Элементарный обзор

Судейский обзор:
(конкурс: "Супердесятка - поэзия" (Кубок мэра города Королёв)

МАТЧ :


№ подборка стихов 20 эЛЕментарные частицы - против № 62 Дымка (три стихотворения)


20. эЛЕментарные частицы


***

Ты с райских кустов состригаешь сухую листву,

присядь на чуть-чуть, подержи мою скрипочку, Отче.

В молчанье губами припасть к Твоему рукаву,

да речь не пускает: бормочет… бормочет… бормочет…


не сделать и шагу: всё кормит с руки — на убой!

Но что-то осталось во мне от загласного зренья,

в котором слова превращаются в свет голубой

и, расплываясь, теряют любые значенья —


там сбудется всё и отхлынет, как эта листва.

Небесные пчёлы мою соберут медуницу,

и свет отворится и спрячет в свои рукава,

на самое дно, где лишь музыка длится и длится.



***

...............Сергею Арутюнову


Выходи! Осень скажет "пиф-паф",

только ты все равно — выходи!

Тишину до кости распластав,

ляжет город в косые дожди.


Выходи ему грудь бинтовать

да прикладывать небо ко лбу

и ронять — словно крошки — слова

в нежилую его худобу.


Вырастая из серых пижам,

надыши на рассвет до утра.

Выходи, это утро прижав,

к накрахмаленной кромке ребра.


Уцелевших к теплу выводить —

выходи!.. даже если любя

жизнь по-вдовьи прижмется к груди,

чтобы завтра оплакать тебя.


шекспир forever

[гамлет]

....................................Как холодно! и ветер резкий дует...

....................................Шекспир /Гамлет/


как холодно и ветер нынче зол

я сам себя как поле перешел

[но вышел мимо]

найдя закут в дурной моей башке

безумие там руту рвёт в тоске

[необъяснимой]


светило разминает свой кадык

отчизне намечается кирдык

[из всех орудий]


здесь даже воздух до костей прогнил

Офелия скребёт с ракушек ил

[сбежав отсюда]


мой бедный Йорик нам так не свезло

нас будет жизнь выкусывать как блох

[ежеминутно]


приговорит пожизненно к шестку

альцгеймеру бобруйску и прыжку

[без парашюта]



62. Дымка (три стихотворения)


Дымка

Тени вешние - чик-чирик -

серебро - под ребро шайтану.

Папироску восход-старик

прикурил и в лазури канул.

Новый день, словно старый мим,

словно девочка-невидимка -

то ли облако, то ли дым,

то ли марево, то ли дымка.

Нет. Никто не сошёл с ума.

Да. Здоров, то есть, да, богато.

Нет. Весна. То есть, да, зима

без морозного маскхалата,

приодетая в солнцеклёш

из холодного ниоткуда

насыпает в ладошки рощ

бесконечные изумруды.

Немелодией недождя

невесна расплескалась в мире.

Невосторги твои щадя,

глуше глуши и шире шири.

Далеко-далеко, мой друг,

небо пусто (поверишь в это?)

Там восход не мильонорук:

золотые стрижи рассвета


разлетаются кто куда,

далеко-далеко, навеки.

Незнакомка и незвезда

неземные прикрыла веки...

...Этот сон, этот старый мим!

Успокойся, моя любимка -

это облако, этот дым -

только марево, только дымка.



Сонет


Разлука с летом или просто - осень,

когда забыться - легче, чем забыть.

Сентябрь лает, а предзимье носит

и тянется связующая нить

от вечностей, которые по краю,

до крайностей, которым нет конца,

где не жалеют - там в любовь играют,

где не зовут - там ловят на живца.

Запорошило времени излуку,

снежинки проступили невзначай,

и сколько ни тяни прощально руку

к прошедшему и сколько ни скучай -

рассеется в осенней ворожбе

весь белый свет... но не любовь к тебе.


Утешение зиме


Я помню, из небесной ямы

легла снежинка на ладонь

"Зима! Зима!" - кричал я маме.

Мать улыбалась – "Не трезвонь"…

Не плачь зима! Прощальным снегом

воспоминаний не буди!

Твою размеренность и негу

накрутит март на бигуди -

весна рассыплется в щедротах

и, наклевавшись от щедрот,

любой кулик в своих болотах

весне заздравицу споёт.

Но переменчивость поэтов

что конвертация валют -

с весёлым криком "Лето! Лето!"

весну забвенью предают,

а за весну отплатит осень

и кровью лета вспыхнет лес,

и в ноябре устало сбросит

свой чёрно-бурый ирокез,

сверкнёт из лужи-амальгамы

снежинок первых кутерьма,

ребёнок крикнет: "Мама! Мама!"

А мать откликнется – "Зима".

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Хорошее название у Сборника 20.

И вот ведь кажется "обо всём сказано", а автор возражает "но не обо всём подумано"(с). И воистину так, читая эти стихи идёшь за ними, как за той самой дудочкой волшебной. Подкупает всё: и внутреннее наполнение и безупречная форма,и эмоциональная наполненность, доверительная, где-то даже беззащитно-откровенная иетонация поэтической повествовательности, которые в соединении и выдают искомую гармонию. А гармония-это и есть то, чего мы все взыскуем в этом противоречивом мире.

