Цикл стихов посвящения
«Соловьем залетным
Юность пролетела.
Волной в непогоду
Радость прошумела».
То Кольцова строчки,
Мы их не забыли.
Выросли цветочки
У его могилы.
Им тогда Белинский,
Пушкин восторгался –
Песенный, былинный
Стих его остался.
И сейчас частенько
Стихотворцев судят,
В каждой деревеньке -
Есть такие люди.
Раньше говорили:
Физики полезней.
Но стихи лечили-
Нас от всех болезней.
.
Ныне еще краше:
Лирики забыты,
И базары наши
Ими все забиты.
Ныне - уж и физики
От нужды все тужат.
Воры и законники
Воронами кружат.
И интеллигенты
Охладели к лире.
Бизнеса агенты
Правят в целом мире.
А.К. ТОЛСТОМУ
«Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые»?
1.
Сколько нежности в стихах,
Сколько чувств и света!
Словно ручеек в лугах,
Льется стих поэта.
Алексей Толстой творил
В век литературный.
Вместе с Пушкиным он жил,
Был весьма культурный.
При дворе царя служил,
Отрицал бунтарство.
И шедевры сотворил
Про царей, их царство.
«Князь серебряный» - роман
Многие читали.
В нем описан царь Иван,
Все его узнали.
Вот еще его стихи:
Музыка другая -
Не цветочки - лопухи
Да трава степная.
2
«Острою секирою
Ранена береза,
По коре серебряной
Покатились слезы».
В юности когда-то,
Стих этот читая,
Плакал я, ребята,
До поры не зная,
Что настанет время,
Будем плакать снова-
Нынешнее бремя:
Тяжкая подкова.
Звоны колокольчиков
Мы теперь не слышим:
Бизнесмены – мальчики
Нам в затылки дышат.
Век Ивана – Грозного-
Сказочка – картинка:
От порядка нового
Умерла скотинка.
Да и мы на ладан
Дышим и не знаем,
Кем нам этот жребий дан?
За кого страдаем?
И.С.НИКИТИНУ
«Звезды меркнут и гаснут,
В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде,
По кудрям лозняка
От зари алый свет расстилается».
Я читаю стихи
И тревожится грудь –
Как же образно в них выражается
Настроенье души,
Потерявшей свой путь,
Что без цели по жизни скитается.
Мы видали царей,
Мы видали нужду.
За свободу дрались и сражались.
Мы добились ее,
Но теперь на беду
Снова в яме нужды оказались.
Кто завел нас туда?
Где Сусанин-старик,
Что повел нас в болото шалманами?
Может сами зашли,
Потеряли свой лик,
Сами стали теперь бизнесменами?
Что кричать и шуметь
Бесполезно молить
Иностранцев тряхнуть капиталами,
Все равно не дадут.
Будут снова гнобить -
Заодно они все с бизнесменами.
Когда дождик идет,
То не видно зари –
Всюду черные тучи ненастные.
Поднимайся - народ,
Двери тьмы отвори.
Сотвори свое время прекрасное.
В.В.ХЛЕБНИКОВУ
1
Кто же ныне Хлебникова знает?
Кто издания его стихов читал?
Кто же футуризм сейчас признает?…
В революцию себя он исчерпал.
Виртуозный мастер, слова гений,
Футурист немыслимых идей.
Мы не знаем всех его творений,
Восхищавших множество людей.
Бурлаков, Крученных и Асеев
У него учились - как писать;
Маяковский, Пастернак, Есенин –
Все ему пытались подражать.
На любую тему моментально
Выдавал любые он стихи,
Создавал дворцы оригинально
Из словесной всякой чепухи.
Я и сам понять его не в силах.
То, о чем он иногда писал,
Но от «смеха смехачей» – аж в жилах
У меня смешной «смешок» бежал.
2
Опять на улицах волненья,
Обманутый народ вопит.
Гражданское неповиновенье
Стране нашей опять грозит.
Один пример таких творений
Я ныне показать хочу.
Послушайте произведенье,
Которое сейчас прочту:
3
Глядите - государство гибнет.
Галдит гигантская гора.
Голодных голоса горластых
Грозят, гитарами гремя.
Долой: долдонов длинноногих,
Да здравствует: другой Долдон!
Даешь дешевые доллары!
Даешь дородный дом!
Бори бандитов безбородых
Баранов барабаном – бум.
Бодай банкиров бледномордых
Беги быстрей буржуев бей!
