Несколько взглядов на Дон Гуана

Татьяне, со всем уважением

26 июля 1997.

 Авторский взгляд

Простите Дон Гуана, Донна Анна;
Он, право слово, парень неплохой.
Пусть много было баб у Дон Гуана,
Но он всю жизнь стремился к вам одной.

Он, вас увидев, позабыл Лауру
И остальных, такие вот дела!
Какая-то из многих стрел Амура
В распахнутую грудь ему вошла.

И вот он перед вами на колена
Упал и о любви твердит своей;
Мол, в жизни совершилась перемена,
И умер в нем навек прелюбодей.

Вы чувствуете, что-то вдруг случится,
Пылает страстью Дон Гуана взор,
Но скоро каменной своей десницей
К вам в двери постучится Командор.

Придет последний миг для Дон Гуана,
Но перед тем как сгинет он навек,
Прощаясь, поцелует Донну Анну,
Как искренно влюбленный человек.




14 октября 1997.

Собственный взгляд – 1

Гремят в ночи тяжелые шаги.
Неужто Командор? О, правый Боже!
Вновь встретились заклятые враги,
И хладным потом обжигает кожу.

Открыта дверь. «На зов явился я!»
Под тяжестью запели половицы.
Уже я не боюсь. Рука моя
Легла покорно на его десницу.

Мрак надо мною крылья распростер,
В тартарары навечно камнем кану…
Ту руку мне сжимает Командор,
Которою ласкал я Донну Анну.

О, как была ты, Анна, хороша,
Мне музыкою были твои стоны…
Нам не увидеться. Моя душа
Пребудет вечно там, за Ахероном.



14 февраля 2000.

Собственный взгляд – 2


                …из наслаждений жизни
                Одной любви музыка уступает;
                Но и любовь мелодия…
                АСП  Каменный гость.


Шалью черной-черной, без просвета,
Скрыла ночь вечернюю зарю…
Женщины – как будто инструменты,
На которых я мелодию творю.

Чистым, без бемолей и диезов,
Звуком над скрипичною струной
Прозвучит лишь: «Бедная Инеза!..»
И исчезнет в темноте ночной.

Рук пробежка по клавиатуре…
Отзовется звуками рояль…
Я вздохну о молодой Лауре
И скажу негромко: «Очень жаль!..»

Но звучит, как тихий вздох органа,
За которым сразу – пустота,
Сладостное имя – Анна!.. Анна!..
Только я не тот… Она – не та…



14 февраля 2000.

Взгляд иронический


Время мифы сочинять приспело,
Будто к этому сигнал был дан…
Говорят, как будто Лепорелло
Бабник был почище, чем Гуан.

Все; красотки и такие бабы,
Что их красивее крокодил,
Дружно они складывались в штабель,
Если он Севильей проходил.

С каждой обращался столь умело,
Что молились просто на него…
Вот таким был, братцы, Лепорелло;
Лучше господина своего.

Но история – такая дама…
А иначе, как понять, на кой
Вознесла всех выше Дон Гуана,
Лепорелло сделала слугой.

Вот такая вышла шутка злая,
Утонувшая в пыли времен…
Дон Гуана ныне всякий знает;
Ныне бабник знаменитый – он!!!


14 – 15 февраля 2000.

Женский взгляд – 1


Нет в Испании могилы Дон Гуана,
Да и памятника нет ему доныне,
Чтобы было, где прекрасным юным дамам
Слезы лить по настоящему мужчине.

И поэтому все чаще вечерами
Закрывают дамы ставни, окна, шторы,
Чтоб не видеть, как шагают на собранье
Всех веков давно прошедших Командоры.

Речи льются, и читаются доклады…
Все расходятся обратно утром рано…
На камзоле каменном блестят награды
«За изгнание распутного Гуана!»

И на целый день на площадях застыли;
Вдаль глядят они – тщеславные бараны…
Ему памятника нету и в Севилье…
Но зато он в сердце есть у каждой дамы.



22 февраля 2000.

 Женский взгляд – 2


Басконья, Севилья, Гранада,
Кастилия и Арагон…
На шею ему, как награда,
Куда б не приехал бы он,

Какие не вешались дамы;
От юных до дряхлых старух,
От честных уродин до самых
Красавиц, увы, потаскух.

Но каждой всегда находил он
Какие словечки сказать,
Красавицу и «крокодила»
Он нежно умел приласкать.

И главная в этом причина,
Что в жизни не ведал преград
И слыл настоящим мужчиной
Севильский отчаянный гранд.



27 февраля 2000.