И, порой, надо вот так разложить его до элементарных частиц и высвободить гармонию из клети (или оков гравитации), раз уж на языке мироустройства заговорили, очистить от наростов словесной шелухи до мандельштамовой первоначальной "немОты", чтобы расслышать "кристаллическую ноту, что от рождения чиста..." Освободившись от всех пут, рассыпавшись на элементарные частицы, стать музыкой, стать светом - и... вот уже из музыкальной шкатулки стихотворения пролились волшебные звуки музыки, звуки незамутнённой поэзии:


Но что-то осталось во мне от загласного зренья,

в котором слова превращаются в свет голубой

и, расплываясь, теряют любые значенья —


там сбудется всё и отхлынет, как эта листва.

Небесные пчёлы мою соберут медуницу,

и свет отворится и спрячет в свои рукава,

на самое дно, где лишь музыка длится и длится.


Второе стихотворение из божьего рукава вызывает лир.героя в жизнь, как в бой. Рефрен "ВЫХОДИ" - императив, приказ самому себе - жить здесь, на этой грешной, загаженной, Земле, которую надо защищать. Как? Автор отвечает на этот вопрос. Методы, которые он предлагает, совсем нге похожи на пикеты "партии зелёных" Хотя автор тоже призывает выйти на улицы города и мира, выйти в жизнь, даже если вместо "дольней" музыки "звучит "пиф-паф"..

Не могу удержаться, чтобы не вспомнить мультяшку и сакральное: "Леопольд, выходи, жалкий трус"...

Лирический герой робеет перед свинцовыми мерзостями жизни, ему бы остаться музыкой, светом, очарованными кварком, но нужно жить в грохоте и суете, где райскую тишину и мандельштамову "настоящесть" распластает до кости чудовище мегаполиса..

Тишину до кости распластав,

ляжет город в косые дожди


(ляжет, как в больницу, как в реанимацию)

Лирический герой и страшится этого урбанизированного чудовища, его душа жаждет иных картин, иных звуков, но он понимает необходимость бинтовать израненную грудь города и мира и прикладывать небо к зачумлённой голове, то самое небо, которое совсем пропадает в безумной оргии рекламных монстров, застивших своим неоновым лживым светом живые правдивые звёзды...

Это стихотворение можно было бы назвать программным. Здесь суть поэзии, разложенная в первом стихотворении до элементарных частиц, очищенная от лжи произнесённых слов до музыки и света, собрана и сотворена вновь, вынута из волшебного рукава Творче, и одарена просветлённой ментальностью...

Назначение выокой поэзии - врачевать истерзанный мир, кормя его с руки, как кормят больного зверя -- "словно крошки роняя слова, в нежилую его худобу."

СУРОВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВЫБРАЛ СЕБЕ ПОЭТ, ничего не скажешь...

Третье стихотворение в подборке, Гамлет - квитэссенция, выжимка из Шекспирового героя и переложение его духа в стихотворную форму, размером с элементарную частицу. Нанотехнологии пришли в стихосложение самых талантливых поэтов!) В сравнении с количеством строк, посвященных герою его Создателем -это кристалл, на который записаны все поиски и метания самого трудного детища Шекспира... Стихотворение с некой сумасшедшинкой, как и его герой, как и все мы, когда крепко задумываемся о самом элементарном - смысле жизни.Когдасталкиваемся с обстоятельствами, вызывающими смятенный вопрос: "Быть или не быть?"

Я нашла в этой подборке всё, что люблю в поэзии: музыку, техничность (в хорошем смысле), и мысль, "вооружённую рифмой", эмоциональный заряд,выстреливающий в десятку, которая "супер".

Мысль, которая была озвучена Мандельштамом и другии авторами, эта вечная мысль о вечном, Автором подборки продумана по-другому, подана через иной свет, иную музыку.

То есть я нашла в ещё и новизну, а вот это уже здорово!

Спасибо, Автор!


Дымка (кратко)


Впечатление противоречивое. От умиления до возмущения. Несколько мест хочется наизусть выучить. И читать ребёнку. Простотой темы времён года и финалом подкупает 3-е стихотворение. Однако, хорошо в этой подборке не везде.


Вот (последние две строки) ай, как хорошо:


...сверкнёт из лужи-амальгамы

снежинок первых кутерьма,

ребёнок крикнет: "Мама! Мама!"

А мать откликнется – "Зима".

Однако, несколько удручила вот эта часть:

а за весну отплатит осень

и кровью лета вспыхнет лес,

и в ноябре устало сбросит

свой чёрно-бурый ирокез

Конкретно- "ирокезом". Нет, я понимаю, что это название модной стрижки, но ведь без кавычек дано! А без кавычек дело-то нехороший оборот принимает с оттенком межнациональной розни.))) Ая-я-яй...

(Подробно эта подборка будет разобрана в матче с "Монологом гусара. Название обзора "Мадам против Любимки")


А в этом матче счёт:



3-0


Рецензии