Quasi una fantasia

 Adagio sostenuto

семь чудес света, семь цветов, семь нот
и пара глаз-лучей над звукорядом
в готовности проникнуть в тайну вод,
способных стать и бурным водопадом,
или излиться тихою тоской
в простой и монотонной баркароле,
и примесью диеза к чистой соли
у душеньки моей забрать покой.
 
и предстаёт она совсем другой,
как будто её только изваяли
как Еву – без всего, совсем нагой.
 
а соль диез, томившийся в рояле,
вдруг вырвавшись на свет, то душу рвёт,
то ей даёт спасительные дозы;
и та, одуревая от наркоза,
то плачет, то хохочет и поёт;
но убаюканная шорохами леса
и всплесками размеренной волны,
стомлённая теперь вкушает сны,
и пусть её не искушают бесы,
и эта вездесущая луна -
хранительница тайны всех влюблённых,
пусть льёт хоть эликсир, хоть яд зелёный,
уже та чаша выпита до дна,
как дань неразделённой страсти месса.

27 января, 2010 г.

    Примечание: для читателей (не посвящённых) некоторые пояснения. Речь идёт о
о соч. Людвига вана Бетховена сонате для фортепиано №14 до-диез-минор ор. 27, №2
"Лунная". Название данное немцем, поэтом-меломаном Л. Рельштабом, прочно закрепилось за ней.
    Бетховен посвятил эту сонату своей ученице, приехавшей из Италии, графине Джульетте Гвиччарди, которую страстно полюбил и хотел на ней жениться.
Однако взбалмошная красавица предпочла ему посредственного композитора,(зато графа) - Роберта Галленберга.
Подробнее см.  http://www.stihi.ru/2014/11/26/8415
http://www.stihi.ru/2016/02/04/9552
   
p.s. Пока я получаю отзывы лишь от музыкантов и от искушённых в музыке. Но очень хотелось, чтобы любой из Вас прослушав "Лунную сонату" высказал своё мнение о соответствии нот и слов.
             Ваш. В.Р.


Рецензии
Вот что написал о “Лунной» тот, кто сейчас исполняет фортепианные сочинения Бетховена лучше всех (я заказывала перевод и редактировала его):
http://www.belcanto.ru/20090101.html
Первая часть сонаты — это просто похоронный марш по любви. И недавно мне попалось видео с маленьким мальчиком, который, услышав эту музыку впервые, заплакал. Ребёнка не обманешь в том, что касается эмоций. Но, понимая более, чем кто-либо ещё, насколько трагична эта соната и что на самом деле в это время происходило в жизни композитора, Рудольф Бухбиндер в рекламных целях, как я понимаю, позволил себе сделать запись первой части под деревом вечером на природе, как бы при лунном свете. И это сделал человек, утверждавший, что в жизни, как и в искусстве, не должно быть компромиссов. Мне очень жаль Бетховена. Хотя ему повезло в том, что пандемия не позволила осуществить пляски на костях по всей задуманной программе со всем чудовищным китчем.
Бетховен в трагической ситуации остался жить, чтобы писать для людей, которые его понимают. А его сейчас попытались сделать композитором для музыкантов, гедонистов и избранных толстосумов. Не вышло. Только вот Марис Янсонс скончался в результате этого марафона. Сердце не выдержало. В общем, трагическая эта соната, хотя Бетховену приписывают слова: « Жизнь — трагедия. Ура!»
Простите, что не рецензию написала, а просто высказалась. Уж очень накипело за последние два с половиной года, что занималась проектом по изданию на русском книги Бухбиндера о Бетховене.
Кстати, на сайте есть страничка нашего крупнейшего знатока жизни и творчества композитора, автора двух великолепных книг о нем Ларисы Кириллина.

Татьяна Мацук   11.08.2021 01:43     Заявить о нарушении
Танюша, спасибо Вам за Р.Бухбиндера. В юные годы я перечитал о Бетховене всё что было доступно: популярный очерк Кремнева, Альшванга, Оржеховской, Р.Ролана.
Лучшей работой на мой взгляд явл. тр

Вадим Ильич Росин   11.08.2021 20:59   Заявить о нарушении
является труд Эуарда Эррио.
В отношении трактовки "Лунной" как "похорон любви", известный музыковед М. Казиник тоже так считает. Очень похоже, чередование четвертных долей соль диез звучит трагично, но я всегда с большой осторожностью подхожу к различного рода
трактовкам - слишком много разночтений.
По этому поводу: интересен один случай, который произошёл с Рахманиновым в Англии.
При исполнении им прелюдии до диез минор №1 одна англичанка показаллось, что её заживо положили в гроб и забивают гвозди.Скажите, правда ли это" Когда об этом сказали С.В. он ответил: если ей так кажется, скажите именно так и есть, не надо её разочаровывать.
Кстати, вспомнился ещё один случай происшедший со мной очень давно. Я услышал по радио (тогда ещё незнакомую) оркестровую пьесу и воображение мне рисовало, что обрушивается земля, и каменья ударяются о доски, как бы о крышку гроба. Я был в потрясении. Оказалось это па де де из Щелкунчика. Боже ж ты мой, детская пьеса!
Суть в том, я так думаю, что восприятие музыки зависит от состояния души каждого индивида, интеллекта, атмосферы, исполнителя и ещё множества факторов. Не Вам это говорить. Это я так больше для не посвящённых, которые возможно прочтут.
Будет время и желание заглядывайте. Мне интересно с Вами.
Душевно Ваш Вадим.

Вадим Ильич Росин   11.08.2021 21:42   Заявить о нарушении
хочу уточнить: чередование четвертных с восьмушкой...

