Пятница. Вячеслав Ильин
Есть много общего в двух таких разных (казалось бы) вещах, как семейная жизнь и жизнь творческая. И там и там случаются кризисы. Творческий кризис и кризис снижения сексуального влечения в паре очень похожи по внутреннему строению. Но давайте по порядку, по очереди.
Я бы назвал 2 основных момента, необходимых для сохранения живого сексуального влечения в паре.
1. Чуткость к себе и партнёру
2. Осознанное принятие риска и нестабильности в отношениях, изменчивости как своих чувств, так и партнёра.
Оба партнёра должны осознавать, что зафиксировать чувства невозможно, и нужно замечать изменения в себе. Невозможно всегда одинаково любить, невозможно постоянно одинаково возбуждаться на те же стимулы. Пока люди живы, их потребности меняются. Поэтому всегда есть риск потерять контакт друг с другом, всегда есть риск, что партнёр, или Вы сами, влюбитесь или возжелаете кого-то ещё. Этот риск надо уметь принимать. И поэтому совместная жизнь - это постоянная чуткость к себе, друг к другу, и постоянное обновление "договора". Если же в паре нет роста личностей, нет обновления и "передоговаривания", то это стагнация и смерть для отношений.
Сексуальность не может быть сосредоточена на одном человеке, и необходимо осознавать свои чувства ко всем остальным не-партнёрам. Можно не изменять партнёру, но невозможно запретить себе реагировать на других. Если же своё возбуждение загнать в рамки жесткого подавления, оно погаснет и с партнёром.
Теперь - как же устроен творческий кризис. Да так же. Только партнёром в этом случае каждый является самому себе. В гештальт-психотерапии есть такое понятие как "контакт с собою". Он ничем не отличается от "контакта с другим".
Внутри каждый из нас - это бездонная глубина души, неисчерпаемое бессознательное. Мы полны тайн и сюрпризов. Ещё вчера мне хотелось светлого пива, а сегодня хочется тёмного - вот сюрприз, откуда это взялось? Тайна покрытая мраком. (Ну, не будем тут дискутировать о физиологических потребностях и о химическом составе пива).
Наши чувства изменчивы. Наши потребности растут - и происходит рост личности, расширение кругозора, познание мира. Если мы чувствительны к новому в себе - это и есть творческий потенциал. Если же мы реализуем эти новые желания - то это творчество. Творчество всегда связано с риском и неизвестностью. Я не знаю, чего мне захочется в следующий миг - и это есть условие для возникновения нового. Когда я сочиняю стихи - я не знаю наперёд, что получится, не знаю - буду ли я выглядеть хорошим человеком, выпуская наружу свои чувственные импульсы. Я не знаю, одобрят ли меня и моё творение читатели. И всё-таки рискую. Рискую в том числе и тем, что нифига не родится нового или интересного. А если я ничего не написал - поэт ли я? Я теряю статус и самоуважение, я пугаюсь.
Но если я в состоянии выдерживать страх, рискуя, если я в состоянии признать себя любым - агрессивным, пошлым, скучным или даже НЕ творческим - я расслабляюсь. Я могу быть каким угодно.
И тогда, когда я расслаблен - мне легко творить или не творить. Я возбуждаюсь новой идеей, но если её не удалось написать - грущу и прощаю себя. И тогда я живой, чуткий к себе, и гораздо больше шансов всё-таки что-то творческое создать. Тогда я снова возбуждаюсь идеей, рискую, творю.
А творческий кризис - это стагнация. Если вы входите в одну и ту же реку раз за разом, и она всё время та же, тогда это - болото, а не река. В сравнении с сексом, это попытка творчества в одной и той же "позе" годами. Но одна и та же творческая поза приедается, возбуждение падает. Может быть поэтому авторы, которые нашли "свой стиль" и перестали экспериментировать и рисковать - выхолащиваются в своих произведениях.
Свидетельство о публикации №110021200480
А вот что Вы, Вячеслав, вкладываете в понятия "творческая поза" и "свой стиль"? И СТИЛЬ вообще?
