Магические заикания Сергея Бирюкова

Татьяна Зоммер

МАГИЧЕСКИЕ ЗАИКАНИЯ СЕРГЕЯ БИРЮКОВА
Поэтическое средство от идиосинкразии

/Сергей Бирюков. Аудиодиск «Звуковые соответствия»/

“Что Хлебников птицей нахохлился?” - вещает нараспев с диска как с амвона король зауми и лингвоартист Сергей Бирюков. И отвечает сам себе звуковыми соответствиями, что и славу надо как молву народную “перетерпеть - петь”. Пере-петь все стихи и все слова по-новому. Разобрать как конструктор – до буквы, до звука, до пустоты раз-зевания рта. А потом заполнить лакуны исчезнувшими гласными. Которые восполняются только в интонационном открытом пении. Вернуться в начало – туда, где “ять” и оба “юса”...

Чем меньше гласных в языке, тем меньше энергетики у народа. Много со-гласных в языке – много всегда и на все согласных. Бирюковское разъ-ять-е предполагает прописывание заново выпавших гласных. Восклицания-гласные заполняют зияющие интонационные паузы. Вос-полняют изначальное звучание в пустоте, в черном квадрате утраченной речи. Что выпавшие буквы? По Бирюкову и целое слово может “оторваться и улететь” - стереться с лица речи. А вот когда уже “цветок разъят” - идет гласнозвучная сверка звуковых соответствий внутренним встроенным камертоном.

Автор “Звуковых соответствий” окунается в праколыбель речи в поисках первоначального звучания слова. Потянуть за букву, вытянуть один звук, второй, третий… Спеть – сложить – слово заново… Слово открывается Бирюкову как шифр к “дверце судьбы” и какого-либо прославленного стихо-оратора. Угадывая в фамилиях поэтов изначальные “оратории”, начертанные звуками. А затем выкрикивая собственные, нотно выстроенные из звуковых соответствий словесные пирамиды: Тют-ь-чев, Хлеб-нии-ков, Пу-ш-ш-кин, Маяк-ов-ский, П-ь-ет-ра-рка, Д-А-При-и-гов…

Своим мастерским “ораторным” чтением автор заставляет вслед за ним нараспев произносить слова. Обнаруживая при артикуляции весь спектр выпавших гласных. В “Стихах для зевающих”, не зря поставленном последним, вот так и вытягиваешь бирюковский “принцип алфавита”: “мы говорим “о…” - а получаем “а…”, мы говорим “ы…” - а получаем “и…”. Голосовые стихи звучат как единая магическая лекция по фонетике – об изначальной природе речи. О поэзии как общем праязыке богов и людей.

В звуко-стихах все изначально: первобытное завывание ветра, по-вторение человеком слова. Речь как таковая в принципе и возможна только при периодическом за-вывании, за-икании и зе-вании. В конце звуковой дорожки вы очистите свой словарный запас от идиосинкразии. Научившись слова про-гововаривать и про-зевывать. Сможете заново пере-петь все, что захотите. А это уже сродни магическому акту – с мантрами, заклинаниями и… заиканиями.

_________________________
На фото Татьяны Зоммер:
Сергей Бирюков читает "Стихи для зевающих"
на презентации в Чеховке книги "Поэзис" и диска "Звуковые соответствия"


Рецензии