Вадим Ильич Росин   11.08.2021 21:45   Заявить о нарушении
Вы прочитали обе части Бухбиндера? И моё предисловие тоже? А записи его Вы слушали?
Посмотрите книги Кириллиной, написанные уже по современным материалам: из цикла ЖЗЛ и монографию для музыкантов в двух томах (в Интернете первый точно есть), изданную Московской консерваторией, увы, тиражом в 500 экз.
Период с 14 по 17 сонату — самый трагический в жизни Бетховена, когда он уже начал терять слух, боясь об этом кому-либо сказать, и решал для себя «Быть или не быть?». А тут ещё предательство по сути любимой девушки. Но он в конце концов решил, что обязан жить. И все это, конечно, отражено в сонатах.
Я в своих концертных программах всегда рассказывала о времени, композиторе, обстоятельствах написания произведения, если они были важны, объясняла о чем ария или романс, если они исполнялись на иностранном языке. Потому что в любом случае слушатель должен понимать, что мог вложить композитор в сочинение, даже если собственное восприятие и интерпретация исполнителя иные. В поэзии, кстати, то же самое, хотя инструментальная музыка, конечно, самый абстрактный вид искусства. Автор выстраивает ассоциативный ряд, который у читателя, вообще говоря, может быть иным — многозначность толкования лично я только приветствую, хотя бывают и исключения, когда необходимо точно понимать посыл.
Но сейчас меня волнует иное. Пандемия плюс из ряда вон выходящее поведение Бухбиндера по отношению к участникам моего проекта заставляют меня сейчас написать и опубликовать на английском статью о состоянии «музыкальной индустрии» под названием «Для кого писал Бетховен?». Я бы хотела закончить не одним или парой моих стихотворений в переводе на английский. Переводить должен носитель языка, найти которого в данной ситуации не просто, да и затратно это. А гонорар теперь брать нельзя — инагентом станешь. Поэтому не хотелось бы ошибиться в выборе. У меня достаточно стихотворений о музыке и музыкантах, как на моей странице, так и на странице клона. Может быть, Вы могли бы мне помочь с выбором, хотя у западного читателя менталитет, конечно, иной, даже если это музыкант? Пока я склоняюсь к переводу «Людвига» и «И только музыка». «По ту сторону рампы», наверное, слишком эмоционально для них. На странице клона вещи зачастую слишком резкие. Интересно было бы узнать Ваше мнение. Если сами не найдёте, я ссылки пришлю.
Кстати, «Жан-Кристоф», прочитанный в юности, одно из самых сильных потрясений в моей жизни. И такие книги я перечитывать не могу. Там все сказано о жизни, творчестве, дружбе, любви. Это вершина. Хотя музыкально роман, как мне кажется, местами лучше иллюстрируют сочинения Рихарда Штрауса: когда в Зале Чайковского давали «Жизнь героя» и люди даже на ступеньках сидели, после исполнения творилось примерно то самое, что описал Ромен Роллан.

Татьяна Мацук   13.08.2021 02:43   Заявить о нарушении
Опечатка: хотела бы закончить статью одним или парой стихотворений. А, может, одним начать, а другим закончить.

Татьяна Мацук   13.08.2021 02:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Таня! Прочёл, наконец-то, обе части Р.Бухбиндера с блестящим Вашим предисловием, и прослушал несколько сонат в его исполнении, но об этом позже.
О сонате № 14 сколько лет она существует, столько и восторгов и различных толкований, в основном две трактовки: свидание в лунном свете или похороны любви касаемо первой части. По поводу 2 части мне понравилось приведенное здесь выражение Ф.Листа о «цветке между двумя безднами», после чего перед нами открывается та самая бездна страсти, которую Р.Ролан назвал вздыбленным водопадом.
Словом, здесь более-менее ясно. Другое дело Соната №17 т.н. "Буря". Сам Бетховен считал ее диалогом (1 ч.) Бурей я бы её не смог назвать даже с большим натягом. Налетел ветерок, встряхнул тучку и промчался мимо и опять голубое небо. Насколько мне известно "Бурей" Шекспира была навеяна Бетховену соната №23, она и соответствует по характеру буре. Что же касается 17ой, звучит она как буря лишь в исполнении самого Бухбиндера, который исполняет ее (на мой взгляд) слишком напористо, мощно, в усиленном форте в нижних регистрах. То же он делает и с 3 ей частью да так что ухо не успевает улавливать в квартолях 4 ый звук. Но это моё субъективное мнение дилетанта, уж Вы простите если что не так. Признаюсь мне больше по душе Вильгельм Кемпф и Ани Фишер, её я слышал в живую зале филармонии в Ленинграде - неизгладимое впечатление. Достаточно лишь взглянуть на лицо Кемпфа, когда он играет 17 ю и на тех для кого он играет наворачиваются слёзы.
23 ю в исполнении Р.Б. пока не слушал. Напишу потом.
Вообще для меня до некоторых пор эталоном было исполнение её Св. Рихтером, - на одном дыхании. Сильное впечатление оставили также Клаудио Аррау, Ланг Ланг, М.Плетнёв, но Денис Мацуев буквально взорвал сознание. Это был действительно "Огненный поток в гранитном русле".
Дорогая Танюша, несказанно рад знакомству с Вами.
Не так уж у нас много истинных ценителей высокого искусства.
Просто обида берёт когда в Ютубе просматриваю комментарии - наших раз два и обчёлся, всё больше пишут на английском, иероглифами, немецком и иврите.
В "проклятое" советское время со всех репродукторов и в кино звучала классическая музыка. Было 2 канала ТВ, а музыки через край и музыковеды толковые И.Бэлза, Виноградова и др. Сейчас же эфир пуст. Телевидение с начала 90х занимается не воспитанием а разложением. А наверху и в МК озабочены вопросами морали.
Не хотелось бы завершать на такой ноте.
Предлагаю Вам взглянуть в моём очерке, http://stihi.ru/2016/02/04/9552
всё можете не читать (статья для непосвящённых) там в самом конце поэма-эссе Евгения Багрянцева "Аппассионата" вот это шедевр.
Душевно Ваш Вадим.

