Проза о поэзии

Современная поэтика отказалась от формирования ритма посредством длительности звучания слогов и перешла на ударную ритмику. А. Белый, (формалисты) выдвигали учение о метре, как идеальном законе организации стиха и о ритме, как реальном его осуществлении в результате взаимодействия метрического «закона» и косного материала — человеческого языка, ему сопротивляющегося. Таким образом, понятие метра в современной поэзии утратило первозданную значимость. В современных стихах сбивка метра встречается довольно часто и на это обращают все меньше и меньше внимания. А виновата в этом грамматика, которая закрепила правильность ударений свойственных прозаической речи. В связи с этим поэтическая, мелодичная речь теперь мало чем отличается от прозы. И эта деградация продолжает набирать темп. К поэтической форме речи теперь стали относить и верлибр, не имеющий ни ритмики, ни метрики, отличающийся от прозы лишь тем, что фразы в нем пишутся в столбик. Слава Богу, что еще не разучились писать ямбами и хореями. А вот трехсложными размерами (дактилем, амфибрахием) и более сложными размерами (пеонами . пентонами, и шестисложниками) писать уже практически разучились. Кроме того произошли существенные изменения в соотношении поэтической и прозаической форм речи. Проза стала основной формой общения между людьми и  ее доля в литературе стала превалировать. Язык в связи с этим так же изменился. Появилась грамматика прозаической речи. Одним из разделов грамматики стала фонетика. Появились словари, указывающие на правильность ударений в словах./8/. Правила ударений в словах постоянно меняются, а недавно даже вышел словарь ударений, который взволновал всю элитарную общественность, считающую, что словарь рассчитан, на якобы безграмотных депутатов. Но его составляли известные ученые филологи. Эти нововведения в грамматику прозаической речи внесли сумятицу и в поэзию, поскольку изменение ударений ведет к изменению размера стиха. И если пушкинский герой Евгений Онегин не мог отличить ямба от хорея, то подобные нововведения приведут к окончательной дисгармонии поэтической речи. Нам скоро станут непонятны стихи предшествующих поэтов. Уже сейчас современные поэты увлечены поиском метрических сбивок у классиков. Например, почему Некрасов писал бурлАки, а не бурлакИ,  как требуют современные правила. Однако многие забывают, что грамматика поэзии – ПОЭТИКА, это не грамматика прозаической речи. Еще Чернышевский установил, что в русском языке на три слога приходится лишь один ударный. Понятие перрихий (пропуск ударения и спондей (внесхемное ударение) в поэзии существовало со времен реформы Тредиаковского – Ломоносова. Известные ученые филологи Томашевский, Тимофеев, Гаспаров, Шенгели, оставили целые тома исследований, посвященных тональности поэзии того или иного автора. Поскольку основная масса поэтов и раньше писала в основном только ямбом и хореем, то отличия в тональности их стихов проявлялось лишь в том, в какой стопе появлялись перрихии и спондеи.Например,ученый филолог Тимофеев только в одном четырехстопном ямбе нашел 127 оттенков. Трехсложные стихи
(дактиль, анапест, амфибрахий) метрических сбивок уже содержали меньше. Но по правилам временной ритмики смещение ударений допускалось, и  это смещение приводило к изменению мелодии стиха. Это в свою очередь меняло чувственное восприятие стиха. Впрочем, временная ритмика сохранилась в песне и фольклорном творчестве, где перенос (реверсия) ударений создает свой колорит восприятия стиха. Не пора ли современной поэтике отделиться от грамматики прозаической речи?  Может поэзия от этого только выиграет? Впрочем, от правил поэтики Аристотеля отходили еще в Древней Греции. Гиппонат из Эфеса прославился тем, что писал «хромым ямбом», допускающим сбивку ритма. Среди поэтов серебряного века сбивку ритма часто допускал Блок. Сейчас подобные сбивки допускают чаще всего начинающие поэты и их называют графоманами. Однако «поэтические чиновники» пишут такие стихи не реже графоманов и им это сходит с рук. Ведь они руководители и им можно то, что непозволительно начинающему поэту. Подобная вольность пришла из французской поэзии и приобрела статус нового жанра, называемого «верлибр» за которым
часто скрываются бездарные поэтические чиновники, делая себе имя на новом направлении в поэзии. Однако все новое – это основательно забыто старое (вспомним Гиппоната из Эфеса), который был кумиром среди невежественной публики Эллады. Но тогда наиболее распространенным размером был гекзаметр (шестистопный дактиль)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.