Леонид Пивоваров Очень коротко Игры

 
№1. Игры моего детства.
Уже первая строка намекает, что сейчас  будет  романс ("Глядя  на луч пурпурного заката..."). Ан, нет  –  быстренько переходим  на тему детства. Правда, эклектика периодически дает о себе знать, – то пушкинским слогом ("в подлунном мире"), то латиноамериканскими мотивами ("фиеста"). Но все-таки пацанячий, не слишком грамотный и изысканный, слог преобладает – "фантики с конфет", "память... завалялась", что дает возможность без труда вставить обязательные слова.
Многовато необязательных слов. Тут и затычки  (уж, же), и слова лишь для рифмы (почему котик ни с того, ни с сего оказался скрягой? ).
Сюжет в целом неплохой. Есть и удачные, весьма оживляющие, моменты.
Вердикт – картинка хорошая, но исполнена неважно.
Два балла.
=================================

№2. Папа, – однажды  мне дочь говорит...
Очень симпатично. Оригинальный замысел, развитие и  цельность сюжета, удачное ритмическое  построение, абсолютно  естественный слог... 
Увы, без недостатков  не обошлось.
Что-то в первом катрене  не так. То ли надо перенести "ты – кто?" в четвертую  строку, то ли ограничиться лишь корректировкой знаков препинания –  при первом чтении сразу "не врубаешься " в ритм. Дальше все  идет как по маслу.
Ну  и чисто косметические  штришки – строчная буква в одной строке, замена двух-трех точек (в концах некоторых строк) на более выразительные в данном контексте знаки препинания. Может, это лишь моя вкусовщина...
Твердая четверка.
==================================

№3. Моё босоногое детство
 
Совсем  не понравилось. Чтобы  не быть голословным:
Ключевое  слово первого  предложения – "было" (не слишком удачный  синоним слова "происходило"). Ну, ладно, более точное слово не влезло в  размер. Так вот, это  самое "было" попало да ДВА БЕЗУДАРНЫХ слога! И с первой же строки весь ритм полетел к чертовой матери! 
 
Но  мы этот стих добиваем – в третьей  строке явная казёнщина, недостойная быть в обычной, неиронической  поэзии.
"Люди  терпели большие  невзгоды" – это  скорее для милицейского  протокола.
А второй катрен составлен  так плохо, что  не хочется и разбирать.
И вообще – отрывочные сведения начисто  исключают понятие "сюжет". Это не более чем  упражнение на вставку  слов, к тому же неудачно сделанное.
И кульминация всего  – последние строчки (где  и положено быть кульминации, итогу, морали, соли анекдота, неожиданному фортелю... ).   Неужели у ЛГ самое яркое воспоминание детства – это знакомство с "взрослыми" (я полагаю, в то время – запрещенными для детского просмотра) книгами? 
Или же автор спохватился, увидел, что уже 24 строки написано, и, недолго раздумывая, быстренько отослал? 
Единица.   
=========================================

№ 4. Потерявшимся эхом...
Вроде бы неплохое. Но, как  любят говорить на Стихире – не зацепило. 
Сюжет неплохой, но какой-то рваный, слог не блещет, но и явных проколов нет. И так во всем... И не могу сказать, что стихотворение скучное. Вполне нормальное, но какое-то средненькое. 
Понятия не имею, кто автор  и каков его  потенциал. Может, это  авторская неудача, а может, он раньше даже так не умел... 
И оценка самая правильная была бы – два  с половиной (если угодно – три с  минусом). Но мне нужно  выставлять целые  оценки. Решу позже, когда просмотрю  все остальные  стихи.
* * * 
Увы, решил ставить  двойку. Сегодня уровень  довольно высок, а любые оценки всегда относительны. 
===============================

№5. Домашний детский  сад
Совершенно  не помню мелодию  из кинофильма. Но даже в стихе ощущается  музыкальность. Форма  четкая, слог хорош. Может, и тянул  бы на пятерку, но без опоры на музыку, хотя бы в голове, не могу "покупать кота в мешке".  И рыться в Инете, дабы разыскать этот старый фильм, тоже нет  времени. 
Четверка.
======================

№ 6. Море волнуется раз...
Есть  и находки, есть и  проколы.
К находкам отношу оригинальную форму, и какой-то по-детски незамысловатый стиль изложения. И тут же, как дубиной по голове – "костер ожидания"! Что это, как не попытка впихнуть невпихуемое?
Автор, конечно, может утверждать, что у него при  ожидании всегда горят  щеки. А я  в  ответ, что у меня при ожидании всегда сосет под ложечкой да и желудок работает не так, как обычно. Но КОСТЁР – в списке обязательных слов, а ни РАССТРОЙСТВА, ни НЕСВАРЕНИЯ в сегодняшнем списке нет.
Понятно, к чему я клоню?
С ритмом тоже небольшая  неувязка. Первая строка могла бы задать хороший ритм (она – с пропуском доли, т.е. написана дольником), но все последующие – классический дактиль. Тогда и первую не мешало бы сделать такой же. Иначе она – как прыщ на расстройстве ожидания. ИМХО.       
Поэтому только троечка. Я оцениваю то, что есть, а не то, что будет после правки. И ещё вопрос, будет ли...
===============================