Я не от пофлудить-нечего делать-выходной (ага, и от этого тоже! :)) Мне, правда, интересно именно ВАШЕ мнение (последний абзац довлеет, блин...) Ибо - она самая, стагнация. Точнее, полнейшая творческая импотенция и глубочайшее отвращение ко всему рифмованному, а также срифмованному лично мной за три года на стихире. И отсутствие наличия (или наоборот) того самого стиховлечения и последующего стихокоитуса (ы :0)
Вячеслав, СТИЛЬ - это ОДНОЖАНРОВОСТЬ? детерминированные ЛЕКСИКА и набор ОБРАЗОВ? ЧТО?? (во разорался... :))
Такой вот я хитрец, собравшийся под видом и предлогом рецки поиметь на шару консультацию специалиста :))
Жду ответа, как Чапай от Троцкого пакета, навеки ваш пациент,
Павел Судоплатов 13.02.2010 13:50 Заявить о нарушении
Положительная динамика в Вашем состоянии уже заметна. В Вашей активности прослеживаются явные признаки переноса, смещение направленности либидо с привычных творческих объектов на терапеута. Налицо положительный трансфер. Говоря по простому, желаете, чтобы я полодотворил Ваше сознание? Да запросто! :)))
Я не знаю, что такое "стиль" вообще, а в конкретной статье я имел ввиду невроз навязчивых действий, которые автор усиленно совершает, чтобы скрыть растущую тревогу, тревогу осознавания потери вдохновения.
Навязчивые действия могут быть разные. Кто-то навязчиво придерживается одной поэтической формы, жанра, тем, образов, лексики. А кто-то навязчиво экспериментирует, меняет все эти составляющие, как ловелас женщин. Но душевного комфорта не достигает.
А суть - не в навязчивости, суть в тревоге. Или других переживаниях, осознавать которые - трудно и не хочется.
Терапия начинается в тот момент, когда вместо метаний "кого из трёх любовников мне выбрать" (или какой жанр и лексику), пациент-автор заглядыват внутрь и начинает чувствовать себя. Тогда уже есть шанс разобраться.
Psyna 13.02.2010 12:44 Заявить о нарушении
ТераУх ты, почетный гражданин города Златоуста (от глаголов тереть и уши, хыхы))
лан, извини... те) незаметно для себя перешел на ТЫ
исправлять не стал, пущай сей порыв станет штрихом к... гм... трансферу в части переноса вектора либидо... (представляю, как щаз ржуть "творческие объекты", с которых я собссно перенес... блин, я не могу завершить эту фразу!!!)))
короче, граждане, полодотворил (с) он моё сознание :)
/прикидываю, обратился бы к Убыбу... о май майнд!!! Убыб, дружище, респекты!/
а если серьезно, я так и не знаю, что означает понятие СТИЛЬ применительно, например, ко Мне, Дёминой, Баскакову, Румянцеву, Дари... (не расшифровываю критерии составления списка, поскольку сам не могу (лень) вербально оформить :)
Вячеслав, прошу отнестись снисходительно к моему многословию, это, по-моему, как раз и есть выплеск того самого томления духа, которое стоит в ряду с суетой сует :)
/эх, вот бы на тесты к Ильину, скока про себя узнал бы!... денег вот жалко, а так бы.../
Павел Судоплатов 13.02.2010 13:22 Заявить о нарушении
Всё суета сует —
И мысли, и слова.
Ты суетен, поэт,
Поэзия мертва.
Мертва, как всё вокруг
Бесцельностью своей,
Она не стоит мук
И поклоненья ей.
Она не стоит мук
Растраченной души.
Послушай, брат и друг:
Довольно, не пиши.
Ты умер и отпет,
Но зарифмуй сперва:
«Всё суета сует,
Поэзия мертва».
Алиса Деева(с)
Павел Судоплатов 13.02.2010 13:34 Заявить о нарушении
Стихотворение потрясающее! Очень понравилось, спасибо, Алисе респектище!
Я тут подумал, что к понятию СТИЛЬ очень близко психологическое понятие "акцентуация характера". Это совокупность стабильных психических образований, тенденций в поведении человека.
Стабильным фактором, скорее всего, может быть воплощение в стихах базовых ценностей автора.
Применительно к себе (не ставить же опыты на других), я замечаю такие элементы стиля как оригинальность, склонность к мистико-философствованию, иронию и самоиронию, идейную насыщенность текста, склонность писать из эгоцентричной позиции.
В музыке моя группа сейчас дрейфует от рок-н-ролла и блюза до бард и фолк-рока, с заплывом в вальсы и польки. Этому безобразию я недавно нашёл хорошее определение ФОЛК-БАРДАК. :)
Psyna 13.02.2010 15:28 Заявить о нарушении
А зашоренность и самоограничение в музыкальном плане я никогда не приветствовал. Так что, бардак - форева! :)
Павел Судоплатов 14.02.2010 12:50 Заявить о нарушении
Psyna 14.02.2010 13:24 Заявить о нарушении