Диалог о дефиците панорамного мышления

Л.А. ПОЛЫКОВСКИЙ (Витебск):
«Дефицит панорамного мышления как дефицит ключевой информации» [1]

Под дефицитом панорамного мышления (ДПМ) В.Н.Третьяков понимает узкое мышление, узость поля сознания. То есть ограниченность знания о том или ином явлении [2], недостаточно глубокое его понимание, если это явление имеет принципиально важное значение [3] для развития личности или общества. Иными словами, в этом знании содержится ключевой, то есть судьбоопределяющий (стратегический) элемент истины, без которого личность или общество не могут принять верного решения о своей дальнейшей деятельности.

В этой связи можно говорить об индивидуальной ключевой информации (ИКИ) как основном информационном ядре знаний о правильном образе жизни личности, путях опознания, раскрытия и реализации ее основных ключевых способностей, как оптимуме духовной эволюции, раскрытия ее гения и основного назначения, определения смысла ее духовно-нравственно-интеллектуального стержня. [4]

Применительно к обществу можно говорить о социальной ключевой информации (СКИ) как основном ин-формационном ядре знаний о правильном (оптимальном) пути развития общества, путях раскрытия его потенциальных возможностей (способностей? – В.Т.) через реализацию ИКИ большинства (максимума) его граждан. [5]

Выделим также мировоззренческо-ключевую информацию (МКИ), которая тесно связана с ИКИ и определяет основное информационное ядро верного воззрения данной личности на мир, ее ориентиры в мировом порядке.

Далее по каждому из моментов концепции В.Н.Третьякова можно выделить своеобразную ключевую информацию, которая и составляет ключ к пониманию и развитию данного момента согласно развиваемым мною идеям.

Ключевая информация экологии межчеловеческого пространства. Для оптимизации межличностного общения необходимо обнаружить ключевые принципы успешности общения. К таковым отнесем: доброжелательность, творческий подход к акту общения, умение вдохновлять собеседника на сотворчество в акте общения и его высший этап – умение достигать озарения, инсайта в акте общения. Это последнее я и называю чудом общения.

Ключевая информация к проекту "К счастливой жизни на планете Земля". Здесь следует определить необходимые и достаточные моменты счастья применительно ко всему человечеству. К таковым я отношу, во-первых, создание единого государства -- школы радости, в котором воплотятся идеи соборного всеединства всех духовно родственных личностей через чудеса их общения, слияние их в гениально-мозаичных (? – В.Т.) коллективах, излечение всех от пороков тела и нравственности путем достижения глубинной радости творческого вдохновения и воплощения в жизнь их индивидуальных ключевых общественно-полезных замыслов (лечение творчеством).[6]

Ключевую информация к концепции противодействия старению можно выразить в идее инкубатора творческого бессмертия. Речь идет об идее превращения государства в инкубатор здоровой, творческой и счастливой жизни людей. [7].

Ключевая информация к идее педагогики наивысшей эффективности состоит в изменении приоритетов и стандартов образования, т.е. в переходе от стандарта образованности по знанию некоторых обязательных дисциплин к развитию тех нестандартных, но ключевых духовных устремлений личностей, в которых и заключена их духовная и творческая самобытность, основное назначение, творческий гений. Они-то и могут дать наивысший эффект творческой самореализации личности.

Ключевую информацию сильного методологического принципа толерантности скорее всего можно выразить именно в нестандартности и уникальности всего живого и разумного на Земле [8], как взаимодополняющих моментах их избыточности и устойчивости.

Таковы в первом приближении некоторые ключевые подходы к идеям В.Н.Третьякова. После их анализа автором и уточнения им методологических особенностей ситуации, не учтённых в данной статье, предполагается дальнейшее обсуждение.

В.Н. ТРЕТЬЯКОВ:
«Дефицит ключевой информации – лишь одно из проявлений ДПМ»

[1]. С заголовком отклика, данным Л.А.Полыковским, -- «Дефицит панорамного мышления как дефицит ключевой информации», -- никак нельзя согласиться. Ведь ДПМ – это некое качество мышления, в той или иной мере присущее всем людям; ДКИ же -- это некая оценка (недостаточного) содержания его памяти, чему могут быть разные причины: а) из-за неспособности личности эту информацию умопостигнуть, б) из-за недоинформированности, не позволяющей ей (личности) понять, в чем состоит ее собственная КИ.

