Часть 3. Булгарские летописи

Булгарские источники о мирном времени:
"ВИСУ — страна, расположенная за булгарами. Между ними расстояние в три месяца [пути]. День там длинный, и не видят они мрака. Затем наступает длинная ночь, и не видят они света. Жители Булгара везут к ним свои товары для .торговли. Каждый из них кладет свои товары в определенном месте, делает на нем отметину и уходит. Потом возвращается и находит рядом с ними товары, которые годятся для его страны. Если он удовлетворен, то он берет предложенное в обмен и оставляет свои товары, а если нет, то он берет свои товары и оставляет предложенное в обмен. Продавец не видит покупателя, и наоборот.  Жители Вису не входят в страну Булгар, ибо, когда они входят, там изменяется климат и  наступают холода, даже если это происходит летом, и у них гибнет скот и засыхают растения. Поэтому [жители Булгара] не разрешают им входить в их страну."
«Между этим местом (жительства вису) и между их огромной рекой, текущей в страну Хазар, называемой Атиль, около фарсаха (6 км). И на этой реке  место рынка, который бывает во всякое время, и на нем продается много полезного товара».
Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим ал-Гарнати ал-Андалуси - совершал поездки в страну Булгар в 1135 и 1150 г.:
"У  Булгара есть область, жители которой платят харадж (не являются мусульманами), между ними и Булгаром месяц пути, называют ее Вису... А день там летом 22 часа. И идут от них чрезвычайно хорошие шкурки бобров... А за Вису на море мраков есть область, известная под названием Йура ...А эти мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Затем булrарцы везут их в Вису, где водятся бобры. Затем жители Вису везут их в Йуру, и ее жители покупают их за соболиные шкуры, и за невольниц и невольников. А каждому человеку, живущему там, нужен каждый год меч, чтобы бросить его в море мраков...
Я видел группу их в Булгаре во время зимы: красного цвета, с голубыми глазами, волосы у них белы, как лен, и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобровое и беличье мясо и мед".

Летописи Джагфара:
"...Джилки стал расширять пределы своего государства... А на севере бий Куш подчинил Булгару арские, сэбэрские и урские племена, проживавшие между реками Нукрат-су (Вятка) и Чулман (Кама) и Кар дингезе. Северные арские владения стали называться провинцией Бийсу (Кировская область), а сэбэрские - провинциями Ура и Байгул"
....Хорыс-юлы считался третьей по значению дорогой Булгарии после Нукратской и Бухарской, поэтому на нарушения ее безопасности булгарские каны реагировали быстро и всеми силами....
Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII - XIV вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак Т, означавший лук и стрелу и называвшийся «Балуанская (Богатырская) Тамга». Этот герб даровал городу Нукрату (Вятка) и Бийсу (Кировская область) сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. - в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе, с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа - князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата.  /...Хальми выдал разрешение на торговлю в Бийсу еще Нуретдин, и все его потомки занимались этим и отличались честностью и неустрашимостью."
"...Место поселения булгар между устьем Бури-чая и Джалдой, где находились города румцев, Бел-Кермек назвал Алтыноба - в память об осаде Алтын Баша.  Оставленный лагерь потом стал городом, который местные ульчийцы называли Галиджем, а булгары - “Учулы” (“[Город] Трех Сыновей [Атилле]”).
... Этих булгарских ульчийцев стали называть анчийцами (анчылар), то есть “пограничными”, “окраинными”, так как они были поселены на северных рубежах бекства (бейлика) Кара-Булгар - в Учулы и на Бури-чае..."
