Quasi una fantasia
семь чудес света, семь цветов, семь нот
и пара глаз-лучей над звукорядом
в готовности проникнуть в тайну вод,
способных стать и бурным водопадом,
или излиться тихою тоской
в простой и монотонной баркароле,
и примесью диеза к чистой соли
у душеньки моей забрать покой.
и предстаёт она совсем другой,
как будто её только изваяли
как Еву – без всего, совсем нагой.
а соль диез, томившийся в рояле,
вдруг вырвавшись на свет, то душу рвёт,
то ей даёт спасительные дозы;
и та, одуревая от наркоза,
то плачет, то хохочет и поёт;
но убаюканная шорохами леса
и всплесками размеренной волны,
стомлённая теперь вкушает сны,
и пусть её не искушают бесы,
и эта вездесущая луна -
хранительница тайны всех влюблённых,
пусть льёт хоть эликсир, хоть яд зелёный,
уже та чаша выпита до дна,
как дань неразделённой страсти месса.
27 января, 2010 г.
Примечание: для читателей (не посвящённых) некоторые пояснения. Речь идёт о
о соч. Людвига вана Бетховена сонате для фортепиано №14 до-диез-минор ор. 27, №2
"Лунная". Название данное немцем, поэтом-меломаном Л. Рельштабом, прочно закрепилось за ней.
Бетховен посвятил эту сонату своей ученице, приехавшей из Италии, графине Джульетте Гвиччарди, которую страстно полюбил и хотел на ней жениться.
Однако взбалмошная красавица предпочла ему посредственного композитора,(зато графа) - Роберта Галленберга.
Подробнее см. http://www.stihi.ru/2014/11/26/8415
http://www.stihi.ru/2016/02/04/9552
p.s. Пока я получаю отзывы лишь от музыкантов и от искушённых в музыке. Но очень хотелось, чтобы любой из Вас прослушав "Лунную сонату" высказал своё мнение о соответствии нот и слов.
Ваш. В.Р.
Свидетельство о публикации №110012707543
http://www.belcanto.ru/20090101.html
Первая часть сонаты — это просто похоронный марш по любви. И недавно мне попалось видео с маленьким мальчиком, который, услышав эту музыку впервые, заплакал. Ребёнка не обманешь в том, что касается эмоций. Но, понимая более, чем кто-либо ещё, насколько трагична эта соната и что на самом деле в это время происходило в жизни композитора, Рудольф Бухбиндер в рекламных целях, как я понимаю, позволил себе сделать запись первой части под деревом вечером на природе, как бы при лунном свете. И это сделал человек, утверждавший, что в жизни, как и в искусстве, не должно быть компромиссов. Мне очень жаль Бетховена. Хотя ему повезло в том, что пандемия не позволила осуществить пляски на костях по всей задуманной программе со всем чудовищным китчем.
Бетховен в трагической ситуации остался жить, чтобы писать для людей, которые его понимают. А его сейчас попытались сделать композитором для музыкантов, гедонистов и избранных толстосумов. Не вышло. Только вот Марис Янсонс скончался в результате этого марафона. Сердце не выдержало. В общем, трагическая эта соната, хотя Бетховену приписывают слова: « Жизнь — трагедия. Ура!»
Простите, что не рецензию написала, а просто высказалась. Уж очень накипело за последние два с половиной года, что занималась проектом по изданию на русском книги Бухбиндера о Бетховене.
Кстати, на сайте есть страничка нашего крупнейшего знатока жизни и творчества композитора, автора двух великолепных книг о нем Ларисы Кириллина.
Татьяна Мацук 11.08.2021 01:43 Заявить о нарушении
Лучшей работой на мой взгляд явл. тр
Вадим Ильич Росин 11.08.2021 20:59 Заявить о нарушении
В отношении трактовки "Лунной" как "похорон любви", известный музыковед М. Казиник тоже так считает. Очень похоже, чередование четвертных долей соль диез звучит трагично, но я всегда с большой осторожностью подхожу к различного рода
трактовкам - слишком много разночтений.
По этому поводу: интересен один случай, который произошёл с Рахманиновым в Англии.
При исполнении им прелюдии до диез минор №1 одна англичанка показаллось, что её заживо положили в гроб и забивают гвозди.Скажите, правда ли это" Когда об этом сказали С.В. он ответил: если ей так кажется, скажите именно так и есть, не надо её разочаровывать.
Кстати, вспомнился ещё один случай происшедший со мной очень давно. Я услышал по радио (тогда ещё незнакомую) оркестровую пьесу и воображение мне рисовало, что обрушивается земля, и каменья ударяются о доски, как бы о крышку гроба. Я был в потрясении. Оказалось это па де де из Щелкунчика. Боже ж ты мой, детская пьеса!
Суть в том, я так думаю, что восприятие музыки зависит от состояния души каждого индивида, интеллекта, атмосферы, исполнителя и ещё множества факторов. Не Вам это говорить. Это я так больше для не посвящённых, которые возможно прочтут.
Будет время и желание заглядывайте. Мне интересно с Вами.
Душевно Ваш Вадим.
Вадим Ильич Росин 11.08.2021 21:42 Заявить о нарушении
Вадим Ильич Росин 11.08.2021 21:45 Заявить о нарушении
Посмотрите книги Кириллиной, написанные уже по современным материалам: из цикла ЖЗЛ и монографию для музыкантов в двух томах (в Интернете первый точно есть), изданную Московской консерваторией, увы, тиражом в 500 экз.
Период с 14 по 17 сонату — самый трагический в жизни Бетховена, когда он уже начал терять слух, боясь об этом кому-либо сказать, и решал для себя «Быть или не быть?». А тут ещё предательство по сути любимой девушки. Но он в конце концов решил, что обязан жить. И все это, конечно, отражено в сонатах.
Я в своих концертных программах всегда рассказывала о времени, композиторе, обстоятельствах написания произведения, если они были важны, объясняла о чем ария или романс, если они исполнялись на иностранном языке. Потому что в любом случае слушатель должен понимать, что мог вложить композитор в сочинение, даже если собственное восприятие и интерпретация исполнителя иные. В поэзии, кстати, то же самое, хотя инструментальная музыка, конечно, самый абстрактный вид искусства. Автор выстраивает ассоциативный ряд, который у читателя, вообще говоря, может быть иным — многозначность толкования лично я только приветствую, хотя бывают и исключения, когда необходимо точно понимать посыл.
Но сейчас меня волнует иное. Пандемия плюс из ряда вон выходящее поведение Бухбиндера по отношению к участникам моего проекта заставляют меня сейчас написать и опубликовать на английском статью о состоянии «музыкальной индустрии» под названием «Для кого писал Бетховен?». Я бы хотела закончить не одним или парой моих стихотворений в переводе на английский. Переводить должен носитель языка, найти которого в данной ситуации не просто, да и затратно это. А гонорар теперь брать нельзя — инагентом станешь. Поэтому не хотелось бы ошибиться в выборе. У меня достаточно стихотворений о музыке и музыкантах, как на моей странице, так и на странице клона. Может быть, Вы могли бы мне помочь с выбором, хотя у западного читателя менталитет, конечно, иной, даже если это музыкант? Пока я склоняюсь к переводу «Людвига» и «И только музыка». «По ту сторону рампы», наверное, слишком эмоционально для них. На странице клона вещи зачастую слишком резкие. Интересно было бы узнать Ваше мнение. Если сами не найдёте, я ссылки пришлю.
Кстати, «Жан-Кристоф», прочитанный в юности, одно из самых сильных потрясений в моей жизни. И такие книги я перечитывать не могу. Там все сказано о жизни, творчестве, дружбе, любви. Это вершина. Хотя музыкально роман, как мне кажется, местами лучше иллюстрируют сочинения Рихарда Штрауса: когда в Зале Чайковского давали «Жизнь героя» и люди даже на ступеньках сидели, после исполнения творилось примерно то самое, что описал Ромен Роллан.
Татьяна Мацук 13.08.2021 02:43 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 13.08.2021 02:48 Заявить о нарушении
О сонате № 14 сколько лет она существует, столько и восторгов и различных толкований, в основном две трактовки: свидание в лунном свете или похороны любви касаемо первой части. По поводу 2 части мне понравилось приведенное здесь выражение Ф.Листа о «цветке между двумя безднами», после чего перед нами открывается та самая бездна страсти, которую Р.Ролан назвал вздыбленным водопадом.
Словом, здесь более-менее ясно. Другое дело Соната №17 т.н. "Буря". Сам Бетховен считал ее диалогом (1 ч.) Бурей я бы её не смог назвать даже с большим натягом. Налетел ветерок, встряхнул тучку и промчался мимо и опять голубое небо. Насколько мне известно "Бурей" Шекспира была навеяна Бетховену соната №23, она и соответствует по характеру буре. Что же касается 17ой, звучит она как буря лишь в исполнении самого Бухбиндера, который исполняет ее (на мой взгляд) слишком напористо, мощно, в усиленном форте в нижних регистрах. То же он делает и с 3 ей частью да так что ухо не успевает улавливать в квартолях 4 ый звук. Но это моё субъективное мнение дилетанта, уж Вы простите если что не так. Признаюсь мне больше по душе Вильгельм Кемпф и Ани Фишер, её я слышал в живую зале филармонии в Ленинграде - неизгладимое впечатление. Достаточно лишь взглянуть на лицо Кемпфа, когда он играет 17 ю и на тех для кого он играет наворачиваются слёзы.
23 ю в исполнении Р.Б. пока не слушал. Напишу потом.
Вообще для меня до некоторых пор эталоном было исполнение её Св. Рихтером, - на одном дыхании. Сильное впечатление оставили также Клаудио Аррау, Ланг Ланг, М.Плетнёв, но Денис Мацуев буквально взорвал сознание. Это был действительно "Огненный поток в гранитном русле".
Дорогая Танюша, несказанно рад знакомству с Вами.
Не так уж у нас много истинных ценителей высокого искусства.
Просто обида берёт когда в Ютубе просматриваю комментарии - наших раз два и обчёлся, всё больше пишут на английском, иероглифами, немецком и иврите.
В "проклятое" советское время со всех репродукторов и в кино звучала классическая музыка. Было 2 канала ТВ, а музыки через край и музыковеды толковые И.Бэлза, Виноградова и др. Сейчас же эфир пуст. Телевидение с начала 90х занимается не воспитанием а разложением. А наверху и в МК озабочены вопросами морали.
Не хотелось бы завершать на такой ноте.
Предлагаю Вам взглянуть в моём очерке, http://stihi.ru/2016/02/04/9552
всё можете не читать (статья для непосвящённых) там в самом конце поэма-эссе Евгения Багрянцева "Аппассионата" вот это шедевр.
Душевно Ваш Вадим.
Вадим Ильич Росин 15.08.2021 14:13 Заявить о нарушении
Черкните ей если что в личку. Это сердечный человек. Есть у неё ещё один знакомый Николай Левитов - полиглот.
И наконец, наш общий друг Валентина Шугорева - в совершенстве владеет французским и испанским и поэт от Бога. К ней можете обратиться непосредственно.
Буду рад, если это Вам поможет.
Вадим Ильич Росин 15.08.2021 14:42 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 15.08.2021 15:48 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 15.08.2021 15:55 Заявить о нарушении
К слову, Кабалевский как-то сонату №1 сравнил с №23, я недоумевал, но прислушавшись к гл. теме, где явственно звучит: "мальчик резвый кудрявый, влюблённый Адонис, женской лаской прельщённый..." /ария Фигаро /, а 3я часть 1ой, если её играть быстро (а её большинство пианистов так и играют, очень даже похожа
на 3ю аппассионаты.
Танечка, хочу напомнить Вам прочтите поэму-эссе Жени Багрянцева (в моей ссылке) думаю не пожалеете.
.
Вадим Ильич Росин 15.08.2021 21:13 Заявить о нарушении
Вопрос соответствия изначальному авторскому тексту заслуживает обсуждения. Тем более, что он всегда говорит об ошибках даже в уртекстах, не сделав при этом ни одной попытки издать тот вариант, который сам считает правильным (у него огромная коллекция всевозможных изданий сонат и не только). Защищать его лично я больше не хочу, хотя игру его защищать готова, но тоже, честно говоря, уже без энтузиазма: слишком серьёзны для меня и не только меня последствия того, что он сделал (вернее, не сделал).
Он должен был сам выступить в защиту своей позиции. Но не соизволил. И я ему больше не адвокат.
Татьяна Мацук 16.08.2021 01:53 Заявить о нарушении
Я сейчас переводчика искала, вышла на блог англичанина из Питера в YouTube, в котором он демонстрирует забор в «культурной столице», на котором начертано: «Гергиев — чмо, Темирканов рулит». По форме ужасно грубо, но по сути... Так вот именно Гергиев здесь и в Германии, как я понимаю, сейчас основной партнёр нашего друга, который до сих пор просит журналистов называть себя уменьшительным именем. Так что ему «Якуба»?
Татьяна Мацук 16.08.2021 02:44 Заявить о нарушении
Взял бы и продирижировал для молодого талантливого исполнителя этим самым концертом, как не раз делал для себя. И все бы сразу встало на место. Но вряд ли это даже в голову человеку, который до сих пор себя подростком ощущает («маленьким негодяем», по его собственным словам) это даже в голову придёт. Он же все время на вызовы отвечает, со всеми соревнуется, включая время и себя самого. Тут уж не до публики и юных коллег, которые непосредственно у него не учились, если это не полуголая Юджа Ванг, конечно.
Татьяна Мацук 16.08.2021 04:35 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2019/06/25/1316
http://stihi.ru/2020/11/02/8307
http://stihi.ru/2021/04/14/7131
http://stihi.ru/2021/04/13/970
http://stihi.ru/2021/05/09/4386
http://stihi.ru/2020/11/27/570
Это не для перевода. Просто душу отводила.
Татьяна Мацук 16.08.2021 05:32 Заявить о нарушении
Здесь страсть сродни цыганской и тоска. Ничего похожего у него я не услышал.
Когда я услышал впервые largo e mesto из №7 в исполнении Рихтера на "Декабрьских вечерах", я заболел, (надо было видеть его лицо - там было всё написано) и начал выздоравливать лишь когда выучил это largo.
Вадим Ильич Росин 16.08.2021 18:14 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 16.08.2021 19:42 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 16.08.2021 19:57 Заявить о нарушении
По возможности буду следовать Вашим рекомендациям.
Спасибо за ссылки и за ролик.
Вадим Ильич Росин 16.08.2021 21:43 Заявить о нарушении
Вадим Ильич Росин 16.08.2021 21:46 Заявить о нарушении
Ларе большое спасибо. Настройщик понадобится. Только не понятно когда. С канадским писателем, живущим в Питере и делающим переводы, связалась.
Нет, я не музыковед. Я вокалист, занимавшийся в детстве и на ф-но в вечерней десятилетке при секторе педагогической практики Гнесинки и МГК. Потом 10 лет вокалом частными образом практически после потери всего из-за плохого педагога. А потом мы создали наш коллектив. Четыре года на сцене были самыми счастливыми, но я здоровьем опять за все заплатила. Лучше публично обо всем не распространяться, хотя я человек публичный и из песни слова не выкинешь.
Кстати, я была первой ученицей сына знаменитого настройщика Богино Кости. Он теперь в Риме школу свою имеет.
Татьяна Мацук 17.08.2021 00:14 Заявить о нарушении
http://m.youtube.com/watch?v=S4clCB02X2Y
Татьяна Мацук 17.08.2021 00:32 Заявить о нарушении
http://m.youtube.com/watch?v=rZA1eg8uPKU
А это ещё записи Веретенниковой на репетиции:
http://m.youtube.com/watch?v=sxkhUTZEvN4
http://m.youtube.com/watch?v=-5om3L286Gk
Татьяна Мацук 17.08.2021 00:45 Заявить о нарушении
Это лучшее моё сочинение, у сожалению, пока существующее лишь в таком виде.
Как и стилизации, которые записывала на случай, если вдруг что со мной случиться, чтобы все с собой не унести:
http://m.youtube.com/watch?v=Vf-YJUdWeGo&t=2s
http://m.youtube.com/watch?v=6IVyoZz2ODA
http://m.youtube.com/watch?v=NNOlZKElecw
Я теперь совсем не так выгляжу после всей этой мерзкой истории: половина головы седая и две трети волос вылезло. Но я восстановлюсь всем эгоистам назло!
