мы не знаем... Но хочется горем своим поделиться.
февраль 2010
Краткий анализ стихотворения
Тема:
одиночество и тайна внутренней жизни кукушки как метафора человеческого бытия;
размышления о судьбе, времени, утратах и невысказанных переживаниях.
Основная мысль (идея):
за внешним, привычным звуком «ку;ку» может скрываться глубокая личная драма, горе, невысказанная тоска;
человек, как и кукушка, часто остаётся один на один со своей судьбой, не имея возможности до конца поделиться болью.
Стиль речи:
художественный (поэтический), с элементами философской лирики.
Тип речи:
рассуждение с элементами описания (образ кукушки, природы) и повествования (мысленный диалог с птицей).
Композиция:
вступление (вопросы о судьбе кукушки, её «переживаниях»);
основная часть (размышления о возможных причинах её тоски, параллели с человеческой жизнью: дети, утраты, одиночество);
кульминация (образ «кукушкиных слёз», засыхающих «на корню» — символ невысказанной боли);
заключение (повторение вопроса и желание «горем своим поделиться» — открытый финал, подчёркивающий неразрешённость темы).
Средства связи предложений:
лексические повторы («ку;ку», «горе», «видеть и переживать»);
анафоры («Может быть…», «Может…»);
местоимения («её», «она», «нам», «ей»);
синтаксический параллелизм (вопросительные конструкции).
Средства выразительности:
олицетворение («листает тоску одинокая птица»);
метафоры («кукушкины слёзы», «листает тоску»);
эпитеты («густая тишина», «одинокая птица»);
риторические вопросы (подчёркивают недосказанность, загадочность);
параллелизмы (сопоставление судьбы кукушки и человека);
звукопись (повтор звука «ку;ку» создаёт музыкальный рефрен, усиливает ощущение монотонности и одиночества).
Настроение:
задумчивое, меланхоличное, проникнутое сочувствием и тихой грустью;
атмосфера тишины, в которой звучит одинокий голос птицы как символ невысказанной человеческой боли.
Символика:
кукушка — не просто птица, а образ одинокого существа, хранящего свою тайну;
«кукушкины слёзы» — метафора невыплаканного горя, невыговоренной травмы;
природа (поля, кусты, ростки) — фон, подчёркивающий универсальность темы: одиночество и утрата — часть общего жизненного цикла.
Итог: стихотворение строит мост между миром природы и внутренним миром человека, показывая, что за привычным и даже игривым «ку;ку» может скрываться глубокая личная история, которую никто не слышит.
Свидетельство о публикации №110022708035
Как-то даже и не задумывалась об этом...
С теплом, Инна.
Инесса Лысикова 28.02.2010 13:06 Заявить о нарушении
БУду в гости.
с уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 28.02.2010 14:29 Заявить о нарушении