Булгарские источники о военных действиях XI-XV век:
. ... 12 мая 922 г. Великое посольство из Багдада, которое через все перипетии провел Абдаллах ибн Башту, въехало в столицу страны город Болгар. Алмыш согласился разрешить конфликт бескровно. Повстанцы сдались и были прощены царем-мусульманином, что еще более подняло авторитет ислама в глазах народа. Кроме того, повстанцы – бии и их люди – были воинами, а воины Алмышу были нужны, чтобы вести войну против хазарского кагана. Для джихада (священной войны за веру) булгарский царь собирал силы. Из Яна Галиджа для участия в войне против хазар прибыл Салахби («Вещий Олег»), изгнанный из Киева сыном Лачына (Рюрика) Угыром (Игорем), который провозгласил Киевский бейлик независимым от Булгарии Русским княжеством. Династия Урус-Айдара, к которой относился и Угыр (Игорь), называлась «урусской» по-булгарски, или «русской» по-славянски. Да и киевские булгары называли себя «урус-булгары». «Урус» в то время имело значение «великий». Вполне естественно, что Угыр (Игорь) не пренебрег этим названием. Так возникло древнерусское государство Киевская Русь. Салахби («Вещий Олег») неожиданно умер по прибытию в Булгар. Без его флота, имея в распоряжении только конницу, Алмыш не решился начать поход против хазар..."

"В 1262 году  Галидж получил от хана разрешение на войну с Державой и  галиджийцы вернули себе большую часть провинции Бийсу.
...В 1278 году хан Манкай велел галиджийцам захватить северные земли Булгара в обмен на утроение ими кыпчакской дани. Тогда галиджийцы, пользуясь тяжкими бедствиями, обрушившимися на Державу нашу, а также переселением в Галидж с других русских земель 500 тысяч ульчийцев (славян), захватили западную часть провинции Бийсу  и воздвигли там свои остроги. Опираясь на эти разбойничьи гнезда, галиджийцы стали врываться и в другие области Булгарского Севера. Для лучшего противодействия вражеским захватам эмиру Галимбеку пришлось образовать новую провинцию из южных земель Бийсу – Нукрат с центром в Колын-Кале. Улугбекскую власть в ее западной части – с самим Колыном – эмир передал в руки потомков Садыка и его булгарских ульчийцев, иначе бы Манкай силой заставил Державу передать Нукрат русским. Галиджийцы пожаловались хану на это, утверждая, что эмир надул его. Однако когда ханский посол-христианин проехал в Колын, то город встретил его колокольным звоном и хлебом-солью сына Садыка Ар-Буги – почтенного белобородого старца с крестом на шее, храбро совравшего прямо в лицо Татарину о его полной независимости от Булгара. Галиджийские доносители были обвинены во лжи и казнены к удовольствию Ар-Буги, ибо они были его личными врагами и в 1278 году отбили у него Джукетун (Устюг), присоединенный к Державе в 1237 году. Правда, посол возложил на Колын дань, как будто на отдельное владение, но она не была очень уж велика и обременительна для нукратцев, ибо эмир уменьшил на ее размер дань Колына Булгару. На самом деле тюрэ Колына продолжали подчиняться булгарскому улугбеку Нукрата, но назначались самими эмирами."
В 1292 году булгары участвовали в подавлении русского мятежа. «Горя ненавистью к неверным за разгром Черемшана и потерю почти всей провинции Бийсу за исключением Колынской округи, Кукчи со своими казаками, иштяками и башкортами взял вначале Булымер, а затем Балын, Джурги, Мер-Сулу, Амат, Улак, Мосху, Гулям – всего 14 городов. Так как неверным кыпчакам запрещалось грабить церкви, наши делали это за них – с таким же прилежанием, с каким урусы грабили мечети. Всех мужчин с оружием убивали на месте, кроме купцов и мастеров, а женщин и детей полонили. Галиджийцы перепугались, вернули Булгару восточную часть Бийсу и также стали платить дань Булгару за захваченные районы Бийсу».

