Капитан, обручённый с Арктикой. юмор

автор Феликс Цыганенко http://www.proza.ru/avtor/feliksik , фото из Интернета
На снимке: выгрузка на ледовый припай. Груз для полярной станции.

Дизель-электроход «Куйбышевгэс» - судно старенькое, а экипаж  молодёжный. Матросы - красавцы, как на подбор: рослые, физически сильные, работящие. Один Коля Белов, двухметровый гигант – чего стоил?! Тяжёлый труд на старом судне - сплачивал людей, потому экипаж был очень дружный. И капитан Анатолий Матвеевич Кашицкий – особый моряк, арктический, всем плаваниям за границу предпочитал рейсы в высокие широты. Ходовая вахта на мостике – живой свидетель, какое он испытывал удовольствие, когда за кормой оставался побеждённый, раздавленный его судном лёд.
И молодёжи пояснял:
- Вот где кроется подлинная романтика! А вы всё за границу рвётесь…  Разве можно сравнить просторы Арктики, её чистейший воздух и голубые айсберги с кубинской духотой или пыльным Гамбургом?
Молодые моряки посмеивались, им, конечно, заграницу подавай, но капитана уважали за его искреннюю и безраздельную любовь к Арктике.

Для Анатолия Матвеевича судно да полярные моря – словно дом родной! А как иначе? Если он провёл здесь большую часть жизни. При плавании во льдах капитан редко покидал ходовой мостик. Выхаживая от борта к борту в домашних тапочках и широких подтяжках, удерживающих спадающие брюки, он напевал вполголоса старую колымскую песню: «Товарищ Сталин, вы большой учёный…» Вахтенный матрос у рулевой колонки, уважительно глядя на худощавого капитана, лишь усмехался…

В свою очередь, капитан уважал и по-отечески, заботился о моряках. А уж на всякие шуточки и юмор – большой любитель! На стоянке в Мурманске он приобрёл новый форменный костюм, а старый парадный китель с четырьмя галунами (нашивками) подарил боцману Олегу Бенч. Тронутый вниманием дракон – как называли на флоте боцманов, обязался выходить на швартовку в родном порту лишь при мундире. Правда, попросил капитана дополнить гардероб фуражкой. И это очень необычно и даже забавно смотрелось с причала. Удивлённые на берегу швартовщики, глазели на полубак, где у брашпиля колдовал человек не в привычной  робе, а в капитанском кителе и форменной фуражке...

В арктическую навигацию экипажу «Куйбышевгэса» предстояло обеспечить снабжением несколько полярных станций на островах Карского моря. При работе в экстремальных условиях, не обойтись без форс-мажорных ситуаций. Потому выгрузка на понтоны или ледяной припай - это школа мужества и флотской смекалки. Обычные моряки, ничем не проявившие себя в загранрейсах, в Арктике проявляли незаурядные человеческие качества. Случалось, что под винт катера, буксировавшего понтон к берегу, попадал швартовный канат. Тогда двигатель мог заглохнуть, а катер унести  в ледяные поля. Так что приходилось и  нырять в ледяную воду…

При рейдовой  выгрузке на остров Уединения, судно окутал густой туман. На море оставалась лёгкая зыбь после шторма. Две моряков на понтоне у борта судна принимали груз из третьего трюма. Накатившая вдруг волна приподняла понтон, а убегая…  оборвала швартовные концы. Сильное течение вмиг подхватило плавсредство с моряками и оно моментально скрылось в тумане. К счастью, не растерялась вахта в машинном отделении – по команде с мостика быстро запустили дизеля. Плавсредство догнали, ориентируясь по локатору и шуму с понтона. Это электрик Володя Бондаренко сообразил, давая о себе знать в густом тумане кувалдой о металлическую палубу. По словам капитана Кашицкого, ещё бы миля и  понтон унесло в ледяные арктические поля! Не помог бы тогда и судовой локатор…

В арктический рейс Анатолий Матвеевич взял сына. Однако, не на прогулку, а поучаствовать в рейдовой выгрузке. Пусть, мол, узнает морскую службу, Арктику и корабли…   не с цветной открытки или кино журнала, а в непосредственном контакте. И боцману Олегу Бенч наказал не жалеть Кашицкого-младшего, долговязого, худющего юношу, а учить его морским премудростям по полной программе. Потому моряки  на палубе уже не удивлялись, когда слышали с мостика суровый голос капитана, усиленного мегафоном:
- Дракон! Почему у тебя Кашицкий не работает и простаивает у борта, словно девица на выданье?..
Капитан Кашицкий справедливо считал, что не загранрейс, а именно Арктика подойдёт для закалки характера молодого моряка…

Быстро заканчивалось короткое арктическое лето, подкрадывалась полярная ночь, ухудшалась ледовая обстановка. Однако и моряки завершали навигацию, слава Богу, в этот раз обошлось без травм и увечий. Во многом, благодаря, умелому руководству мудрого капитана Анатолия Матвеевича Кашицкого.


Рецензии