Ретроспективный взгляд


Он каждой встречной дамы соблазнитель;
Плевать, бордель, святая ли обитель.
В лихих дуэлях славный победитель,
И от победы в каждой, словно пьян.
От Пиренеев до самой России
Все дамы заполошно голосили…
А он всем рад – уродкам и красивым…
Кто он такой? Да просто – Дон Гуан!

Как повар, нашпиговывая донов,
Давно бы проклят был, но вот Мадонна
К нему была, как дама, благосклонна;
Я, мол, идальго аду не отдам!
Так жил он, совращая, дам прекрасных,
Не ежедневно даже – ежечасно…
И шел по жизни, не боясь напастей,
Севильский обольститель  - Дон Гуан!
      
Когда же Богу страшно надоело,
Терпенье накалилось до предела,
Пусть Богоматерь умолить хотела,
Но Сатане тотчас приказ был дан.
Тот, действуя отнюдь не за награду,
Послал статую обезвредить «гада»…
И так доставлен был в глубины ада
Распутный и безбожный Дон Гуан!

И хоть века над миром пролетели,
О нем баллады, серенады пели:
Герое на дуэли и в постели,
Убийце донов и усладе дам.
Его клянут и превозносят люди,
И как умеет каждый, так и судит,
Но не забыт и никогда не будет
Лихой севилец – славный Дон Гуан!



12 июня 2000.      

Полемический взгляд      
 (Давид Самойлов «Старый Дон Жуан»)


Сплетни, кривотолки, пересуды…
Рты позатыкать всем – негуманно…
Разрешите не поверить, сударь,
В стих про постаревшего Гуана.

Одиссей, и Дон Кихот, и Фауст –
Помнят всех их люди постоянно…
Подкрадется к ним тихонько старость,
Только не подкрасться ей к Гуану.

Не могу себе представить старцем
Дамского угодника Гуана;
Чем их ублажать – неужто пальцем –
Это так нелепо, глупо, странно.

Старости не взять его за ворот,
Ведь не зря есть шпага у Гуана…
Пусть летят века – все так же молод;
Это подтвердит любая дама.


1 августа 2000.

Простодушный взгляд


- Qerida mia! – каждой в упоенье
Шептал на ушко,
Пред нею становился на колени…
Она в подушку,
Проснувшись поутру одна, рыдала
О славном доне,
А он уже: «Senora, de mi alma!» -
Другой долдонил.
Но, будучи застигнут мужем, смело
С лихой отвагой
Из дам замужних быстро вдов он делал
Своею шпагой.
Мужчина – в землю, дама же – на ложе
Ложилась страсти…
Так жил он, списка два своих итожа…
И был тем счастлив.



3 октября 2000.

Фантастический взгляд

Ох, испанские славные доны!..
До чего ж с ними много хлопот!..
На пути, что ведет в Барселону,
Повстречались Гуан и Кихот.

В небесах лишь заря догорела,
Птичий щебет на ветках утих,
Санчо Панса, да и Лепорелло,
Сладко спали в постелях своих.

Полумесяц на небе так слабо
Освещал, что творилось внизу;
Ведь, когда говорили о бабах,
Дон Гуан не заметил слезу,

Что пролилась из правой глазницы,
Из-под сжатых в отчаянье век…
Свое сердце Печальный сей Рыцарь
Дульцинее лишь отдал. Навек.

Все трепался Гуан в упоенье,
Дескать, так вот разложишь ее!..
А идальго вскипал в возмущенье,
И все крепче сжималось копье.

А когда, и с азартом, и с жаром,
Аж слюною стал брызгаться он,
То одним в меру сильным ударом
Греховодник был насквозь пронзен.

До сих пор в бренном мире толкуют:
- Наказанье развратников ждет!!! -
И во всем обвиняют статую…
А виновен-то лишь Дон Кихот.


31 января 2001.

Косвенный взгляд

Когда росу роняют померанцы,
Под  кастаньет ритмичный перещелк,
Гитана, извиваясь в страстном танце,
Взвивает юбок и вуалей шелк.

И музыка фламенко огневая
У кабальеро из-под струн летит...
Гитана, юбки и вуали развевая,
Вся страстью переполнена кружит.

И звонко хлопают в ладоши доны,
Поддерживая ритмы кастаньет.
Над патио летят гитары звоны
И звоны в ноги брошенных монет.

Восток краснеет, значит, утро скоро,
Но в страстном танце вряд ли кто устал...
А памятник гигантский Командора
Опять на свой поднялся пьедестал.


25 мая 2001.
   
Фантастический взгляд – 2

Поэт уснул, забросив все дела,
Не то чтоб поздно и не то чтоб рано,
А в полночь ровно тень к нему пришла,
Ну да, конечно, самого Гуана.