Вадим Ильич Росин   15.08.2021 14:13   Заявить о нарушении
Танечка, по поводу перевода Ваших стихов на английский. Я знаю тут на Стихи.ру одного талантливого поэта-публициста. Это журналист Яков Рабинер. Думаю он сможет. Давно уже живёт в Калифорнии. С ним я знаком, но не близко, так пару раз пересекались на портале. Он тоже пишет стихи о музыке, написал прекрасный очерк о П.И.Чайковском. Его знает знакомая Вам Лара Осенева. .
Черкните ей если что в личку. Это сердечный человек. Есть у неё ещё один знакомый Николай Левитов - полиглот.
И наконец, наш общий друг Валентина Шугорева - в совершенстве владеет французским и испанским и поэт от Бога. К ней можете обратиться непосредственно.
Буду рад, если это Вам поможет.

Вадим Ильич Росин   15.08.2021 14:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за советы, но переводы неносителей языка совершенно исключены. Я в этом деле не первое десятилетие. То, что нам кажется хорошими переводами, носители языка вообще английским не считают (я с ними долго работала и с некоторыми до сих пор общаюсь - это профессионалы в журналистике и литературе). Не могу разделить и также все Ваши музыкальные пристрастия. Мне многие исполнители и музыковеды, которых Вы назвали, к сожалению, не просто не близки, а являются моими антиподами. Если же говорить о Бетховене, то рядом с Бухбиндером на данный момент мы с коллегами можем поставить только Софроницкого. К сожалению, проблемы со зрением, которые опять обострились, не позволяют мне пускаться в пространные объяснения. Исполнение 17 сонаты Бухбиндером на данный момент я считаю лучшим из всех, что приходилось слышать, а сонату эту я знаю с детства и сама пробовала ее разбирать. Занимаясь книгой Бухбиндера, я переслушала практических всех исполнителей фортепианных сочинений Бетховена, которые представлены в Сети, прочитала множество современных работ, корректирующих прежние представления о жизни и творчестве композитора. И я могу аргументировать свою точку зрения. Если бы я технически играть так, как играет Бухбиндер, то делала бы это точно так же - мне понятна и близка каждая нота, каждый нюанс. Другое дело, что Бухбиндер как человек оказался совсем не таким, каким мы себе его представляли. Он просто проигнорировал все обращения с просьбой сделать то, что, вообще говоря, обязан делать каждый автор, если хочет увидеть своё сочинение напечатанным. Человек просто плюнул в лицо тем, кто не только на пьедестал его поставил, но ещё потратил на него не один жизни и деньги вложил. Поэтому все мы на данный момент испытываем к нему, как к человеку, отвращение, понимая, однако, каким талантом он обладал (сейчас - уже не знаю, потому что последнее исполнение им в Москве вариаций Диабелли, с моей точки зрения, было настолько ужасным, что я бы не смогла это высидеть, если бы была в зале. Я считаю, что ни ему, ни кому-либо другому такое отношение к публике, да и к коллегам, один из которых теряет слух, как Бетховен, спускать и прощать нельзя. Надо высказаться публично. Без имён, но так, чтобы все всё поняли. Вот этим я сейчас и занимаюсь. Но дело ещё в том, что его таким сделала современная «музыкальная индустрия». По ней и надо бить в первую очередь. И так, чтобы действенно было во всех отношениях. Это сейчас моя основная задача. Потому и попросила Вас посмотреть соответствующие стихотворения, которые должны помочь мне воздействовать не только на рацио, но и на эмоциональную сферу западных людей.

Татьяна Мацук   15.08.2021 15:48   Заявить о нарушении
Простите за пропуск слов, опечатки, стилистические и прочие ошибки. Исправлять сейчас не в состоянии, да Вы и так меня поняли. Извините, здоровье подводит, не тяну одна физически полтора года на полной изоляции. Потом надеюсь ещё вернуться к разговору.

Татьяна Мацук   15.08.2021 15:55   Заявить о нарушении
Прослушал и "Аппассионату" даже в 2х вариантах, попутно 27-ю и "Хаммерклавир". Исполнение блестящее, но простите меня неуча, впечатление (в 23 й) смазывается скоростью с первых же аккордов, когда "отваливаются глыбы", а 3 ей части в моторных пассажах мастер допускает ошибки, (но это случается почти со всеми), моё ухо улавливает к моему же огорчению, поскольку за свою долгую жизнь переслушал сотни, если не тысячи раз все сонаты и сам многие из них проигрывал. Заключительная часть великолепна. Первая часть сонаты №29 великолепна, я бы даже сказал, настолько чисто исполнена (слышится каждая нота) что оторваться невозможно. Вторая же часть, лично для меня это квинтэссенция всего произведения, её нельзя ни замедлить, ни ускорить (приходилось слышать и то и другое) а октавные фигурации, которые слушаешь с замиранием сердца, у чувствительных слушателей они вызывают слёзы, у В.Б. проходят на скорости, в результате впечатление растворяется исчезает.
К слову, Кабалевский как-то сонату №1 сравнил с №23, я недоумевал, но прислушавшись к гл. теме, где явственно звучит: "мальчик резвый кудрявый, влюблённый Адонис, женской лаской прельщённый..." /ария Фигаро /, а 3я часть 1ой, если её играть быстро (а её большинство пианистов так и играют, очень даже похожа
на 3ю аппассионаты.
Танечка, хочу напомнить Вам прочтите поэму-эссе Жени Багрянцева (в моей ссылке) думаю не пожалеете.