№ 7. Совершенно детское  стихотворение
Неплохо. Впрочем, смотря с  каких позиций  рассматривать. 
Допустим, это детское стихотворение (не ПРО ДЕТЕЙ, а для чтения ДЕТЯМ
или чтения ДЕТЬМИ!). Тогда  неплохо, за исключением  одного. "Ляпали" – не из тех слов, что детям нужно  знать с самого детства. ЛЯПАТЬ –  это значит, ДЕЛАТЬ АЛЯПОВАТО! А поскольку  в стишке нет других ХОРОШИХ девочек,  умеющих ПРИКРЕПЛЯТЬ (нейтральное слово) или ПРИСОБАЧИВАТЬ  (слово ещё хуже, нежели ЛЯПАТЬ) ремень к фанерке более-менее добросовестно, то педагогический эффект от  этого стишка – резко отрицательный.
Я  нисколько не шучу. Если автор захочет  поместить этот стих в рубрику  "детские стихи", то пусть призадумается над моими соображениями.
Все остальное с точки  зрения стихов для  детей – вполне нормально.
Теперь  посмотрим, что же это стихотворение  даёт  нам, как  конкурсное. Тут уже  должны быть задействованы другие критерии. 
ЛЯПАЛИ  так и остаётся ЛЯПом. Слишком уж пренебрежительный  оттенок у этого  слова. Но этот ляп  не смертелен...
Ключевые  слова вписались  весьма органично.
Претензий по ритму и грамотности  нет. Слог хороший. Рифмы  хороши, если не считать, что в стихотворении из всего 10 строк два раза употреблять одну и ту же рифму (Лерка-фанерка) как-то не  того... Несолидно, что ли...
Новизны ни в сюжете, ни в  новых мыслях я  не заметил. Добросовестная работа, не более... Детская  тема всегда беспроигрышная, и автор в полной мере воспользовался всеобщей любовью к детям.
Заслуженная троечка.
===================================

№8. Далекое когда-то
Очень нравится. Здесь есть то, чего нет у  большинства представленных стихов. Попробую сформулировать эти свои с трудом определяемые эмоции.
Стихотворение на редкость гармоничное. Не спрашивайте, что  я понимаю под  гармоничностью –  я все равно  толком не сумею объяснить. Да и разложить  по полочкам, чем  же меня подкупил этот стих, тоже не могу.
Лаконичность. Эмоциональность. Цельность сюжета и мысли. Соразмерность эпизодов и отдельных предложений. Светлая тональность...
Это, имхо, то, что что  не поддается дальнейшему  анализу, вроде бы как неделимые  атомы. Или принимаешь, или нет... На уровне интуиции.
Техническая сторона тоже в порядке. Ритм, размер, рифмы, форма, грамотность, оформление...
Пока  – четверка с плюсом. Еще не раз буду сравнивать с другими  кандидатами на пятерку.    
* * *
После долгого раздумья – пятерка!
==========================

№ 9. Игры детства моего
Неудачное стихотворение. Вопросы  начинаются сразу.
"Шваль", если верить словарю  "Грамота.Ру", имеет  лишь ГРУБОЕ значение (ШВАЛЬ,  –и; ж. собир. Грубо.)
Может быть, автор имел в виду "ветошь"?
"ядра  от шрапнели" –  это как? В каком  музее XIX века их спионерили?   
В пятом катрене  несогласование чисел. Кстати, легко исправляемое.
И под конец:
"Я  как-нибудь весь  список приведу,
Об  играх  тех поведать миру."
По-русски так не говорят. Да и смысл сомнителен: так ли уж нужен  миру специфический  список игр?
Есть  у стиха и достоинства, не компенсирующие, однако, недостатки.
Больше  двойки не заслуживает. И то с натяжкой... ИМХО. 
==========================

"№10. Зaтo нe cкyчнo!
Придраться  не к чему. И не хочется. Читаю с  удовольствием. 
Предварительная оценка – четверка с плюсом. То есть кандидат на пятерку. 
Окончательная – четыре.
========================