Умы ученых убиенных
Убранством умным убери,
Уйми умом убогих и уродов-
Удавов ушлых удави.
Науку ныне надо нюхать
Не то надежды не найти,
Не то надуют нас – «нукусы»
Назад народ не накормить
Н.Н.АСЕЕВУ
«Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жары без тебя стыть,
Мне без тебя и Москва – глушь»
Прожил он жизнь – героический век.
Был он поэт и большой человек.
Был Маяковскому он лучший друг,
А не какой-то соратник иль Брут.
И оба любили свою страну,
Шли в революцию словно в весну.
Оба мечтали о жизни иной,
И не кривить собирались душой.
Только вот жизнь не в ту степь завела,
И Маяковский оставил дела
Друг же остался и много творил,
И еще долго о нем говорил.
Верил в коммуны счастливый приход,
И постоянно глядел на восход,
Но коммунизма увидеть не смог,
Хоть написал о нем множество строк.
Был он известен и был знаменит –
Жаль, что сегодня почти позабыт.
Видно такая поэтов судьба.
Коль не убили, что помнить тогда!
А.Т.ТВАРДОВСКОМУ
«Я убит: подо Ржевом,
В безымянном болоте
В пятой роте, на левом
При жестоком налете»
* * *
Я забыт почти ныне,
И не помнят меня.
Поросла вся полынью
Надо мною земля.
То, за что воевали,
Позабыли – клянусь.
Иностранцам продали
Нашу матушку Русь.
И теперь иностранцы
Душат нашу страну,
Господа же, «поганцы»,
Развязали войну.
И в Чечне уже режут,
Там и внук мой убит,
Слышу вопли и скрежет,
Кто же их защитит?
На войне много крови -
Трупы там продают.
Задрожишь поневоле
Сколько ныне берут.
Жизни внуков убитых
Спишет новая власть.
В кошельках их набитых
Деньги некуда класть.
Я убит: подо Ржевом -
Знать напрасно я пал,
И теперь в « Доме Белом»
Воцарил капитал.
Н.М.РУБЦОВУ
«Меж болотных стволов
красовался восток огнеликий…
Вот настанет октябрь-
и покажутся вдруг журавли,
И разбудят меня,
позовут журавлиные крики
Над моим чердаком,
над болотом, забытым вдали…»
* * *
Как скажите нам быть,
если Родину продали людям,
что не любят работать,
но деньги желают иметь?
Никогда не вернуть нам страны,
если драться не будем,
если будем и дальше
на все равнодушно смотреть.
Неужели, скажите,
всем нам ныне живется достойно,
Неужели, скажите,
мы мечтали о жизни такой?
Может, скажем, теперь
этим людям: довольно!
Мы обратно хотим
в справедливый общественный строй.
Мы хотим в ту страну,
где не надо бояться за жизни,
где не надо просить,
чтоб достойно платили за труд.
И еще мы хотим -
прекратить между братьями розни,
и покончить со всеми,
кто войне и страданиям рад.
Все хотим мы дружить,
пребывать в государстве едином.
Говорить на своем,
и на общем писать языке.
Не хотим мы господ,
и в правительстве чтобы народном-
были люди труда,
а не те, что страну запустили в пике.
Не хотим новых изм,
не хотим снова старого бога,
Не хотим снова быть
В дураках, и всесильных хвалить.
Мы работать хотим,
И была, чтоб открыта дорога
тем, кто трудится честно
и хочет в согласии жить.
У ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ В ТАШКЕНТЕ
В этот день, когда убили
Знаменитого поэта,
Гордость матушки России -
Мы собрались здесь послушать
Его братьев однокровных
По перу и по чернилам.
Кто не может жить иначе,
Кто без Пушкина не может.
Он был лучшим, это верно,
И таких уже не будет.
До сих пор он в душах будит
Чувства добрые и правду.
Он сказал, что помнить будут
Его в нашем мире долго.
И доколь поэты будут,
Его имя будет свято.
Это верно, мы сегодня
«По своей и божьей воле»
собрались, чтобы припомнить
все, что создал он когда-то,
все, что он вселил нам в души,
без чего мы жить не можем,
потому что все поэты -
это Пушкина крупицы.
В этот день, святой для всех нас,
мы скорбим, что допустили
власти погубить поэта.
Он был символом России,
Он был гордостью и славой
всей поэзии российской,
и поднялся куда выше,
чем маяк Александрийский.
БЕС АРАБСКИЙ
Его прозвали «Бес арабский»,
Когда он в Кишиневе жил.