.

Вадим Ильич Росин   15.08.2021 21:13   Заявить о нарушении
Конечно, он делает ошибки, в чем сам признался в последнем интервью в Энигме на канале Культура. И именно поэтому, будучи перфекционистом, панически боится слушать свои записи. Записи из Зальцбурга, которые обычно и вылезают первыми в Сети, он вынужден был прослушать, чтобы завизировать. Говорит, что много нафантазировал и в динамике, и в гармонии. Вероятно, потому что во время игры находится как бы в состоянии изменённого сознания. Кроме того, он привык ловить аппликатуру на лету (так устроен). Но для меня это не важно, как не важны интонационные погрешности Каллас, которые ее недоброжелатели любят отмечать. Я ему задала много серьезных вопросов, например, что такое вообще интерпретация и где границы, за которые нельзя выходить, с его точки зрения. Просила написать специальное предисловие к русскому изданию, ответить на вопросы читателей и слушателей. Все было передано моим посланцем в артистической из рук в руки (мы с коллегой оба были больны и не смогли прийти на концерт, а во встрече мне его прихлебатели отказали в грубой форме). Он обещал отреагировать в Год Бетховена. Было это в декабре 2019. И до сих пор полное молчание с его стороны.
Вопрос соответствия изначальному авторскому тексту заслуживает обсуждения. Тем более, что он всегда говорит об ошибках даже в уртекстах, не сделав при этом ни одной попытки издать тот вариант, который сам считает правильным (у него огромная коллекция всевозможных изданий сонат и не только). Защищать его лично я больше не хочу, хотя игру его защищать готова, но тоже, честно говоря, уже без энтузиазма: слишком серьёзны для меня и не только меня последствия того, что он сделал (вернее, не сделал).
Он должен был сам выступить в защиту своей позиции. Но не соизволил. И я ему больше не адвокат.

Татьяна Мацук   16.08.2021 01:53   Заявить о нарушении
Мне трудно много читать с айфона, со временем все прочту, Вы уж простите меня. А Вы как раз тот, для кого Бетховен писал и для кого Б. должен был бы играть и писать свои книги в первую очередь: просвещенный любитель. Но для него оказалось гораздо важнее использовать юбилей композитора для того, чтобы в сотый раз сыграть на публике труднейшие в техническом отношении вариации и отхватить за это не просто кусок славы, но и премию за запись и приличный куш во время мирового турне. Турне, правда, сорвалось по причине пандемии (на радость Бетховену на том свете, полагаю), но все остальное он получил, как и планировал. Сейчас у него фестиваль в разгаре (вино нового урожая готово, надо рекламировать), пир во время чумы продолжается, а в декабре будут очередные чествования по случаю 75-летия. И пусть аиериканцы в Сети о нем пишут «всемирно известен в городе Вена», пусть в России его имя даже музыкантам далеко не всем известно, главное, чтобы карьера продолжалась.
Я сейчас переводчика искала, вышла на блог англичанина из Питера в YouTube, в котором он демонстрирует забор в «культурной столице», на котором начертано: «Гергиев — чмо, Темирканов рулит». По форме ужасно грубо, но по сути... Так вот именно Гергиев здесь и в Германии, как я понимаю, сейчас основной партнёр нашего друга, который до сих пор просит журналистов называть себя уменьшительным именем. Так что ему «Якуба»?

Татьяна Мацук   16.08.2021 02:44   Заявить о нарушении
Но Бетховен симфонист. И Руди отличается от остальных ещё и тем, что играет партитурно. У него обе руки равноправны, каждый голос, переход темы из регистра в регистр абсолютно ясны, слышны, прозрачны. То же и в концертах, вне зависимости от того, сам он дирижирует или нет. У него и форма никогда не расплывается и он всегда слышит произведение целиком, убирая звучание ф-но там, где основная тема передаётся, например, деревянным духовым, что есть и в скрипичном концерте. А так делают далеко не все. По ранней записи Плетнёва с Федосеевым третьего концерта?можно досконально изучить партию солирующего инструмента, но оркестра там просто как бы вообще нет — проходит где-то фоном. Более поздняя запись уже лучше, но все равно нет переклички. А Б. привык с раннего детства в ансамбле играть. Посмотрите, как он даже голову поворачивает в сторону фагота в первой части после моцартовской темы. У Маслеева очень интересные собственные трактовки, как сонат, так и концерта, тонкие, шестая соната мне в его исполнении гораздо больше нравится. Но во второй части третьего концерта все поплыло. Коллега мне объяснил, что Башмет не выдержал темпы, а солист просто не смог дирижеру противостоять. На последнем концерте Б. в Москве есть его фото в артистической с Маслеевым.
Взял бы и продирижировал для молодого талантливого исполнителя этим самым концертом, как не раз делал для себя. И все бы сразу встало на место. Но вряд ли это даже в голову человеку, который до сих пор себя подростком ощущает («маленьким негодяем», по его собственным словам) это даже в голову придёт. Он же все время на вызовы отвечает, со всеми соревнуется, включая время и себя самого. Тут уж не до публики и юных коллег, которые непосредственно у него не учились, если это не полуголая Юджа Ванг, конечно.

Татьяна Мацук   16.08.2021 04:35   Заявить о нарушении
Вот сравните, как все начиналось и чем закончилось:
http://stihi.ru/2019/06/25/1316
http://stihi.ru/2020/11/02/8307
http://stihi.ru/2021/04/14/7131
http://stihi.ru/2021/04/13/970
http://stihi.ru/2021/05/09/4386
http://stihi.ru/2020/11/27/570

Это не для перевода. Просто душу отводила.

Татьяна Мацук   16.08.2021 05:32   Заявить о нарушении
Это я тоже заметил, что у него каждая рука "мыслит" самостоятельно, ведёт свою партию. Это в полной мере удавалось Г. Нейгаузу и В.Софроницкому. Первая часть №29 очень сложна для восприятия, а Бухбиндер играет так, что каждая нота слышна. Но adagio мне не понравилось, я уже писал об этом, октавные фигурации надо выигрывать тщательно, а не кавалерийским наскоком, ему ли не знать это. Затягивать тоже нельзя, нужно показать как страдает душа, бьётся в конвульсиях.
Здесь страсть сродни цыганской и тоска. Ничего похожего у него я не услышал.
Когда я услышал впервые largo e mesto из №7 в исполнении Рихтера на "Декабрьских вечерах", я заболел, (надо было видеть его лицо - там было всё написано) и начал выздоравливать лишь когда выучил это largo.



Вадим Ильич Росин   16.08.2021 18:14   Заявить о нарушении
К сожалению, в силу обстоятельств, я двадцать лет почти не подходила к инструменту (только петь получалось и записывать что-то при помощи компьютера). И сейчас, находясь на изоляции, я не могу сама привести в порядок своё замечательное пианино 1913 года выпуска, если его теперь вообще возможно восстановить. Очень хочется играть, но не на чем. Синтезатор нормальный мне физически не втащить. Остаётся только 88 клавишное гибкое пианино. Но не могу понять, до какой степени это игрушка и что реально с ним можно делать. Жаль просто так деньги тратить.

Татьяна Мацук   16.08.2021 19:42   Заявить о нарушении
Кстати, здесь есть страница Льва Болеславского с его поэмами о композиторах. «Бетховен» тоже есть.

Татьяна Мацук   16.08.2021 19:57   Заявить о нарушении
Танечка дорогая, Вы сообщили об ухудшении зрения, я не пропустил мимо ушей, у меня обстоит дело не лучше, если не хуже. Один глаз вообще не видит - глубокая глаукома, другой - катаракта, и тоже с признаками глаукомы, поддерживаю каплями. Книг вообще не могу читать, ноты с большим трудом, в комп. ещё как-то крупный шрифт при хорошем освещении. Поэтому, я ни с кем больше не знакомлюсь. С Вами меня не просто судьба свела, а Лара Осенева, которая высоко ценит Ваше творчество и как музыковеда, и как личность.
По возможности буду следовать Вашим рекомендациям.
Спасибо за ссылки и за ролик.

Вадим Ильич Росин   16.08.2021 21:43   Заявить о нарушении
Кстати, Евгений Багрянцев, о котором я Вам говорил (поэма-эссае "Аппассионата") великолепный настройщик.

Вадим Ильич Росин   16.08.2021 21:46   Заявить о нарушении
Визомитин капли Скулачева пробовали? Я знакома с разработчиками. Не дёшево получится: 2 флакона минимум в месяц по 600₽ в течение года, наверное. Но помочь реально может. У меня после температуры и фактически дистрофии на почве бескормицы возникла, судя по симптомам, мерцательная скотома плюс резко ухудшилась деструкция стекловидного тела. Возможно, диабет развивается наследственный. Провериться не могу, выходить из квартиры крайне опасно. Но я привыкла себя лечить сама, хотя всегда обследования делала. Кстати, Георгий Яковлевич Подруль (баянист и композитор) старше Вас недели на три. Ничего, со всем можно справиться, даже с возрастными изменениями, если очень постараться. Как говорят музыканты «не вешайте нос на квинту».
Ларе большое спасибо. Настройщик понадобится. Только не понятно когда. С канадским писателем, живущим в Питере и делающим переводы, связалась.
Нет, я не музыковед. Я вокалист, занимавшийся в детстве и на ф-но в вечерней десятилетке при секторе педагогической практики Гнесинки и МГК. Потом 10 лет вокалом частными образом практически после потери всего из-за плохого педагога. А потом мы создали наш коллектив. Четыре года на сцене были самыми счастливыми, но я здоровьем опять за все заплатила. Лучше публично обо всем не распространяться, хотя я человек публичный и из песни слова не выкинешь.
Кстати, я была первой ученицей сына знаменитого настройщика Богино Кости. Он теперь в Риме школу свою имеет.

Татьяна Мацук   17.08.2021 00:14   Заявить о нарушении
Думаю, Вам могут показаться интересными и другие записи на моем музыкальном YouTube канале. Хотя концерта там всего три представлено и с купюрами. Но у меня были очень сильные музыканты. И Бухбиндер в то время так не играл, как Веретенникова Таня, а Шопена и Рахманинова он и сейчас, полагаю, так не сыграет. Вот посмотрите концерт в Малом зале Дома ученых (Шопен в конце в память о Бродском), хотя оцифровать запись плохо и по картинке, и по звуку:
http://m.youtube.com/watch?v=S4clCB02X2Y

Татьяна Мацук   17.08.2021 00:32   Заявить о нарушении
Это вторая часть концерта «Разные лики России». Эпидемия гриппа была, которая выкосила и певцов моих, и зрителей. Пришлось на замены идти.
http://m.youtube.com/watch?v=rZA1eg8uPKU
А это ещё записи Веретенниковой на репетиции:
http://m.youtube.com/watch?v=sxkhUTZEvN4
http://m.youtube.com/watch?v=-5om3L286Gk

Татьяна Мацук   17.08.2021 00:45   Заявить о нарушении
http://m.youtube.com/watch?v=OaO-Ant7db0
Это лучшее моё сочинение, у сожалению, пока существующее лишь в таком виде.
Как и стилизации, которые записывала на случай, если вдруг что со мной случиться, чтобы все с собой не унести:
http://m.youtube.com/watch?v=Vf-YJUdWeGo&t=2s
http://m.youtube.com/watch?v=6IVyoZz2ODA
http://m.youtube.com/watch?v=NNOlZKElecw
Я теперь совсем не так выгляжу после всей этой мерзкой истории: половина головы седая и две трети волос вылезло. Но я восстановлюсь всем эгоистам назло!

Татьяна Мацук   17.08.2021 01:10   Заявить о нарушении
Я почитала Багрянцева. Да, можно и так. Но мне все-таки ближе более литературное описание впечатления от музыкального произведения. Типа: «Рояль был весь раскрыт и струны в нем дрожали, как и сердца у нас над песнею твоей». Хотя, возможно, просто очень трудно возвращаться к профессиональному взгляду на музыку после 20 лет пребывания практически в могиле (два раза была на живом концерте за это время: в безобразно изуродованном реставрацией Большом на Реквиеме Верди в очень сомнительном исполнении Ла Скала и на концерте Бухбиндера, в результате которого слегла с 38,5, а потом всю зиму просидела на грани пневмонии).
Я сама, конечно, разными способами описываю музыкальные впечатления и ассоциации. По ситуации. Но понимаю, что надо серьезно заняться теорией музыки и композицией, на что нужно лет пять, не меньше.
Здесь второе стихотворение:
http://stihi.ru/2015/04/18/590
А это не о музыке, конечно:
http://stihi.ru/2017/02/07/2545
Как и «Принцесса и музыкант» не совсем о музыке (писано лет в 27, наверное):
http://stihi.ru/2011/02/11/1439
И это как бы не о музыке, это об ответственности творца:
http://stihi.ru/2017/01/14/1859

Татьяна Мацук   17.08.2021 05:18   Заявить о нарушении
Если Вы можете установить Telegram, то мы можем общаться вербально, не нагружая зрение.

Татьяна Мацук   17.08.2021 06:36   Заявить о нарушении
Танечка, Вы прекрасный поэт, я бы сказал поцелованный Богом.
Слушаю Ваши ролики, пока не все прослушал. О своих впечатлениях напишу.
Здоровья Вам и дальнейших творческих успехов.
Душевно Ваш.
В.

Вадим Ильич Росин   17.08.2021 19:35   Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, большое. Начала работать с переводчиком, молодым канадским писателем, который также пишет стихи, живущем сейчас в Питере. И это для меня спасение.

Татьяна Мацук   17.08.2021 21:18   Заявить о нарушении
Рад за Вас, Танечка, очень рад.
Дай Вам Бог!

Вадим Ильич Росин   17.08.2021 21:25   Заявить о нарушении
Именно то, что Вам не нравится в исполнении 29 сонаты (рубато, вероятно, обоснованное воспоминаниями Черни о том, как Бетховен при исполнении своих сочинений многократно менял темпы в одной части), мне импонирует. И, значит, Вам должно больше понравится раннее весьма академическое исполнение: http://m.youtube.com/watch?v=NTFmzgAjSJE

Татьяна Мацук   18.08.2021 07:37   Заявить о нарушении
И пока не забыла. Вы читали шуточные либретто опер Сани со Штрамповки и смотрели сделанные по трём из них ролики (раздел Оперы и ссылки внизу его страницы)? Это очень смешно:
http://stihi.ru/avtor/ekateringof&book=11#11

Татьяна Мацук   18.08.2021 07:48   Заявить о нарушении
Рано я обрадовалась: как только переводчик понял серьезность подхода к работе, сразу поспешил отказаться, ссылаясь на загруженность и невозможность уделить данному делу необходимое внимание. Молодые вообще работать должным образом не приучены.

Татьяна Мацук   18.08.2021 17:18   Заявить о нарушении
Все время бег на месте. Бесконечные пустые переговоры с людьми, которые заканчиваются ничем. И так по всем вопросам бытия. Мир теперь - это общество разобщенных эгоистов, не способных к пониманию ближнего и сотрудничеству. И мы больше не исключение из этого правила, увы!

Татьяна Мацук   18.08.2021 17:41   Заявить о нарушении
Ещё раз убедилась, что люди хуже всего относятся к тем, кто ничего у них не просит, а наоборот предлагает. Если бы я могла вообще ни с кем не общаться, то это был бы лучший вариант.
http://stihi.ru/2016/04/23/8402

Татьяна Мацук   18.08.2021 21:06   Заявить о нарушении
Отплакавшись, отправилась на сайт английских переводчиков, нашла нескольких, связанных с музыкой и с поэзией, отправила приглашения связаться через профессиональную социальную сеть. Жаль только, что дорого будет и в валюте. Но посмотрим. Может, помогут с публикациями и концертами в перспективе. Один - выпускник Оксфорда, у которого в портфолио даже сказка Филатова с сохранением размера и рифм. Но этот заломит, как знаю по опыту, не по-божески. Ладно, опять есть чем заняться: «Шей да пори — не будет пустой поры». Ничего, мы же титаны, хоть и прикованные к скале (а героя все нет), не привыкать.

Татьяна Мацук   19.08.2021 04:46   Заявить о нарушении
Бог в помощь, Танюша.