Войдя, присела тихо на кровать,
Беседу тут же завела с поэтом.
Уж коли гость такой, куда там спать,
И полились слова о том, об этом.

Об э т о м более говорено;
Ведь тема – бочка Данаид – бездонна…
- Назвал же кто-то женщиной бревно!.. -
Кричал поэт в запальчивости дону.

- Всему тебя приходится учить…-
Поэт на это услыхал от тени
Но можно и бревно расшевелить,
Коль применить сноровку и уменье.

- Без практики ты не поймешь, ей-ей! -
Подбил Гуан итог беседы мудрой.
И с парочкой прекраснейших теней
Такую тут устроил Кама-Сутру.

И длилась Кама-сутра до утра…
Лишь небо посветлело на востоке,
Гуан промолвил: «Что ж, дружок, пора!..
И впредь не забывай мои уроки…»

Наверно – это сказка, миф, обман,
Но с той поры поэт умеет э т о…
И приходил недавно Дон Гуан,
Чтоб похвалить ученика-поэта.



17 – 18 марта 2002.

Фантастический взгляд – 3

В кабаке, над бутылкой «Клико»,
В одиночку, без удержи пьян,
Он сидел. Вдруг, шагая легко,
В двери тихо вошел Дон Гуан.

Так же тихо к столу подошел,
Где сидел над бутылкой поэт…
- Угостить Вас?..
                - Ну, что ж, хорошо,
Только выйдем, пожалуй, на свет.

И, опершись о невский гранит,
Повернувшись к твердыне спиной,
Повели Дон Гуан и пиит
Разговор свой о тех и о той.

Длилось дружеское рандеву
Очень долго, и тек разговор,
И летели бутылки в Неву…
…месяц, крадучись, вышел, как вор…

И пора расставанья пришла;
Попрощались они горячо,
И поэт возвратился к делам,
И растаял Гуан за плечом.

Месяц крыши покрыл серебром,
Звезды льют свой рассеянный свет…
И, макая в чернила перо,
Строчку первую вывел поэт.



17 июня 2002.

Параллельный взгляд

Прихотлива память, вот же гляньте;
Два испанца помнятся в веках:
Странствующий рыцарь и романтик
И угодник дамский – вертопрах.

Каждому из них своя работа
В жизни предназначена была;
Ратный подвиг – это Дон Кихоту,
Дон Гуан – амурные дела.

Для всего одной Прекрасной дамы
Открывалась рыцаря душа,
Подвиги ей посвящал упрямо
Он, благоговением дыша.

А севильцу были эти дамы
Круговертью, словно карусель.
В жизни фарс переплетался с драмой;
Им – постель, а их мужьям – дуэль.

Кружится Земля в извечном танце,
Навевая сладостные сны…
Как душа и тело два испанца –
Как медали обе стороны.

18 октября 2002.

Пошлый взгляд

Такой вот приземленный быт;
Ему уже не до оваций –
Не стОит, если не стоИт,
На баб и девок покушаться.

Не стоит, право, соблазнять,
Когда от счастья – только долька…
Уже роскошная кровать –
Лишь мебели предмет… и только.

Конечно, пальцы и язык
Ласкают их ничуть не хуже,
Но он за столько лет привык
Быть все-таки мужчиной, мужем.

И потому-то, в доску пьян,
Пришибленный судьбы ударом,
Сидит стареющий Гуан
И… сочиняет мемуары.


25 января 2003.

Недоумевающий взгляд

Непонятная примета –
Это все довольно странно;
Но испанские поэты
Не поют про Дон Гуана.

И ни слова, ни полслова,
Что другое – Бога ради…
Будто не было такого
Ни в Севилье, ни в Гранаде.

Про корриду и про танцы,
А про Дона ни в какую…
Создал, что ли, он испанцам
Репутацию дурную?

Если уж придет охота
Вдруг в стихах воспеть испанца,
Сочинят про Дон Кихота,
А, отнюдь, не про Гуана.

Почему-то в дальних странах,
Южным солнцем не согретых,
Воспевают Дон Гуана,
Иль ругают, все поэты.

И в изнеженном Париже,
И в застылом Петрограде
Он поэтам даже ближе,
Чем в Севилье, чем в Гренаде.

И баллады, и сонеты
В честь его… и даже драмы
Сочиняют все поэты…
Между ними я, упрямо

Постоянно, неизменно
Сочиняю про Гуана…
В ритме яростном фламенко
Песню спой о нем, гитана!..


27 марта 2003.