"Нукратские ульчийцы (буквально – вятские славяне), которые называли себя также «будиш-лар» (батиш, ватиш, – вятчане), превратили «уч каек» в более удобное для себя «ушкуй», и все наши, в конце концов, стали называть разбойников по-нукратски. Другие же утверждали, что это слово происходит либо от названия первой добычи галиджийцев – трех овец, либо от названия округа «Уч Куй» на Верхнем Чулмане – недалеко от места его поворота на юг. Этот округ захватили галиджийцы в 1359 году, после чего укрепили его десятью острогами и превратили в главное разбойничье гнездо. Здесь они строили свои корабли, на которых потом пускались в свои разбойничьи набеги. Говорят, что жило там постоянно около 50 тысяч галиджийцев, и число это не уменьшалось, ибо туда бежали из Галиджа всё новые люди. У них были свои вожаки, которых они сообща избирали на своих сходах, и эти вожаки не подчинялись Галиджу и связывались с ним лишь в случае обмена добычи на хлеб, соль, одежду, железо, оружие и украшения. Выбить разбойников с этой округи не удавалось. В лучшем случае наши, с невероятным трудом добравшись туда, жгли оставленные ушкуйниками остроги и потом возвращались, ибо Державе невозможно было разместить и снабжать в столь отдаленной местности большие алаи. Небольшие же легко уничтожались разбойниками, выходившими из дремучих чащ после ухода большого войска.
 .
После наведения порядка в Учеле сардар  Газан  бросился в погоню за   балынскими судами, увозившими из города  награбленное имущество и захваченных пленных. При помощи подоспевших салчиев  Нукрата (моряков Вятки) он сумел настичь у Кумана несколько задержавшихся судов. "Среди  пленных обнаружили "балынского попа Абархама, которого Чельбир тут же освободил". По свидетельству Гази-Бараджа, он пожил потом еще несколько лет в Державе и работал священником христиан,  но судьба его сложилась трагично.
  В 1229 г. каном Булгарии стал  Алтынбек, выступающий за налаживания связей с русскими, но религиозные фанатики, подстрекаемые другими претендентами на трон,  пытались не допустить его  воцарения  и учинили погром христианского квартала  Буляра (Биляра) Саклан урамы. "Суварчиевские чирмыши защитили  тогда урам, но один из почтеннейших купцов Абархам попался в руки взбудораженной черни и был замучен толпой".
 На трон Булгарии потом был приглашен  Гази-Барадж, после пленения русскими назначенный воеводой уже упомянутой   крепости Джун-Кала. Но его царствование продолжалось недолго (всего около года) - фанатики вновь стали будоражить толпу криками о его "тайном христианстве",  вскоре он был объявлен   "тайным доброхотом Балына и врагом Исламской Державы". В  такой обстановке кан  вынужден  был оставить трон  и  перебраться обратно   в Балын. До границ Державы сопровождал его сардар Газан.  С собой он увез останки Абархама, которыми хотел задобрить влиятельную на Руси церковь. Расчет оказался верным. Он был любезно принят Великим князем Юрием и церковниками и вновь назначен воеводой Джун-Калы. Мощи Абархама  тут же были освящены. Когда глава русской церкви поинтересовался,   что  хотел бы просить  у него Гази-Барадж, тот испросил у него прощения попу   Ас-Азиму, неотлучно бывшему с ним в пути. "На старца сильно подействовал мой рассказ о том, как  Ас-Азим мужественно выкопал ночью останки несчастного Абархама и охранял их на всем нашем пути от фанатиков. Когда я показал главному урусскому церковнику раны попа, полученные им во время стычек с чернью, старец прослезился". Это было в 1230 году.




"...обнаглевшие галиджийцы, притворившись балынскими рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля и спящего Болгара в Нукрат-Идель и разграбили замок кана Ибрагима «Аламир-Султан». От замка уцелела лишь башня Алабуга. Сын Акбалыка – Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца Каргатун на Чулмане."
 «Асыл и Адам разбили в 1346 году отряд галиджийцев из 600 разбойников, плывших под видом охраны русской дани Кыпчаку. При этом Адам получил смертельную рану. Асыл пощадил пленных и, получив за них выкуп из Галиджа, – отпустил. В память об этом Асыл взял имя вожака разбойников – сына бояра Эбрема, а Эбрем (Абрам) – имя предка Асыла – Васыла»
"Между тем 12 тысяч галиджийцев предприняли набег на булгарский Тунай. Тщетно проторчав у Колына, они двинулись к Каргадану  и осадили там старика Алай-Бата. Разбойники не заметили, однако, что Юсуф-Алей  прокрался за ними и успел известить о набеге отца и Масгута. Алай-Бат не растерялся и предложил галиджийцам выкуп с города."
