Общие правила ухода и надзора за психическими боль

 ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА И НАДЗОРА
ЗА ПСИХИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ.
(брошюра)
Правильный подход к психически больным и установление необходимого контакта между ними и медицинским персоналом, помогающем в уходе за больными и в лечении не возможны без достаточной выдержки, такта, терпения и чуткости по отношению к больному, которые в одинаковой степени должны проявлять и врач, и фельдшер, и медицинская сестра, и санитар, и санитарка.
Основное правило, которого постоянно должен придерживаться средний и младший обслуживающий персонал, - честное выполнение назначений врача. Без назначения врача нельзя давать ни добавочное успокаивающее средство (например, снотворное), ни переводить больного из одной палаты в другую или с кровати на кровать, ни разрешать прогулку.
Правильный подход к психически больным и учет всех особенностей ухода за ними не мыслимы без знания основ психиатрии. Высокомерие, зазнайство, переоценка своих знаний персоналом, долгие годы работающим в стенах психиатрической больницы могут принести огромный вред больному. Ложное убеждение в возможности без назначения врача изменить режим содержания больного может быть причиной несчастного случая. В практике одного психиатрического лечебного учреждения был такой случай. Больная формально вела себя правильно, отвечала на все вопросы, не нарушала режима, отрицала какие-либо мрачные мысли и другие болезненные переживания, т.е., другими словами, диссимулировала (преднамеренно скрывала) свои переживания. Фельдшер несерьёзно отнесся к своим обязанностям, переоценил свои познания в психиатрии и без согласия с врачом, по собственному усмотрению разрешил больной прогулку без усиленного надзора. Больная, воспользовавшись этим, убежала с прогулки и бросилась с целью самоубийства под поезд.
Таким образом, знание основ психиатрии, строжайшая дисциплина, выдержка, постоянное наблюдение за поведением больных, отсутствие зазнайства и самоуспокоения являются основными требованиями, предъявляемыми к среднему и младшему персоналу психиатрического лечебного учреждения, в одинаковой степени и поликлинического (диспансер), и больничного типов.


…да-а уж… очень поучительная книжечка… интересно, больная своей цели добилась?.. ну, что ж, продолжим…


умение наладить правильный контакт с психически больными также является важным и необходимым условием работы персонала. От персонала требуется ровное, спокойное, внимательное, чуткое и в то же время строгое отношение, одинаковое ко всем больным. Недопустимо, чтобы к больному в силу неприятных особенностей его психического состояния персонал относился неприязненно, с антипатией. Всякое проявление злобности, враждебности и даже агрессии со стороны больного должно рассматривать и расценивать только как проявление болезненного состояния и не должно вызывать у персонала отрицательного или боязливого отношения к нему.


…ещё чего… дать в лоб разок…


нельзя ни в коем случае повышать голос, быть резким и злобным в обращении с больными, недопустимы грубые окрики, запугивания больного. Громкие разговоры, ссоры между персоналом в присутствии больных также недопустимы, они способствуют увеличению напряженности и двигательного возбуждения у больных, а главное подрывают авторитет у персонала. Необходимо помнить и о том, что больные-кататоники, находящиеся в состоянии полного ступора и как будто бы не реагирующие на происходящее вокруг них, в то же время все очень тонко и четко фиксируют и запоминают. Всякое неосторожно сказанное слово, касающееся таких больных (например, «в колонию его надо, он хроник» и т.п.) надолго остается в их сознании. По выходе из катотонического состояния больные с удивительной точностью рассказывают о поведении персонала.


… вот бы послушать…


Иногда установление контакта больного с врачом бывает более трудным, чем со средним и младшим персоналом. Больные, больше общаясь с ними, привыкают к ним, их отношения расценивают как доброжелательные. Часто больные делятся со средним и младшим персоналом такими переживаниями, о которых совершенно не говорят врачу, обращаются к ним за советом. Надо уметь поддерживать это доверие больного. Оно часто помогает врачу в распознавании скрываемых больным переживаний.


… а вот это уже из серии: «работа НКВД в особо опасных условиях», детская сказочка про хорошего мальчика Павлика Морозова…


Павлик ему не нравился с детства. Да и как может нравиться предатель? А он юного героя «сталинских времен» воспринимал именно таковым, и даже всеобщее признание и посмертная слава не щекотали его воображения. Предатель, он и есть – предатель, кого бы он ни предавал…


Напряженность, бредовые толкования окружающего или галлюцинаторные переживания часто определяют неправильное поведение больного; например, больные, считая себя здоровыми, требуют немедленно открыть двери и выпустить их. Надо с чуткостью и тактом успокоить больного. Другие больные пишут заявления в высшие инстанции о каких-то истязаниях и иных видах преследования, которым они якобы подвергаются в стенах лечебного учреждения. Надо не только умело успокоить больного, но и разубедить взволнованного родственника, уверенного в справедливости высказываний больного. Вся корреспонденция больных (письма, заявления), передаваемые через персонал, должна поступать врачу для ознакомления. Нельзя больного обманывать. В случае, если больной спрашивает об исходе болезни, степени ее излечимости, о сроке выписки, о способе лечения и действии лечебных средств на организм, нужно успокоить его, не убеждая ни в чем ложном. Обман больного, не выполнение того или иного обещания не только подрывают авторитет персонала, но и увеличивают недоверие, напряженность, бредовую настроенность больного.
Не все просьбы больного должны выполняться, так как самая невинная на первый взгляд просьба (дать остро отточенный карандаш или ручку с пером, для того чтобы написать письмо) может скрывать за собой стремление больного использовать эти предметы для нанесения физического повреждения себе или окружающим. С другой стороны все просьбы больного, не противоречащие правилам больничного отделения, например, дать почитать газету, книгу, должны выполняться в обещанный срок. Больные, поведение которых остается формально правильным, но которые кажутся апатичными, безразлично относящимся к происходящему вокруг них требуют постоянного наблюдения. Нельзя разрешать больному накрываться с головой одеялом, так как в таком положении незаметно для окружающих он может затянуть на шее петлю из рукава сорочки, простыни, полотенца. Дежурящий в палате персонал должен строго следить затем, чтобы полотенце всегда висело на видном месте. Больные с бредом часто скрывают свои болезненные толкования окружающей действительности и свои мысли, считают себя здоровыми, без достаточных оснований помещенными в больницу. Такие больные могут совершать побеги из больницы, неожиданно проявлять агрессивные действия в отношении других больных и обслуживающего персонала, включая их в свои бредовые переживания. Никогда не следует подтверждать бредовые умозаключения больных и соглашаться с ними, также как совершенно неуместны и вредны всякие шутливые замечания персонала, небрежно брошенные слова. Необходимо избегать с больными разговоров, которые их раздражают, возбуждают и способствуют развитию бреда. Так обычно действует активное возражение персонала на высказанные больным бредовые убеждения. Требуется выдержка, спокойствие и терпение во всех случаях, когда больной испытывает потребность рассказать о волнующих его переживаниях. Грубое, резкое, нетерпеливое обращение с такими больными создает благоприятные условия для развития и углубления бреда. Мягкий, тактичный подход к больному, отвлечение его каким-нибудь занятием, как правило, способствует его успокоению. Облегчает состояние больного отвлечение его каким-нибудь трудовым процессом. При умелом, терпеливом, сердечном отношении к психически больным следует считать совершенно недопустимым излишнюю слащавость и простоватость в разговоре с ними, обращение медицинского персонала к больному на «ты» или «больной» или только по имени. Не следует и больному обращаться к персоналу по имени. Больного следует называть или по фамилии, или, лучше, по имени и отчеству.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.