Он образ жизни вел не барский –
С цыганским табором бродил.
Он пил шампанское, пел песни
И под гитару танцевал.
Брал все, что можно взять от жизни,
В ночи цыганок обнимал.
Он русским был, его натуре
Ничто не чуждо, а порок –
Геракл даже в львиной шкуре
Искоренить в себе не мог.
Он добрым был, веселым, смелым,
Горячим сердцем обладал,
И постоянно то и дело
За всех униженных страдал.
Он был пророк, его любили.
Его глагол будил людей.
Он жить хотел. Его убили
Невежды тех далеких дней.
Он ненавидел чванство знати,
И ненавидел их закон.
Он гений был, но вот узнать то
Смогли, как только умер он.
Угас «светильник русской славы»,
Но дух его средь нас живет.
И Пушкину «орел двуглавый»
Цветы к ногам опять кладет.
(ямб 9-8. А=0. Р.=80. Гл.=31.2 ХО=75. ПО=59.9. С3=79.8)
В.В.ВЕРЕЩАГИНУ «Смертельно раненный»
Смертельная рана. Это конец!
Бежит окровавленный с поля боец.
Винтовка упала и трупы кругом.
От смерти боец удирает бегом.
И маревом пыли закрылась стена…
Не Русская крепость... Где же она?
Бежит он. В отчаянье что–то кричит,
Но смерть за солдатом уж рядом бежит.
Не молодой: лет под сорок ему.
Он гибнет в пустыне! За что? Не пойму.
И маревом пыли закрылась стена…
Не русская крепость. Чья же она?
И кто же на бойню отправил солдат?
Всем им не видать теперь жен и ребят.
Немало солдат на войне полегло –
Тяжко им было, жилось нелегко.
И Верещагина эта картина -
Классика ныне - большая вершина.
Таких баталистов не видывал свет…
Он прожил чуть больше шестидести лет.
На Дальнем Востоке погиб на войне:
В бою и с мольбертом, а не во сне.
Лишь волны далекой восточной страны
Запомнили ужас Японской войны.
Наследство огромное он нам оставил.
Он бичевал. Никого он не славил
Апофеоз наших войн на земле:
Череп да кости, да черви в траве.
Картины его до сих пор не забыты,
Как Азиатское ханство разбито:
Пали Ташкент, Бухара, Самарканд,
Русские взяли в те годы Коканд.
Кауфман грозный - лихой генерал –
Азию Среднюю брал- покорял.
С ним Верещагин в походы ходил –
Ненависть к войнам во всех пробудил.
Не было войн, где бы ни был бы он:
В Индии, в Сирии помнят о нем.
Даже на Кубе пришлось побывать
И там о войне он сумел рассказать.
Умер геройски художник в бою.
Ему посвящаю я песню свою!
И.Е. РЕПИНУ «Не ждали»
Он не ждал, что так случится,
Что народную мечту
Заточат опять в темницу,
Все пойдет под хвост коту.
Кто же знал, что Декабристы
Жертвою напрасной пали,
Мы могилы их предали,
Оскверняют их нацисты.
Передвижники напрасно
Нам картины рисовали,
Видимо, они «Не ждали»,
Как мы станем жить «прекрасно»
Репин тоже возмущался
Строем царским, господами,
И в картине постарался
Образ дать прекрасной дамы,
Возвратившейся из ссылки,
С «тридевятой» видно дали…
Ее явно все не ждали…
Не сломили ее пытки.
К.А.КОРОВИНУ «Кафе в Ялте»
Художники - особая порода –
Они - жемчужины народа.
Художник слышит - видит, чувствует, поет:
Художник мир особо познает.
Он видит воздух, слышит света звук,
Он чувствует не так, как все вокруг.
Он в белом свете видит голубой –
И не понятен замысел его порой.
В абстракции цветов он может передать
Все то, о чем могли мы лишь мечтать:
И грусть любви, и одиночество тоски.
А кто не чувствует, тот видит лишь мазки.
Импрессионизм особое искусство.
Талантлив тот, в ком обостренны чувства,
Кто может боль чужую воспринять,
Кто может ближнего понять;
Увидеть мир вокруг, а не себя;
Кто к брату младшему относится любя;
Кто кошечек, собачек не обидит,
Кто нежность, красоту в цветочке видит.
Импрессионизм пришел к нам от Моне,
Когда во Франции, прекраснейшей стране,
В Париже выставку открыли,
И там Коровина картины были.
