Альберт Швейцер

«Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить,» -
писал Альберт Швейцер  (Аlbert Schweitzer), немецкий врач,  философ, богослов и музыковед, человек, испытывавший благоговение перед жизнью. Он вошел в историю как великий гуманист (14 января исполнилось 135 лет со дня рождения). Ему представлялось непостижимым, почему люди не понимают такую простую истину: каждая жизнь священна, вне зависимости от значимости, масштаба…

Альберт Швейцер появился на свет в 1875 году  в семье пастора Луи(с) Швейцера и Аделе, урожденной Шиллингер, в городке Кайзерсберге 
(Верхний Эльзас-Лотарингия, принадлежавший тогда Германии, ныне это территория Франции.
Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-прусской войны 1871 г., было получено германское гражданство). И с отцовской, и с материнской стороны его предки были пасторами и церковными органистами.

...Несмотря на достижения в области философии, теологии, музыковедения, Альберт Швейцер чувствовал себя обязанным выполнить клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя «непосредственному служению человечеству». Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Швейцеру, что надо делать для выполнения задуманного. «Отныне мне предстояло не говорить о евангелии любви, – объяснял он позже, – но претворить его в жизнь».

... 50 лет своей жизни Швейцер провел в сердце Африки - Габоне -  помогая больным  малярией и лепрой в Ламбарене.
Он умер в мире и согласии с самим собой, прожив 91 год.

В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе.
Своими статьями он выступал против войны и атомной смерти во всемирном масштабе.

B 1952 году  Швейцеру была  присужена Нобелевская премия мира.
 Всю сумму денег он истратил на постройку лепрозория в Ламбарене.

Живя жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни.
Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия.

«Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики.»

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.»

Он умер в мире с самим собой в  91 год. Его похоронили недалеко от госпиталя, на габонской земле, рядом с его женой. На его могиле установили простой деревянный крест, который он сам для себя сделал.

Остался госпиталь, созданный его руками (руководство больницей перешло к их дочери).
Остались написанные им книги.
Не меркнет самый пример Швейцера — Человека для людей.

Афоризмы Швейцера.

Судьба всякой истины - сначала быть осмеянной, а потом уже признанной.

У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.

Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.

Знать друг друга - не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.

Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Я - жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить

Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.

Абстракция - это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни.


http://n-t.ru/nl/mr/schweitzer.htm
http://www.foxdesign.ru/aphorism/author/a_schweitzer.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.