Вадим Ильич Росин   19.08.2021 17:29   Заявить о нарушении
На самом деле мне очень нужна поддержка и ощущение того, что все не зря.
http://stihi.ru/2016/04/26/906
http://stihi.ru/2016/04/06/3799
http://stihi.ru/2016/04/16/9042

Татьяна Мацук   19.08.2021 19:10   Заявить о нарушении
Простите, что оставила Вам на Прозе антирецки. Просто разговор не имеет смысла без прояснения позиций до конца. Жаль, что мы раньше с Вами не общались на Прозе, а сейчас это чисто физически проблема у обоих. Да и смысла нет в дискуссиях, когда реально не можешь ничего сделать. А я не могу: все возможности перекрыли. И в такой ситуации лучше молчать, чем впустую сотрясать воздух и надувать щеки. Я надеялась хоть в музыке что-то сделать, да и то пока не судьба, потому что социальная система едина в своих проявлениях во всех сферах.
Здоровья Вам и сил!
Это я им всем уже давно написала, но что толку?!
http://stihi.ru/2017/02/04/786

Татьяна Мацук   20.08.2021 18:38   Заявить о нарушении
Вам дай Бог того же, дорогая Танюша. Наслаждаюсь Вашей "Гармонией", не только романсами, но и стихами. Как раз в этот момент слушаю шопеновский ноктюрн №13 в исп. Веретенниковой, когда-то и сам играл его. но конечно не столь блестяще. О своей любви к Шопену я поведал в очерке "Польский Моцарт" http://stihi.ru/2013/10/31/3715

Вадим Ильич Росин   22.08.2021 20:09   Заявить о нарушении
Прекрасная статья у Вас про Шопена. Я потом к ней ещё вернусь. Веретенникова тогда очень хорошо играла. В 1993 она ездила на Конкурс Шопена, я Бахчиева ещё просила ее перед отъездом проконсультировать. Но там как раз был период беспредела со стороны жюри до такой степени, что администрация даже извинялась перед конкурсантами. Так что вернулась она ни с чем. Потом, когда мы уже не общались, она книгу о Шопене написала. Не читала пока, может, просматривала отрывки — не помню.
Вообще меня удивило, что Бухбиндер зачастую играет Шопена, как Бетховена, не чувствуя того, что его музыка это волна, даже если речь идёт о «девятом вале» в «Революционном этюде». У Бетховена волны тоже бывают, но это как «Приют» Шуберта или «О скалы грозные дробятся с ревом волны». А Шопен, если брать того же Шуберта в качестве примера композитора, сочетавшего в себе черты и Бетховена, и Шопена, это «Баркарола». Так мне кажется. И если бы у нас с Руди состоялся разговор без свидетелей, я бы ему это сказала. А также по поводу Гершвина, где ему внутренней свободы не хватает, которая как раз присуща рабам (мне Разгон говорил, что наиболее внутренне свободным он чувствовал себя в лагере, где у тебя ничего нет, выбор за тебя тоже делают и полная ясность по отношению к угнетателям). Отсутствие внешней свободы должно компенсироваться свободой внутренней и наоборот. Белый человек крайне редко может играть джаз так, как это делает любимый Бухбиндером и имеющий классическую музыкальную подготовку Оскар Питерсон, хотя технически все может быть исполнено «на ура». Может, я не права. Но вокальный слух, фокусирующийся на обертонах, заставляет меня чувствовать стилистическую фальш, несоответствие и холодность, если таковые присутствуют, хотя неверную интонацию я
могу и не заметить (вокалисты без абсолютного слуха часто по позиции ориентируются, это у Георгия Яковлевича был абсолютный слух, а теперь он, как Бетховен, высокие частоты даже с аппаратом далеко не всегда слышит). Я Бухбиндеру об этом написала и о том, что равнодушие более всего убивает. Но он промолчал в ответ, как Вы знаете. И, как результат, Г. Я. потерял способность писать музыку, надеюсь, что временно. А мы хотели написать 33 вариации Диабелли для баяна-аккордеона, чтобы показать все возможности инструмента и повторить уже с учетом прошедших веков то, что в своё время сделал Бетховен. У меня интересные идеи были, смешные и серьезные, а он воплотить должен был. Но стараниями Руди ничего не вышло. И вряд ли мы к этому вернёмся. Хотя жаль. Производители инструментов заинтересовались бы однозначно, не только исполнители и публика. Но что теперь говорить ...

Татьяна Мацук   23.08.2021 10:17   Заявить о нарушении
Писала, конечно, о глухоте Георгия Яковлевича, а не о джазе. И как важен в этой ситуации для всех нас Бетховене.
И все-таки я не пойму: может, он просто трус, когда речь идёт об общении с незнакомцами, боится за своё душевное равновесие и потерять уверенность в себе?

Татьяна Мацук   23.08.2021 10:26   Заявить о нарушении
Я боюсь, что результатом последних трёх лет станет то, что я возненавижу музыку, которая единственная поддерживала меня всегда и не давала сойти с ума в самых тяжелых ситуациях или решить вопрос в пользу «не быть». Музыкантов современных уже практически ненавижу и общаться с ними, за редчайшим исключением, не хочу. На сцену пока вновь хочется, но напрямую к публике, без посредников. Но для этого партнеры-музыканты нужны: хотя бы концертмейстер и педагог по вокалу. Дал мы кто-нибудь столько денег, сколько поклонницы Дягилеву давали (та же Шанель), я бы развернулась без оглядки на мерзости жизни и общества, потому что вулкан идей фонтанирует у меня всегда и особенно в кризисных ситуациях. Но на поклон ни к кому не пойду, поскольку моральная составляющая должна в данном случае превалировать, а надежды на помощь музыкантов, погрязших в денежной индустрии вместо искусства, практически не осталось. И ничего, кроме отвращения, к музыкальной братии,похоже, уже не испытываю. Пандемия высветила всю аморальность и этого сообщества. Хотя некоторые с трудом ноги тянут после ковида, а иных уже и нет вовсе (норвежский тенор недавно помер), пир во время чумы это не останавливает: дома понакупали в европах-америках, надо ипотеку платить, да и кушать хорошо привыкли. Ещё в детстве меня многое из того, что я видела воочию в этом мире, в той же консерватории, меня коробило (барское поведение профессуры, семейственность и кумовство, скрытое взяточничество), а сейчас ситуация, как оказалось, ещё хуже.
Не знаю, читали ли Вы скандальную книгу англичанина, которая в русском переводе называется «Кто убил классическую музыку?». Хотя автор, говорят, далеко не везде пользовался достоверными источниками, но по сути он прав (я с ним общалась по электронной почте и собираюсь снова попробовать это сделать). И у нас выходили скандальные книги, после которых авторов подвергли всяческой хуле, но, я подозреваю, что в основном за «вынос сора из избы». Люди будут по уши в долгах сидеть, но по-прежнему с высока своей «гениальности» смотреть на всякого со стороны, кто им сотрудничество или работу предложит. А публика для большинства теперь просто существует лишь в одном качестве - как источник благосостояния. В общем противно очень. Но создать в нынешних условиях без приличных денег теперь не получится. Это было возможно только в 90-е. До меня это было самое плодотворное, свободное и счастливое время, хотя и весьма голодное в основном.
http://stihi.ru/2016/04/06/3299
Но Вы, скорее всего, не согласитесь.