Затем уже пошли: Ван-Гог, Лотрек,
Но жил в России человек,
Чье имя ныне как-то позабыто,
Будто вуалью тайною закрыто.
И.И. ЛЕВИТАНУ «Весна. Большая вода»
Бедный мальчик еврейский –
Сколько он перенес!
От забот всех житейских –
Не хватало и слез.
Он в столице учился-
Жил беднее пуритан.
Из него получился
Пейзажист – Левитан.
В сердце боль сохранилась
От житейских обид.
Это все проявилось:
У картин грустный вид.
В них страдает природа –
Грусть, тоска и печаль.
В них особого рода
Даже синяя даль.
Там, «Над вечерним покоем»,
«Звон вечерний» встает-
К оскудевшей природе
Его сердце влечет.
Об «Обители тихой»
Он картину писал.
Смерть готовила плаху –
Он ее умолял
Время дать хоть немного –
Дописать до конца.
Только, видно, дорога
Подвела молодца.
Левитан умер рано:
В 39 годков,
Но душевная рана
Все глядит из веков.
Незадолго до смерти,
Он «Весну» написал.
То шедевр! Уж поверьте.
Ныне классиком стал.
Н.К. ПИМОНЕНКО «Гадание»
«Раз в крещенский вечерок-
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили».
Смысл Жуковского стихов -
Тема для картины.
Две гадалки женихов
Видят в восковине,
От которой тень идет
От свечи горящей.
На стене жених их ждет –
Жаль, не настоящий.
У одной серьезный вид,
У другой не очень.
Что красавиц в жизни ждет?
Хотят видеть очи.
Две девицы вечерком
На свече гадали.
Женихов своих тайком
Так и не узнали.
В.А.СЕРОВУ «Баба с лошадью»
Деревню он любил до страсти
И рисовал крестьянский быт.
Благодаря чудесной кисти
В России стал он знаменит.
Любил коровок и лошадок
В картинах он изображать-
К последним был особо падок…
Ну что о нем еще сказать?
Улыбку северной природы –
Мазками он изображал,
Он, видимо, такой породы,
И многим нас он поражал.
Его картины вроде скучны,
Но где–то что–то в них сидит,
Как друг любимый, неразлучный,
Который рядом, но молчит.
Он был не только живописцем –
Панно, скульптуры создавал.
Он русский был, но иностранцам –
С большим талантом подражал.
В любой манере - в совершенстве
Приемами их овладел.
Писать он начал в раннем детстве,
Импрессионизмом чуть болел.
С лошадкой баба на картине –
Одна из редкостных картин.
В ней человек на первом плане
С улыбкой вроде б без причин.
Мы знаем «Девочек у моря»
И ту, что с персиком сидит.
Улыбок нет, но нет и горя,
И безразличный вроде вид.
Но, где–то нежность схоронилась,
И ласка на тебя глядит.
Нет, не напрасно все ж случилось,
Что в Эрмитаже он висит!
НИКОЛА ПУССЭН
«Мифологический пейзаж». (Эрмитаж)
Пепельный тон картины,
Серо зеленый цвет.
Горы кругом исполины
И необычный свет.
Чья-то мужская фигура,
Труп, посиневший у ног.
Львиная сверху шкура.
Рядом пещера-чертог.
Ужасом, страхом веет
Будто со всех сторон.
Пуссен один лишь умеет
Выразить в красках стон.
Дикая всюду природа,
Грозный, угрюмый пейзаж.
Виды такого рода
Приобретал Эрмитаж.
Геракл в картине Пуссена
С туманом ушедших веков,
Снова выходит на сцену,
Спасая своих коров.
Он победил исполина,
Того, что коров воровал.
О том говорит нам былина:
Какус той жертвою стал.
Было давно это, право.
На месте том Рим стоит.
Подвиг Геракла – браво.
Помнится. Он не забыт.
ГЕНСБОРО ТОМАС
«Дама в голубом» (Эрмитаж)
1.
Голубая шляпка с брошечкой,
Голубая шаль,
Дама нежная. Как кошечка,
А в глазах печаль.
Дева - юная красавица,
Голубая кровь.
И портрет ее всем нравится:
Глазки, носик, бровь.
Все в ней дивно, обаятельно.
Чуть надменный взгляд.
Дама, видимо, влиятельна:
Дорогой наряд.
Шляпка с перьями и в рюшечках,
Крестик на груди.