Собственно-полемический взгляд

Зачем зовете на французский лад?
И чем так плох наш дольче кастильяно?
Ведь каждой даме, в принципе, я рад,
Однако откликаюсь на Гуана.

На букву Ж какой-то странный взгляд;
Напоминает мужа иль мужлана…
Один – благодаренье мне – рогат,
Другой – валяется в канаве, пьяный.

А я – Гуан! Кастилия, Севилья,
Баскония, Наварра, Арагон,
Гранада – этим именем честили

Меня рогатые мужья, чьих жен
Из славного источника любви
Я напоил… Меня ты ТАК зови!!!

25 октября 2003.

Ученический взгляд

Скитался по мирам и временам,
И тех, и тех изведал он немало,
Но как он не старался – Дон Гуан –
И ни на шаг стал ближе к идеалу.

Блондинок, рыжих и брюнеток – рой,
И каждая пленительно жужжала…
Он переспал практически с любой,
Но нет как нет меж ними идеала.

Смешенье цвета кож, разреза глаз,
Фигур, одежд – как будто в гуще бала…
Но получала каждая отказ,
Поскольку в ней ни капли идеала.

По скольким континентам он искал,
Века пронзая пущенной стрелою…
О, скольких принимал за идеал
По вечерам, а утром – был расстроен.

Пронзая взглядом женские сердца,
По временам-мирам бредет устало,
И будет так скитаться до конца,
Поскольку нет в природе идеала.

А я – Гуана верный ученик –
Его мечту не холю, не лелею;
Пусть идеалы на страницах книг,
Лишь женщины простые мне милее.




29 октября 2004.

Простой взгляд

Вновь каменный стучится истукан
Тяжелым кулаком в покои Анны…
Ты сам сюда зазвал его, Гуан,
Не говори теперь, что это – гость незваный.

Хотел его поставить на часах,
Чтоб от других хранил утехи ваши…
Но мечется испуг в твоих глазах,
И зубы с тихим перестуком пляшут.

Уходит в пятки грешная душа;
Ты посерел лицом, прогнулся статью,
Но все же делаешь навстречу шаг,
Протягивая руку для пожатья.

Исчезнет мир, и мира суета,
И ты уже не тот, каким был прежде…
Тебе открыты адские врата,
Войдя в которые оставь надежду…



Завистливый взгляд

4 января 2005.

Ну, что же, вот моя рука!
Да, тяжела твоя десница!..
Летят, как облака, века…
Влажнеют девушек ресницы…

Какой мужчина – Дон Гуан!
Пускай в аду он где-то ныне,
Но сколько женщин разных стран
Мечтали о таком мужчине.

Так им казалось, сделай шаг,
И телом станете единым…
Горит, горит его душа
У настоящего мужчины.

29 октября 2004.

Простой взгляд

Вновь каменный стучится истукан
Тяжелым кулаком в покои Анны…
Ты сам сюда зазвал его, Гуан,
Не говори теперь, что это – гость незваный.

Хотел его поставить на часах,
Чтоб от других хранил утехи ваши…
Но мечется испуг в твоих глазах,
И зубы с тихим перестуком пляшут.

Уходит в пятки грешная душа;
Ты посерел лицом, прогнулся статью,
Но все же делаешь навстречу шаг,
Протягивая руку для пожатья.

Исчезнет мир, и мира суета,
И ты уже не тот, каким был прежде…
Тебе открыты адские врата,
Войдя в которые оставь надежду…


4 января 2005.

Ну, что же, вот моя рука!
Да, тяжела твоя десница!..
Летят, как облака, века…
Влажнеют девушек ресницы…

Какой мужчина – Дон Гуан!
Пускай в аду он где-то ныне,
Но сколько женщин разных стран
Мечтали о таком мужчине.

Так им казалось, сделай шаг,
И телом станете единым…
Горит, горит его душа
У настоящего мужчины.




15 июля 2006.

Дон Гуан – однолюб? Вот такое ха-ха!
Как собака в репьях, он настолько в грехах.
Ну, поэт! Ну, мастак! Вишь, какое загнул!
Может, парень слегка головой прихворнул?
Где такое узнал? Кто тебе нашептал?
Как посмел ты такое промолвить, нахал?
Дон Гуан – однолюб? Как тогда понимать
То, что женщин менял он опять и опять?
Успокойтесь, прошу, тут совсем не изъян:
Потому, как и впрямь однолюб дон Гуан.
Сотни женщин сменил потому, что искал
И не мог все найти лишь одну – идеал.
А когда, наконец, Анну он повстречал,
То пришел Командор, и в итоге – финал.
Вот такая судьба… и остался в веках,
Как собака в репьях, дон Гуан весь в грехах.


Рецензии