Татьяна Мацук   23.08.2021 18:46   Заявить о нарушении
Опять куча ошибок в тексте возникла. Речь шла о возможности создать альтернативу существующей «музыкальной индустрии», для чего необходимы либо очень приличные деньги, либо мощная поддержка известных людей.

Татьяна Мацук   23.08.2021 18:50   Заявить о нарушении
Танечка дорогая, всё прочитал, всё понял, тем же самым болею. Классику вышибли из нашей жизни. Благо хоть теперь есть Youtube - отдушина для жаждущих. Я конечно не за себя пекусь, у меня слава тебе Господи прекрасная фонотека(дискотека) позавидует любой знающий толк. За молодь обидно: её лишили Истории своей Родины, литературы (гляньте школьные программы) и лишают культурного наследия.
Раньше кл. музыка звучала в кино, в театре, в тв, по радио, теперь эфир пуст.
Я уже говорил, в комм. под роликами с великих исполнителей - одни иностранцы.

Вадим Ильич Росин   24.08.2021 09:26   Заявить о нарушении
Ради бога не извиняйтесь за опечатки, я на них не обращаю внимания.

Вадим Ильич Росин   24.08.2021 09:28   Заявить о нарушении
Да ещё, по поводу книг, простите теперь не читаю ни-че-го, даже любимых авторов и книг по истории Карамзина и Соловьёва, в которые любил на досуге заглядывать.
Карамзина уже подарил, Соловьёва придерживаю пока.
Здесь ещё как-то осиливаю крупный шрифт.
Спасибо что делитесь своими мыслями, чаяниями.

Вадим Ильич Росин   24.08.2021 09:34   Заявить о нарушении
Читать теперь тоже можно с компьютера, увеличивая шрифт, что я и делаю. Большинство книг можно найти в свободном доступе для чтения. Хотя такое чтение не слишком полезно, конечно. Но это лучше, чем ничего, для привыкшего читать. Аудио-книги тоже вариант.
У меня фонотека была на виниле. А теперь в основном использую YouTube, пока его ещё не прикрыли. Молодежь интересуется классикой, если случайно оказывается на интересных каналах, где представлено что-то настоящее. В Фонде культуры, под патронатом которого выступала «Гармония» у нас были абонементные концерты, которые я вела и для молодежи тоже. Люди до сих пор вспоминают. Вопрос ещё в подаче материала. Но то, что было возможно тогда практически без вложения средств, теперь в России невозможно. Думаю после пандемии об Италии, где множество оперных театров и есть вся инфраструктура при депрессивной экономике. Только серьезные партнеры нужны.

Татьяна Мацук   24.08.2021 11:52   Заявить о нарушении
Если бы Вы установили Телеграм, можно было бы общаться вербально, не напрягая зрение.

Татьяна Мацук   24.08.2021 15:42   Заявить о нарушении
Вы что-то пропали... А я начала работать с переводчицей из Англии, музыкантом-любителем, играющей на странном инструменте. Пока только пробные контакты, но уже проявились подводные камни: силлабо-тоники она тоже не знает, как и предыдущий переводчик Хью.
По Культуре транслировали юбилейный концерт Риккардо Мути с Венскими филармониками из Ла Скала. Получили большое удовольствие. У нас так играл только оркестр
Мравинского. Мути стал очень скупым на жесты и вообще сдал даже по сравнению с новогодним концертом. Пандемия действует на всех. А в молодости он с его темпераментом чуть ли не на люстре висел, как у Маяковского, заряжая всех своей энергией.

Татьяна Мацук   30.08.2021 01:33   Заявить о нарушении
Доброе утро, Танечка. Не совсем пропал, "отдыхал" на даче. В этом году как никогда много слив - не знаем куда девать. Наварили варенья. сушим, раздаём.
Это Вы про тот, который вчера с Венским оркестром исполняли 2 ю симфонию Брамса.
Я этого Риккардо сперва принял за Вл. Ашкенази, но потом всмотрелся не он.
Оркестр конечно высочайшего класса.

Вадим Ильич Росин   30.08.2021 09:27   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Вадим!
Я, к сожалению, свежих слив в этом году ещё не пробовала, и вообще с овощами и фруктами нормального качества напряжёнка (все из-за доставки как попало и плохого хранения).
Оркестр этот сейчас лучший в мире, поскольку они сами решают, кого туда брать и с какими дирижерами играть. А Мути сейчас, наверное, дирижёр номер один, последний из динозавров, кто учился долго и как надо, да и учителей имел соответствующих, наряду с выдающимися способностями к игре на разных инструментах и пению.

Татьяна Мацук   30.08.2021 18:05   Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно послушаю.

Татьяна Мацук   11.08.2022 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.