"Галидж, узнав о разгроме его лучших сил, пришел в ужас и немедленно отрядил к кану послов. В ответ на открытие Артанского пути и Галиджа для беспошлинной торговли они смиренно попросили кана отпустить пленных за выкуп. Кан, нуждаясь в хороших и верных воинах, обменял тысячу из своих пленных на две тысячи захваченных галиджийцами артанцев и 130 кораблей с медвежьими и прочими мехами, клыками Аждахи, янтарем, франгской посудой и прочими товарами. А размер выкупной дани и ее состав установил Садык – галиджиец, перешедший на службу Чельбиру с 500 остальных канских пленных. Он рассказывал, что является внуком обиженного галиджийскими боярами купца Чапкына и сыном Васыла, участвовавшего в набеге на Аламир-Султан . Этот Васыл нечаянно отстал от сотоварищей и, чтобы спасти свою жизнь, указал нашим место лагеря разбойников, а затем был отпущен домой и впоследствии помогал Державе донесениями о готовящихся разбоях в обмен на разрешение свободно торговать в Бийсу и Ура. Сам Садык же предупредил о набеге Мер-Чуру и затем вызвал смуту среди галиджийцев."
Когда Садык рассказал кану о том, какую дань и чем можно содрать с галиджийцев, Габдулла не поверил и воскликнул: «Если галиджийцы выплатят мне ее – я сделаю тебя бием!» Послы были подавлены знаниями кана о возможностях их города и выплатили сообщенное Садыком. Отец рассказывал, что когда галиджийцы приставали к острову Тазик у Учеля, где обычно производился досмотр, а позднее – и перегрузка товаров с иноземных судов на наши, то один из бояров пожаловался: «Кан совсем нас раздел, не взяв с нас только тараканов. Но мне кажется, что если бы они ему понадобились – он узнал бы и их количество!»"
Садык получил свое – стал бием и поселился на выделенной для него Мер-Чурой земле близ Колына. Крепость ему строить воспретили, и тогда он укрепил для себя один из баликов Колына. Его посад был обнесен только частоколом, под защитой которого безоружные люди Садыка в случае опасности успевали спрятаться в крепости».
Выкупленные из плена артанцы назывались шумбутцами. Они были рослыми и красивыми и славились необычайной выносливостью. Из одежды они постоянно носили только штаны и особенно хорошо стреляли и рубились топором. Кан поселил шумбутцев на реках Чалы (р. Челнинка), Дяу-Шире (М. Черемшан) и возле караван-сарая Сарман, возведенного на пути в Тубджак из стен урусского лагеря. Ак-оймеки тогда стали прорываться через Тубджак в Башкорт и пробовали взять караван-сарай. Однако шумбутцы постреляли у них лошадей и, стремительно выскочив из укрепления, разделали топорами, как кур, беспомощных на земле кыпчаков. После этого разбойники стали объезжать Сарман стороной, и здесь, поэтому всегда было много любивших спокойствие купцов.
 Шумбутцы же любили выезжать на кораблях Ширдана на охрану перевозов на Нукрат-су и Чулмане от набегов галиджийцев, которых люто ненавидели, как и вообще всех ульчийцев. Эти удалые джигиты с охотой нанимались в охрану караванов, идущих в Артан, чтобы повидаться с родными. Но всегда возвращались, ибо были благодарны кану за избавление от позорного для них плена и за сытую для них жизнь. Чельбир велел не брать с них никаких налогов, и они неистово бились с врагами Державы под знаменами доброго для них кана. А неистовый в торговле Садык послал с караваном в Садум  своего сына Палуана, и тот, добравшись до Кара-Садума, уговорил тамошнего эмира Тар-Булата возобновить плавания в город Ак-Артан (Кайгород) на Бий-су по Чулманскому морю. А во время этой торговли и там, и здесь оставались заложники, сменявшиеся с прибытием новых кораблей. Наши ездили туда за франгской посудой, оружием, серебром и золотом. А путь этот был очень суров и только отчаянные смельчаки, ставившие голову за баснословную прибыль, пускались по нему».