"№11. НА ВОЛНЕ ДЕТСТВА.
Стихотворение простое, жизнерадостное, правильное, как пионерская песня. Никаких тебе изысков и в  то же время никакой фальши!
Есть  и особо удачные  места:
""Голод  был? – почему-то  не помню его,
ремешком  бил отец? – так  ведь было за что-
воровали  ватагой арбузы в  полях..."" 
... И уже не обращаешь  внимание на слабенькую (это  ещё мягко сказано!) рифму ""его-что"". Собственная бодрость и задор важнее! Не замечаешь нелогичную запятую (после ""его"") вместо напрашивающейся точки... Хочется не отставать от ритма!.. 
Я уж писал, что не бывает, чтобы все аспекты  любого произведения искусства были одинаково  выдающимися. Это  же высказывание может относиться к чему угодно. За всё нужно чем-нибудь расплачиваться...
Вот  и тут – главное, что есть явные  достоинства, а недостатки за ними становятся менее заметными. 
Твердая четверка.   
================================

№ 12. А мы рождались, не спросив войну
Сегодня удивительный конкурс. Много сильных  стихотворений, и, что  особенно радует, –  так это их разноплановость.
Это стихотворение, несомненно, писал мужчина! Если женщина способна написать так жёстко и сильно, то она  просто гениальная поэтесса!   
Не  могу сказать, что  всё безукоризненно. Заметил пару шероховатостей. Но экспрессивность, образность и умение автора высказать  всё, что он задумал, с лихвой перекрывают  маленькие поводы для придирок.
Ещё одна четверка с плюсом, ещё один кандидат на гран-при, то есть пятерку.
Окончательная – четыре.
======================================

№ 13. Так давайте, девочки, соберёмся вместе!
При втором прочтении  бесстыдно улыбался. Перед глазами, как  живая, картинка:
Автор, несомненно, – девочка, что не мешает ей быть (при случае) одновременно бабушкой, в крайнем случае – свекровью или тещей, садится писать стихотворение на конкурс. В первых семи(!!!) строчках живенько разделывается с пятеркой обязательных слов  и после этого чувствует, что можно и гульнуть. Начинает собирать таких же веселых и бесшабашных девочек, не прекращая писать. Ей уже не важно, какие придирки придумают противные и занудливые критики и арбитры... Задача у них такая – отож нехай цi клятi чоловiки та жiнки чiпляються...  Сколько той жизни!.. 
Наконец, к пятому катрену  всё готово, все  в сборе... Поехали? Даёшь тост!!!
Не  будем придираться, не будем мешать. Арбитры тоже люди – пусть девочки  погуляют. Не часто  же...
Тройка. Уверенная и стабильная.
 
№ 14. Прятки
Уважаемый автор! Честное слово  – уважаемый! Прошу, отнеситесь к моим словам с пониманием.    
Мне поставлена задача –  оценивать не автора, а стихотворение. Стыдно признаваться, но стихотворения  я не увидел. Я  увидел автора с его  прекрасной техникой стихосложения. Увидел МАСТЕРСКИ сделанный продукт,  такой, что и придраться не к чему. Тут и прекрасный ритм, и рифмы хороши, и грамотность на высочайшем уровне. Но назначение этого продукта я не  в состоянии понять и, тем более, оценить.
Я не имею ни сил, ни времени  вдумываться в  каждое Ваше иносказание. По крайней мере –  сегодня. По правде говоря, я вообще не поклонник  литературы, где можно  угадать, что имел в виду автор, а  можно и не угадать. У меня есть иные способы для тренировки собственных мозгов. 
Считайте, что сегодня Вам  не повезло со мной. Вы знаете уровень  Вашего мастерства, и я буду искренне рад, если таких "непонимающих" сегодня будет  как можно меньше. Есть ещё судьи, есть авторы и просто читатели, обладающие правом отмечать наиболее понравившиеся стихи. Надеюсь, что моя невысокая оценка не слишком расстроит Вас и не очень повлияет на окончательное распределение мест.
Даже  тройку не вправе поставить. Извините...
Два балла. 
===============================

№ 15. Из детства...
Так и не нашел, за что  похвалить. Разве  что за выполнения условия по лимиту в 24 строки. Да и еще  за отсутствие орфографических  ошибок. Хотя  я  считаю, что насчет ошибок даже разговор поднимать неприлично. Это как воспевать  работника за то, что ходит на работу трезвый...
Все плохо и неумело.
Два балла.
=============================

№. 16. Игра в "классы"
Приятная  зарисовка. Стало  тепло...
Есть  один спорный момент.
Имхо, правильнее было бы
"Две  косички, заплетенныХ  бантом,"
или даже
"Две  косички заплетены  бантом,"
Но  не уверен – надо ещё проверить  ударения.
Заслуженная четверка.
==================================

№ 17. Подворотное детство
Не  ощутил декларируемый  образ ведьминой  дочери. Всё построено  на стереотипах. Целоваться могла и примерная девочка, но раз УЧИЛА, да ещё и ВЗАСОС (автор! Пишется слитно!) – то,  однозначно, где-то рядом порок! И к бабке не ходить!.. А стриптиз и рулетка – неизменные атрибуты порока. Дабы никто не усомнился. 
Невыразительно  и неубедительно. На двоечку тянет. