Бард-опера с моими стихами. Режиссёр Г. Трубников

 На Большом концерте 8 февраля 2010 года в клубе авторской песни ко мне подошёл автор-исполнитель Геннадий Дмитриевич Трубников, который на всех концертах Стиходелики выступает вместе с артисткой и поэтессой Риммой Абт-Писаревой. Как правило, она поёт, а он играет на гитаре.
Геннадий вручил пригласительный билет на премьеру* бард-оперы "Тарас Бульба", которая состоится 19 марта 2010 года в ДК "Гайдаровец", и сообщил, что в свою бард-оперу включил и мои стихи. Для меня это был сюрприз. 
 
Что такое бард-опера? Чем она отличается от обычной бардовской песни?
Бард-опера – это сценическое действие, в котором присутствует характерный для оперного искуства признак – непрерывная сюжетная линия, отраженная в либретто, и реализованная современным языком бардовской песни. Это не цикл песен на одну тему, где каждая вещь является самодостаточной. Это произведение, в котором сюжет представляет собой последовательность сцен, каждая из которых реализована в песне. Для слушателя отдельная песня бард-оперы нуждается в значительном комментарии о ее месте в едином произведении, и таким образом совершенно не характерна для современного бардовского творчества.
Идея бард-оперы возникла у Геннадия Дмитриевича Трубникова в 1972 году. Через 10 лет она была реализована в бард-опере "Антиптица".
В 1993 году термин "бард-опера" был зарегистрирован в Российском Агентстве Интеллектуальной Собственности.
16 января 1994 года состоялось выступление Геннадия Дмитриевича на канале РТР в передаче "Белая ворона".
Тематика бард-опер имеет самый широкий диапазон от классических произведений, таких как "Гамлет" и "Братья Карамазовы", до известнейших романов ХХ века: "Мастер и Маргарита", "Властелин колец" и даже фэнтезийной бард-оперы "Акулоловец", построенной на современном сюжете.
Классические произведения, воспроизведенные языком бард-оперы, обретают новое звучание, новый ритм – ритм ХХI века. Акценты, расставленные автором, подчеркивают их современность и актуальность для современной России.
Бард-опера не является прочтением известных классических текстов в сопровождении гитары, это стихи, отражающие смысл и эмоциональный накал произведения. Не является второстепенным фактором и музыкальное сопровождение. Музыка бард-оперы – не просто ритм, но мелодия, часто сложная в исполнении. Самые трудные в музыкальном плане песни автор исполняет с завязанными глазами.
Жанр бард-оперы подразумевает принципиально новый подход к бардовской песне, её более высокий уровень, единый спектакль. Автор-исполнитель, работающий в жанре бард-оперы, называется - Антиптица.
Геннадия Трубникова называют Супер-бард России.
 

БИОГРАФИЯ
ТРУБНИКОВ ГЕННАДИЙ  ДМИТРИЕВИЧ  родился   15  февраля 1957 года в г. Реутов Московской области.
1963 — 1973 гг. —  учился в средней Салтыковской  школе № 14
1973г. —  поступление в  МЭИ на вечернее отделение
1973 — 1975 гг. —  работал на Международном почтамте оператором почтовой связи
1975 — 1977гг. —  служба в Советской армии. ГСВГ (Альтенграбов и Бадлангельзальц) и Украина (Овруч). Командир танка.
1977 — 1978 гг. —  работал в НИИСТРОЙКЕРАМИКА техником.
1977 —  1978 гг. —  играл в ансамбле "Экспромт ". Ритм-гитара.
1978 —  1985 гг. — и грал  в группе  " Дровосеки".  Вокал.  Соло-ритм–гитара.
1978 —  1982 гг.  —  институт Физики Земли.
1972 —  1982 гг. —  СОЗДАНИЕ  первой  в мире  БАРД - ОПЕРЫ  "АНТИПТИЦА" !!!
1982 —  1983 гг. —  работал в институте Океанологии.
1983 г. —  окончание  МЭИ.  Инженер-электрик.   
1985 г. —  создание   новой  РУССКОЙ школы игры на  шестиструнной гитаре   "Молния  антиптичьей свечи "или  FAN – FAN BLY – FLESH THE COCK"S  AND  CANDLE  STYLE
1983  —   1987 гг. —  работал инженером на заводе "ПЛУТОН". Был уволен по собственному желанию из-за того, что на концерте, посвященном  6-ой годовщине Октября, спел песню "Эпоха застоя ".
1987 — 1989 гг. —  работал мастером  на заводе МОСКАБЕЛЬ.
1983 — 1989 гг.  —   создание бард-оперы "ВОСВОЯСЬ"
1989 — 1993 гг. —   период свободного художника.
1993 г.  —   регистрация в  ВААПе (ныне РАИС) бард-оперы " АНТИПТИЦА" и статьи "АРЕАЛИЗМ"
1993 —  по нынешний день работает преподавателем в студии "ГИТАРА", преподаёт свою  авторскую  методику новой РУССКОЙ школы"Молния  антиптичьей свечи "  или FAN – FAN  BLY- FLESH   THE  COCK"S AND  CANDLE CTYLE 
16 января 1996 г. —   выступление на ТЕЛЕВИДЕНИИ, РТР, программа " Белая  ворона "
1997 – 2001 гг. —   создание  бард-оперы "СНЕГИРИ"
1985 — 1998 гг. —   создание   бард-оперы "СИРЕНЕВЫЙ  КРАЙ"
29  апреля 2001 г. —  ПРЕМЬЕРА !!! Была поставлена  на сцене первая в   мире   бард- опера " СИРЕНЕВЫЙ  КРАЙ "  на базе САЛТЫКОВСКОЙ  школы № 14, посёлок САЛТЫКОВКА,  МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Декабрь 2001 г. — создание бард-оперы "ГАМЛЕТ"
2002 г.  —  создание  бард-оперы " НА ДНЕ "
2002 г. —   создание бард-оперы  " БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ "
2002 —  2003 гг. —  создание бард-оперы   "ЧТО ДЕЛАТЬ"
2002 г. —   создание бард-оперы " ФАУСТ "
9  сентября  2002  —   фактически  официальное   создание   первого в мире  ТЕАТРА  БАРДОВСКОЙ ОПЕРЫ "АНТИПТИЦА" !!!   г. БАЛАШИХА, Московская область. 
13  декабря  2002 г. —  ПРЕМЬЕРА бард-оперы  "ГАМЛЕТ", г. МОСКВА ДК "ГАЙДАРОВЕЦ"
2003 г.  —  создание бард-оперы  "ВЛАСТЕЛИН     КОЛЕЦ"  или  "НИРТИКАЛЬ"
2003 г. —  создание бард-оперы  "МАСТЕР  и  МАРГАРИТА"
2003 г. —   создание бард-оперы  "СЛОВО о  ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
2003 г. —  создание бард-оперы  "АКУЛОЛОВЕЦ"
9  февраля 2003 г. —  создание  бард-оперы  "Горе от ума"
6 и 28  июня  2003 г. —  ПРЕМЬЕРА бард-оперы "НИРТИКАЛЬ"  или "ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ" г.  Люберцы.  ДК  им. Ухтомского
1 ноября 2003 г. —  ПРЕМЬЕРА  бард-оперы  по мотивам М. А. Булгакова " МАСТЕР И МАРГАРИТА" —  "черной жемчужины"   не только РУССКОГО , но и МИРОВОГО искусства
2004 г. —  создание бард-оперы  "ЦУНГЦВАНГ"
2004 г. — создание  бард-оперы  "УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ ФОНАРЕЙ"               
14  марта 2004 г. —   постановка бард-оперы "ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ" или  "НИРТИКАЛЬ",  ДК  "ВОСХОД", г. Железнодорожный.
19  января 2005 г. —  запрещение ставить бард-оперу "Мастер и Маргарита" в ДК "ВОСХОД" г. Железнодорожный.
29 апреля 2005 г. —   постановка бард-оперы "Мастер и Маргарита " в ДК "РОДНИК" г. Железнодорожный
8 июня 2005 —  создание бард-оперы " ПИПЕЦ " или  "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"
8  июля 2005 г. — первое  официальное выступление в г. Москва  в бард-клубе " Гнездо глухаря ". Постановка  бард-оперы " Мастер и Маргарита"

Репертуар Г.Трубникова

"Антиптица" (Г.Трубников)
"Сиреневый край" (Г.Трубников)
"Восвоясь" (по Н.Карамзину)
"Снегири" (Г.Трубников)
"Гамлет" (по В.Шекспиру)
"Фауст" (по Ф.Гёте)
"Братья Карамазовы" (по Ф.Достоевскому)
"Что делать?" (по Н.Чернышевскому)
"На дне" (по А.Горькому)
"Горе от ума" (по А.Грибоедову)
"Властелин колец" (по Дж.Толкиену)
"Мастер и Маргарита" (по М.Булгакову)
"Акулоловец" (Г.Трубников)
"Слово о полку Игореве" (по неизвестному автору)
"Цунгцванг" (Г.Трубников)
"Золотой ключик" (по А.Толстому)
"Собака Баскервилей" (по А.Конан-Дойлю)
"Дон Кихот" (по М.Сервантесу)
"Ниртикаль" (Г.Трубников)
"Русская рулетка" (Г.Трубников)
"Мертвые души (не по Гоголю) или Русское динамо" (Г.Трубников).


Наиболее значимые работы, написанные Г.Дм.Трубниковым:

—  "Ареализм"

(1972-82 гг)
Работа зарегистрирована Российским агентством интеллектуальной собственности за № 353 от 17. 11.1993 г.

— "БАРД-ОПЕРА. ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ…"

https://www.youtube.com/channel/UC2ym-sIosEbcvmlcIb61DQw
_______________________________________________________


* Премьера бард-оперы "Тарас Бульба" состоялась 19 марта 2010 года в ДК "Гайдаровец", который находится недалеко от станции метро "Курская" в  Яковоапостольском переулке в доме номер 17.
 На фото: главный режиссёр, композитор, автор-исполнитель Геннадий Дмитриевич Трубников.


Рецензии
Искренне поздравляю Вас, Наташа!) Приятно, что Ваши стихи были выбраны для этой бард-оперы.
С теплом, Галина.

Шедевра   11.02.2010 04:31     Заявить о нарушении
Галина, спасибо! О Геннадии Дмитриевиче Трубникове написано много хорошего. На его бард-операх мне пока не доводилось бывать. Слышала я его выступления только в Гнезде Глухаря. Но это были романсы, нежные лирические песни на стихи Риммы Абт-Писаревой. Многогранный мастер!
С теплом,
Наташа.

А в каком городе Вы живёте? Не доводилось Вам слышать бард-оперы или бывать в Гнезде Глухаря?

Радость Натали   11.02.2010 04:37   Заявить о нарушении
Наташа, я, к своему большому огорчению, в данный момент - провинциалка.))) Кто ж думал, что писать начну. Знать бы заранее, можно было бы всё спланировать иначе после увольнения мужа в запас. Хотелось бы побывать на таких мероприятиях... Термин "бард-опера" раньше мне не приходилось слышать. Хотя, конечно, примерно я могу представить, что это такое.)))

Шедевра   11.02.2010 04:41   Заявить о нарушении
Да, я не ответила на Ваш вопрос: г.Светлоград, Ставропольский край.

Шедевра   11.02.2010 04:42   Заявить о нарушении
Галина! В каждом нашем решении есть свои резоны. Не тужите, что выбрана Вами не Москва.
Зато в Ставрополье, наверное, лучше дышится, а, значит и вдохновение приходит чаще.
Теперь вернёмся к бард-опере. Вот что сообщает сам Г.Дм.Трубников об этом:
"Бард-опера - новое направление в музыкальном творчестве, возникшее в России в конце 20 века. С момента появления первой бард-оперы прошло более 20 лет. Чем может привлечь публику новое и малоизвестное направление музыкального искусства?

Что является основой бард-оперы?

Как следует из самого названия, основой бард-оперы является бардовская песня, т.е. "…стихи, положенные на ритмическую основу…" (по В.Высоцкому).

В чем ее отличие от классической бардовской песни?

Бард-опера является произведением, состоящим из бардовских песен и ориентированным на раскрытие сложных сюжетных линий.

Принципиальным отличием бардовской песни в бард-опере от бардовской песни как таковой является иная форма её построения.

Одна песня или цикл бардовских песен на одну тематику (военную, лирическую и т.д.) состоят из самодостаточных произведений. На концерте достаточно объявить: "…песня из цикла о …" и дальнейших комментариев не требуется.

Песня из бард-оперы может являться самостоятельным произведением (как частный случай), однако форма построения бард-оперы подразумевает раскрытие единого замысла, что требует не бард-песни, а БАРД-АРИИ. Иначе: бард-ария это песня связанная сюжетно, контекстно и музыкально с предыдущими (последующими) песнями бард-оперы.

При раскрытии сюжета возникает проблема передачи глубины ситуации при невозможности вместить в классические рамки песни текст произведения дословно, например монологи "Гамлета". Бард-ария позволяет использовать классические песенные приёмы, раскрывающие эмоциональный накал ситуации, не прибегая к дословному описанию сцены. Но связанность бард-арии и отсутствие ограничивающих рамок (необходимости уложить сцену в самодостаточную песню) позволяют автору раскрывать ситуации в несколько приемов (бард-арий). Предыдущая ария подводит слушателя к содержанию сцены и таким образом происходит расширение рамок бард-песни до диапазона бард-арии. Описание ситуации несколькими раздельными песнями-ариями дает возможность автору раскрыть не только сюжетный ход, но и дать глубинный подтекст, не стесняя себя в художественных средст-вах.

Резюме: Таким образом, построенная на классической бардовской основе бард-опера является более масштабным и более сложным произведением. Бард-опера является новым уровнем развития бардовской песни, безусловно, не отрицающим своей первоосновы. И как новый, более сложный и, следовательно, более многовариантный вид музыкального творчества бард-опера предоставляет широчайшие возможности реализации своих замыслов поэту, музыканту и режиссеру.
Каковы направления развития бардовской оперы?
ОТ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ К БАРД-ОПЕРЕ И ДАЛЕЕ К ТЕАТРУ БАРД-ОПЕРЫ

Переход от бардовской песни к бард-опере открыл возможность ставить перед автором задачи, решение которых было непосильно ранее вследствие ограниченности масштаба произведения. Невозможно вложить в одну песню несколько глобальных идей так, чтобы слушатель воспринял их все. Наоборот одна песня посвящается раскрытию конкретного образа или ситуации. Бард-опера снимает эти ограничения!

Кроме того, построение бард-оперы из бард-арий позволяет применять необычные, оригинальные переходы от одной сцены к другой. Становятся уместными комментарии и отдельные стихи в промежутках между песнями. Комментарий или повествование просто необходимы для подведения слуша-теля к следующей сцене, реализованной в песне. В музыкальном плане появляется возможность введения в общее произведение главной темы, которая периодически проявляется по ходу действия.

Сложность, многовариантность и большая художественная палитра бард-оперы позволяют сделать следующий шаг - переход к ТЕАТРУ БАРД-ОПЕРЫ. Этот подход подразумевает построение представления не в форме концерта, а в форме спектакля. Спектакль подразумевает режиссуру, постановку декораций и света, расширяя возможности творчества еще более. Перемещение декораций, света и исполнителя наполняют действие дополнительной динамикой, помимо динамики песенной. Такой подход может вывести бардовскую песню из небольших аудиторий на театральные подмостки и залы.

В перспективе моноспектакль одного исполнителя может превратиться в музыкально-театральное шоу."

Радость Натали   11.02.2010 04:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа. Понятно теперь, что это такое.) А мы могли бы сейчас жить в Коломне, но... Квартиру оставили детям, а сами живём здесь в моём, родительском доме. Муж в понедельник уехал погостить к детям, а у меня не получается вырваться из дома, т.к. с нами живёт отец, которого уже нельзя оставлять одного. Вот такая ситуация.
Удачи Вам в новом направлении!
Жаль, что Высоцкий не дожил до этих дней...
С теплом, Галина.

Шедевра   11.02.2010 05:00   Заявить о нарушении
В Коломне?!!!
Как тесен мир...
))))

Радость Натали   11.02.2010 05:03   Заявить о нарушении