Лента темная на душечке, -
Ручка впереди.
Прикрывает ручка грудыньку.
Пальчики в развал.
Генсбор Томас эту лапоньку
Нам нарисовал.
2.
В академии английской
Генсбор пребывал,
И в манере флорентийской
Часто рисовал.
Он писал портреты знатных
Буржуа и дам.
Краски и тона приятны
Доложу я вам.
И его произведения
Эрмитаж хранит.
Он велик был, без сомнения:
Он гигант, гранит!
ЖАН БАТИС ГРЕЗ
«Девушка с голубем»
(Государственный музей изящных искусств)
«Девушка с голубем» -
Сколько в ней чувств!
Так написать мог лишь гений искусства.
Милая, нежная девушка эта,
Словно живая смотрит с портрета.
Словно богиня из древнего мира
Со звездным венцом голубого сапфира.
Глазки закатаны, голубь у шеи
Словно целует ее еле-еле;
Будто влюбленные, нежно обнявшись, -
Счастье познали, друг к другу прижавшись.
Милая девушка. Нежная птица.
Нет, не возможно в тебя не влюбиться.
Кожа как будто из воска отлита
Ты, как богиня: сама Афродита.
Сколько же чувства Жан Грез здесь оставил?
Этой картиной себя он прославил.
Гений Дидро о нем лестно писал:
«Вот мой художник» – он восклицал.
«Вот образец добродетели нашей
Для подражанья нам символом ставший.
Вот образец неземной доброты,
Грез и надежд, и любви, и мечты».
ШАРДЕН ЖАН БАТИСТ «Прачка» (Эрмитаж)
Бочка, а в бочке стирает
Прачка чужое белье.
Рядом мальчишка играет –
Бедное, видно, жилье.
Мальчик одет в лохмотья,
Мыльный пускает пузырь
В комнате дальней тетя
Вешает стирку на штырь.
Лестница. С ней рядом кошка,
Глазки открыты, не спит.
В комнате нет ни окошка –
Серый, угрюмый вид.
Мебель массивная всюду:
Рубленая топором.
В тазике видно воду.
Разбросаны тряпки кругом.
В век восемнадцатый - модным
Сделал Шарден натюрморт.
Был ремеслом он доходным.
Картину купить каждый мог.
ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС
«Персей и Андромеда» (Эрмитаж)
Типичный фламандец.
Художник великий.
Далекий семнадцатый век…
Персей с Андромедой, миф знаменитый
Рубенс прославил навек.
Картина известна в двух вариантах:
Берлинский и тот, что у нас
Висит в Эрмитаже, где на атлантах
Колонны и множество фриз.
В берлинской картине – море играет,
Плещутся волны кругом.
Персей торопливо веревки снимает,
Ноги его босиком.
А в Эрмитаже картина иная:
Персей весь в доспехах блестит,
А Андромеда почти что нагая
Смущенно на руку глядит,
Что прикоснулась к нежному телу.
Прикрывшись вуалью слегка,
Она смущена и робка, и не смела,
Но очень воздушна, легка.
Пегас белокрылый крылья расправил:
Видимо, хочет взлететь.
Шедевр этот Рубенс потомкам оставил.
Его никогда не забыть.
ЖАН-АНТУАН ВАТТО
«Савояр с суриком» (Эрмитаж)
Савояр – это бедный юноша,
Не имеющий рода занятий.
Это что-то вроде Гавроша.
И одежда его из лохмотий.
На картине мы видим парнишку:
Держит ящик. Ремень через голову,
А из ящика смотрит зверюшка,
Лезет словно из трюма на палубу.
Осень поздняя. Так одиноко…
И деревья стоят все нагие.
Небо синее, тучки высоко.
Нет людей. Лишь задворки глухие.
Слева домики. С виду добротные -
Трехэтажные, серые здания.
Справа – церковь. Амбары доходные,
И особого нет впечатления.
Паренек улыбается мило,
Привлекая тем самым внимание.
Сразу видно, что денежек мало.
Просит, видимо он подаяние.
Жан-Ватто в восемнадцатом веке
Рисовал и богатых и жадных.
В савояре он как в человеке
Видит образ обиженных бедных.
Он родился в семье небогатой.
Сам фламандец, учился в Париже,
И вращался средь публики знатной,
Но душой к савояру был ближе.
Живописны его все картины,
И манера письма необычна.
Покорил он Парижа вершины.
Да и мне он понравился лично.
Свидетельство о публикации №110020404326