[2]. Здесь Л.П неверно толкует ДПМ. Суть ДПМ как явления в том, что в процессе мышления постоянно обнаруживается некоторая его недостаточность, ограниченность. И дело тут вовсе не в «ограниченности знаний о том или ином явлении», а, наоборот, в том, что, обладая знаниями, вполне достаточными, чтобы прийти к правильному выводу или совершить адекватные ситуации действия, человек все-таки ошибается, совершает ошибки недомыслия, что проявляется в неправильных выводах или неадекватных действиях.

[3]. Л.П. сужает здесь применимость понятия ДПМ оговоркой «если это явление имеет принципиально важное значение». В том то и дело, что узость поля сознания (УПС) – это концентрированное выражение предыстории человеческого рода, адекватное, в доисторические времена произошедшее приспособление человека как вида, его функциональных систем, физиологии и даже морфологии, к экстремальным, опасным для жизни, условиям существования. В условиях же жизни под защитой цивилизации УПС становится уже не преимуществом, а эволюционно-унаследованным недостатком, который естественно назвать ДПМ. Так что явление ДПМ не имеет никаких ограничений по явлениям «принципиально важного значения»; оно проявляется в самых незначительных мелочах – когда что-то упускается из виду, не принимается во внимание; не учитываются последствия совершаемых действий; производится неосознаваемая подмена понятий; не устанавливается причинно-следственная или какая-то другая связь между явлениями, понятиями, фактами и т.д.

[4]. ИКИ, по определению, включает, в частности, и «знания о правильном образе жизни личности, путях опознания, раскрытия и реализации ее основных ключевых способностей». Но эта составляющая ИКИ вполне может быть заимствованной, поскольку в области профилактической медицины и прикладной психологии имеется масса научных трудов и общедоступных (по уровню изложения) пособий. Но это означает, что значительная часть ИКИ не имеет никакого отношения к проявлениям ДПМ на уровне личности.

[5]. Здесь Л.П. не учитывает неизбежное существование зазора между достижениями разработчиков СКИ, которые, если термин «СКИ» будет принят наукой, представят десятки вариантов СКИ, и прогнозируемой осведомленностью об СКИ остальной части общества. А зазор будет неизбежно, поскольку представление о правильном (оптимальном) пути развития общества имеет исторический характер и многократно, по прошествии нескольких поколений, может радикально пересматриваться. В таких условиях об «основном информационном ядре знаний», важных и нужных практически для всего общества, нельзя говорить, и СКИ лишается содержательной понятийной базы.

[6]. «Единое государство -- школа радости» – это уже из области мрачной оруэлловской фантастики. Потому что найдется предостаточно людей, при том самых интеллектуально и социально самодостаточных, которые государственную школу радости захотят игнорировать. Кроме того, куда в этом проекте счастья девать личностей духовно малородственных и духовную совсем не родню? И как себя будут чувствовать те, которым религиозная идея «соборного всеединства» совсем не близка, даже если им предлагается объединяться ради «чедес общения»? И почему надо быть больным, чтобы заниматься творчеством?

[7]. Разрабатывая концепцию противодействия старению, я как-то сумел обойтись без идеи «превращения государства в инкубатор здоровой, творческой и счастливой жизни людей». Такая КИ мне не понадобилась, так что ключевой информацией моей концепции она быть не может.

[8]. Насчет нестандартности и уникальности – совершенно неверно. Принцип толерантности выражает прежде всего заботу Природы о выживании видов, отождествляя и нивелируя индивидуальные различия. Кстати, именно из-за этой нивелировки возможно и чудо общения и общение вообще.

Заключительное замечание. Индивидуальная ключевая информация Л.А.Полыковского как термин, по моему мнению, имеет право на существование. Достоинство термина в том, что он ставит перед каждым проблему: «А какова моя ИКИ?». Мировоззренческая КИ уже такого преимущества не имеет (ведь есть слово «мировоззрение»). Что же касается социальной КИ, то этот термин вряд ли вообще приживется – по выше названным причинам (см. [5]).


Рецензии