«В 1208 году галиджийцы выявили часть людей Садыка, занимавшихся продовольственным снабжением садумских судов на островах в Чулманском море. Все они были казнены, а озлобленные бояры произвели набег на Колын. Садык, однако, был предупрежден своими людьми в Галидже, успел вызвать флот Ширдана и спрятаться в городе. Ширданские салчии напали на бояров с тыла, а Мер-Чура – из города, и разбойники были наголову разбиты. Было убито две тысячи галиджийцев и захвачены все 24 бояра. Послам Галиджа, привезшим богатые дары и выдававшим разбойников за заблудившихся и по ошибке попавших в Державу билемчеев, кан заявил, что будет отпускать за выкуп по три бояра в год в случае соблюдения галиджийцами мира и казнить такое же количество вожаков в год в случае вражеских набегов. После того, как пленных не стало (после 1216 года), кан разрешил балынцам возвести в урусской части Шуда город Джукетун (Устюг) при слиянии рек Джук и Тун для удержания разбойников от вторжений в Державу. (Шуд – северо-западная часть Северного края, – Туна. Эта территория была заселена вепсами и мери. З. М.) Что же касается торговли по Чулманскому морю, то Садык нанял новых галиджийцев для тайной помощи ей».
Как выяснилось, Бат-Аслап (Святослав) у устья Кама-Булака  должен был соединиться с другим отрядом урусов, двигавшимся в Державу от Ар-Аслапа через Тунай. Эти ульчийцы (славяне) осадили Колын, захватили стоявшие здесь корабли и лодки и на них, а также на связанных плотах поплыли вниз по Нукрат-су. В устье реки стоял сын Ширдана Нукрат, сумевший разгромить араслапцев. Только три ульчийских корабля из 50 судов и 170 лодок и плотов уцелели и стремительно поплыли к устью Кама-Булака. Нукрат отрядил для их погони несколько кораблей, но они не смогли догнать беглецов. Сам Нукрат поплыл к Колыну и освободил город от их осады. А беглецы соединились с Бат-Аслапом, и тот тут же отплыл в Балын».
«Чельбир же справедливо зачислил Купеческую войну в разряд лучших своих войн. Взятие Джукетуна (Устюга) и Раджиля стоило нам 53 убитых воинов, а разгром Бат-Аслапа – 60 джур и 112 курсыбаевцев, в то время как только Бат-Аслап потерял около 6 тысяч убитыми и столько же пленными. Джирцы же потеряли убитыми всего 500 воинов, зато пленными – 3500. Дело в том, что Колын они осаждали безо всякой охоты, а когда встретились с Нукратом, то тут же высадились на берег и сдались доброму старому тухчийскому баликбашы Ахтяму. Недаром Джурги (великий Владимирский князь Юрий Всеволодович) заподозрил измену и жег джирских воевод каленым железом, выпытывая у них сведения о тайной связи Васыла с Державой. Однако воеводы предпочли не развязывать языки, и Безумный отступился от них».