Татьяна Мацук 17.08.2021 01:10 Заявить о нарушении
Я сама, конечно, разными способами описываю музыкальные впечатления и ассоциации. По ситуации. Но понимаю, что надо серьезно заняться теорией музыки и композицией, на что нужно лет пять, не меньше.
Здесь второе стихотворение:
http://stihi.ru/2015/04/18/590
А это не о музыке, конечно:
http://stihi.ru/2017/02/07/2545
Как и «Принцесса и музыкант» не совсем о музыке (писано лет в 27, наверное):
http://stihi.ru/2011/02/11/1439
И это как бы не о музыке, это об ответственности творца:
http://stihi.ru/2017/01/14/1859
Татьяна Мацук 17.08.2021 05:18 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 17.08.2021 06:36 Заявить о нарушении
Слушаю Ваши ролики, пока не все прослушал. О своих впечатлениях напишу.
Здоровья Вам и дальнейших творческих успехов.
Душевно Ваш.
В.
Вадим Ильич Росин 17.08.2021 19:35 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 17.08.2021 21:18 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 18.08.2021 07:37 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/avtor/ekateringof&book=11#11
Татьяна Мацук 18.08.2021 07:48 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 18.08.2021 17:18 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 18.08.2021 17:41 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2016/04/23/8402
Татьяна Мацук 18.08.2021 21:06 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 19.08.2021 04:46 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2016/04/26/906
http://stihi.ru/2016/04/06/3799
http://stihi.ru/2016/04/16/9042
Татьяна Мацук 19.08.2021 19:10 Заявить о нарушении
Здоровья Вам и сил!
Это я им всем уже давно написала, но что толку?!
http://stihi.ru/2017/02/04/786
Татьяна Мацук 20.08.2021 18:38 Заявить о нарушении
Вадим Ильич Росин 22.08.2021 20:09 Заявить о нарушении
Вообще меня удивило, что Бухбиндер зачастую играет Шопена, как Бетховена, не чувствуя того, что его музыка это волна, даже если речь идёт о «девятом вале» в «Революционном этюде». У Бетховена волны тоже бывают, но это как «Приют» Шуберта или «О скалы грозные дробятся с ревом волны». А Шопен, если брать того же Шуберта в качестве примера композитора, сочетавшего в себе черты и Бетховена, и Шопена, это «Баркарола». Так мне кажется. И если бы у нас с Руди состоялся разговор без свидетелей, я бы ему это сказала. А также по поводу Гершвина, где ему внутренней свободы не хватает, которая как раз присуща рабам (мне Разгон говорил, что наиболее внутренне свободным он чувствовал себя в лагере, где у тебя ничего нет, выбор за тебя тоже делают и полная ясность по отношению к угнетателям). Отсутствие внешней свободы должно компенсироваться свободой внутренней и наоборот. Белый человек крайне редко может играть джаз так, как это делает любимый Бухбиндером и имеющий классическую музыкальную подготовку Оскар Питерсон, хотя технически все может быть исполнено «на ура». Может, я не права. Но вокальный слух, фокусирующийся на обертонах, заставляет меня чувствовать стилистическую фальш, несоответствие и холодность, если таковые присутствуют, хотя неверную интонацию я
могу и не заметить (вокалисты без абсолютного слуха часто по позиции ориентируются, это у Георгия Яковлевича был абсолютный слух, а теперь он, как Бетховен, высокие частоты даже с аппаратом далеко не всегда слышит). Я Бухбиндеру об этом написала и о том, что равнодушие более всего убивает. Но он промолчал в ответ, как Вы знаете. И, как результат, Г. Я. потерял способность писать музыку, надеюсь, что временно. А мы хотели написать 33 вариации Диабелли для баяна-аккордеона, чтобы показать все возможности инструмента и повторить уже с учетом прошедших веков то, что в своё время сделал Бетховен. У меня интересные идеи были, смешные и серьезные, а он воплотить должен был. Но стараниями Руди ничего не вышло. И вряд ли мы к этому вернёмся. Хотя жаль. Производители инструментов заинтересовались бы однозначно, не только исполнители и публика. Но что теперь говорить ...
Татьяна Мацук 23.08.2021 10:17 Заявить о нарушении
И все-таки я не пойму: может, он просто трус, когда речь идёт об общении с незнакомцами, боится за своё душевное равновесие и потерять уверенность в себе?
Татьяна Мацук 23.08.2021 10:26 Заявить о нарушении
Не знаю, читали ли Вы скандальную книгу англичанина, которая в русском переводе называется «Кто убил классическую музыку?». Хотя автор, говорят, далеко не везде пользовался достоверными источниками, но по сути он прав (я с ним общалась по электронной почте и собираюсь снова попробовать это сделать). И у нас выходили скандальные книги, после которых авторов подвергли всяческой хуле, но, я подозреваю, что в основном за «вынос сора из избы». Люди будут по уши в долгах сидеть, но по-прежнему с высока своей «гениальности» смотреть на всякого со стороны, кто им сотрудничество или работу предложит. А публика для большинства теперь просто существует лишь в одном качестве - как источник благосостояния. В общем противно очень. Но создать в нынешних условиях без приличных денег теперь не получится. Это было возможно только в 90-е. До меня это было самое плодотворное, свободное и счастливое время, хотя и весьма голодное в основном.
http://stihi.ru/2016/04/06/3299
Но Вы, скорее всего, не согласитесь.
Татьяна Мацук 23.08.2021 18:46 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 23.08.2021 18:50 Заявить о нарушении
Раньше кл. музыка звучала в кино, в театре, в тв, по радио, теперь эфир пуст.
Я уже говорил, в комм. под роликами с великих исполнителей - одни иностранцы.
Вадим Ильич Росин 24.08.2021 09:26 Заявить о нарушении
Вадим Ильич Росин 24.08.2021 09:28 Заявить о нарушении
Карамзина уже подарил, Соловьёва придерживаю пока.
Здесь ещё как-то осиливаю крупный шрифт.
Спасибо что делитесь своими мыслями, чаяниями.
Вадим Ильич Росин 24.08.2021 09:34 Заявить о нарушении
У меня фонотека была на виниле. А теперь в основном использую YouTube, пока его ещё не прикрыли. Молодежь интересуется классикой, если случайно оказывается на интересных каналах, где представлено что-то настоящее. В Фонде культуры, под патронатом которого выступала «Гармония» у нас были абонементные концерты, которые я вела и для молодежи тоже. Люди до сих пор вспоминают. Вопрос ещё в подаче материала. Но то, что было возможно тогда практически без вложения средств, теперь в России невозможно. Думаю после пандемии об Италии, где множество оперных театров и есть вся инфраструктура при депрессивной экономике. Только серьезные партнеры нужны.
Татьяна Мацук 24.08.2021 11:52 Заявить о нарушении
Татьяна Мацук 24.08.2021 15:42 Заявить о нарушении
По Культуре транслировали юбилейный концерт Риккардо Мути с Венскими филармониками из Ла Скала. Получили большое удовольствие. У нас так играл только оркестр
Мравинского. Мути стал очень скупым на жесты и вообще сдал даже по сравнению с новогодним концертом. Пандемия действует на всех. А в молодости он с его темпераментом чуть ли не на люстре висел, как у Маяковского, заряжая всех своей энергией.
Татьяна Мацук 30.08.2021 01:33 Заявить о нарушении
Это Вы про тот, который вчера с Венским оркестром исполняли 2 ю симфонию Брамса.
Я этого Риккардо сперва принял за Вл. Ашкенази, но потом всмотрелся не он.
Оркестр конечно высочайшего класса.
Вадим Ильич Росин 30.08.2021 09:27 Заявить о нарушении
Я, к сожалению, свежих слив в этом году ещё не пробовала, и вообще с овощами и фруктами нормального качества напряжёнка (все из-за доставки как попало и плохого хранения).
Оркестр этот сейчас лучший в мире, поскольку они сами решают, кого туда брать и с какими дирижерами играть. А Мути сейчас, наверное, дирижёр номер один, последний из динозавров, кто учился долго и как надо, да и учителей имел соответствующих, наряду с выдающимися способностями к игре на разных инструментах и пению.
Татьяна Мацук 30.08.2021 18:05 Заявить о нарушении