Послом от Джурги был Васыл, которого тот ненавидел, но не мог устранить из-за отсутствия сил и боязни смут. Перед набегом Бат-Аслапа Джурги направил Васыла с его джирцами  и частью балынцев  на Колын для отвлечения флота Нукрата. Действительно, при появлении Васыла Мер-Чура тут же вызвал флот, и балынцы смогли беспрепятственно высадиться у Учеля. Бек, однако, заявил своим джурам (рыцарям-феодалам): «Джурги послал нас на убой. Свяжемся с Садыком – он нам поможет спастись». До этого Васыл сообщил мне о предстоящем своем набеге, и я тайно попросил Садыка позаботиться о спасении сына Куштандина. Садык связался с Нукратом, и тот пропустил корабль Васыла, отмеченный особым знаменем. Топили салчибашы только корабли балынцев, дав возможность джирцам, плывшим в хвосте – во главе с двумя верными джурами Васыла, – выйти на берег и сдаться. О6 этом нашем уговоре с Васылом, конечно, никто не знал. Пленные джирцы приняли ислам, и кан дал им права кара-муслимов и расселил в Кашане от Нукрат-су до Миши (река Исса пр. приток реки Мокши). А джур Васыла звали Метка и Бетка, и две кашанские речки получили их имя. А кара-муслимы имели права ак-чирмышей, и джирцы говорили, что в Державе они нашли ту добрую страну, о которой рассказывалось в их сказках о счастливой жизни. Они переняли у наших все лучшее и в своем религиозном рвении даже превосходили некоторых кашанцев. Без всякого указания кара-муслимы сами проложили хорошую дорогу от Бет-су на Агидели до Мет-су у Миши, где они возвели город с земляным валом Мет-Кала или Эчке-Кашан. На этой дороге, по которой вывозились лес, меха, мед, воск и другие товары, было устроено немало превосходных кабаков с лавками и банями (кабак – буквально открытый дом). А Чельбир был так доволен кара-муслимами, что как-то сказал: «Я бы охотно обменял всех своих аров на вдесятеро меньшее число джирских ульчийцев. В память о победе Габдулла дал Колыну имя Нукрата, Тухчи – Джукетуна, а Учелю – Газана. Наши же, по своему обыкновению, переиначили Джукетун в Джукетау, а Газан – в Казан».
"Руководил ушкуйниками тот самый Абрам–Васыл, который в молодости при Коране поклялся Асылу больше не разбойничать (см. выше запись под 1346 годом). Но вскоре Асыл погиб вместе со своим старшим сыном при отражении набега новых ногайцев Мурза-Тимура на Джукетау, и разбойник почувствовал себя свободным от своего обещания. Потом дело возглавил его сын – тоже Васыл, который в своих набегах имел слабость не нападать на город своего имени – Васыл-Балик (по Бул. лет. это город Яр Чаллы, – Набережные Челны). Сын Васыла Анбал был последним знаменитым вожаком ушкуйников".
После памятного разгрома Джукетау Абрамом, бек Алып – сын Асыла – сходил зимой в Уч Куй и сжег разбойничьи остроги, но когда он покинул этот округ, ушкуйники вернулись на пепелище и возродили свои жилища. Правда, тысяч с 15 их перемерло от холода и голода во время вынужденной отсидки в чащобах, но к лету их было еще более прежнего."
В 1369 году разбойники подплыли к Великому Болгару на 10 кораблях. Кудаш потопил три корабля, а ушкуйники остальных высадились на берег с намерением переждать опасность. Однако Гараф вновь был начеку и отправил их в ад вместе с их вожаком Абрамом.»
«В 1374 году один отряд галиджийцев на 70 кораблях ограбил несколько русских городов и продал пленных в Казани, а другой ограбил Колын и на 20 взятых там кораблях прошел к Великому Болгару.
Между тем Кудаш также подплыл к Великому Болгару. Вожаком разбойников был некто по кличке Джилки, который в 1360 году с половиной ушкуйников направился от Джукетау попытать нового счастья в Колын и был там разбит и пленен потомком Ар-Буги тюрэ Джилки. Джилки помиловал разбойника, и тот в благодарность взял имя тюрэ и сводил Алыпа в Уч Куй. После этого ушкуйнику Джилки путь в логово разбойников на Чулмане был заказан, и он отправился в Галидж и набрал там свою собственную шайку.
Разгадав намерение Кудаша, Джилки оставил 40 кораблей прикрывать свой отход, а с остальными направился к Сараю. По пути он ограбил, убил и захватил немало наших купцов, а в Сарае стал выменивать захваченное на вино и драгоценности. После выгодной для себя торговли галиджийцы, по обыкновению, напились и заснули на одном из идельских островов, а черные ногайцы незаметно подкрались к ним и легко перебили всех до единого.
Разбойники, оставшиеся у Великого Болгара, стали отчаянно биться с Кудашем, и 20 их кораблям удалось прорваться и уйти вверх по Кара-Идели. Остальные корабли были либо потоплены, либо пристали к берегу, где местный алай при помощи подоспевшего Гарафа без большого боя пленил высадившихся."
   
 «В 1378 году ушкуйники напали на Колын, но были наголову разбиты сыном Джилки Анбалом. Попавший в плен сын Абрама Васыл в случае сохранения ему жизни обещал выплачивать дань Державе через Колын и назвать своего сына именем тюрэ. Анбал пожалел разбойника и отпустил его, но когда в 1379 году подошел к Уч-Кую за данью, то был вероломно убит ушкуйниками».
 «В 1409 году Анбал с 8 тысячами ушкуйников вплыл в Агидель с востока, а сговорившиеся с ним 5 тысяч галиджийцев – со стороны Джун-Калы. Когда Анбал завидел 80 кораблей сына Кудаша Субаша, то велел своим выйти на берег у Яр Чаллов, а затем, под видом вылазки, выбрался из разбойничьего лагеря и сдался внуку Алая, сыну Гали-Джуры Еникею и Субашу. Ушкуйники пришли в сильнейшее замешательство; а когда Субаш вытащил из кораблей пушки и сделал по разбойничьему стану несколько залпов, в ужасе сдались. Сдав пленных подоспевшему Буртасу, Субаш стремительно поплыл навстречу галиджийцам. Те подплыли к месту слияния Кара-Идели с Агиделью одновременно с Субашем. Салчибашы отправил на дно с треть галиджийцев, а остальные в панике поплыли на Русь. У Сэбэрче они попали в засаду сына Марджана Малмыша и всей толпой отравились в ад.
    Анбал принял ислам и поступил на службу Державе. Буртас зимой сходил с ним к Уч Кую и сжёг все тамошние остроги. Людей там оставалось тысяч тридцать, и они все бежали из своих домов и перемерли в лесных чащобах. На следующий год сардар вновь сходил к Уч Кую, но увидел безжизненное пепелище.»
«В 1369 году глава Ширской (Донской) орды улубий Мамай велел подчинившимся ему русским бекам заставить Булгар возобновить выплату дани Кыпчаку и утвердить там своего даругу – хана Мамед-Султана. Джунские беки вместе с послом Мамая двинулись к Казани и осадили ее, а замешкавшийся со сбором войска московский бек двинулся следом. У Кара-Идели Енейтек внезапно атаковал москвичей с тыла и уложил половину неверных. Другая половина в полном расстройстве добежала до Казани и своим видом вызвала невообразимую панику в лагере джунцев. Бек джунцев стал со всеми русскими поспешно отступать по старой Галиджийской дороге через Кукджак и потерял на этом пути все войско. Говорят, тогда на Новый Болгар ходило 80 тысяч неверных, и только черные ары убили 60 тысяч из них. Когда первая часть их явилась к эмиру с воткнутыми на пики головами урусов, Азан тут же перевел их в разряд ак-чирмышей и освободил от джизьи. Услышав об этом, остальные ары разделили головы неверных по одному на мужчину с целью получения привилегий большинством их народа и явились с ними в Казань. Эмир всех причислил к ак-чирмышам. И так 60 тысяч аров стали ак-чирмышами и стали весь свой народ называть «чирмышами» (черемисами).
Брат московского бека и 10 тысяч джунцев попали в этом деле в плен. Потрясенные случившимся московский и джунский беки согласились платить Булгару дань и приняли булгарских даруг в обмен на пленных.
 
Сколько раз встречается в булгарских источниках "горячая точка" Уч Куй - Каргатун? Почему в славянских источниках ни слова? Сколько раз попадали в плен Абрам-Васыл-Анбалы?


Рецензии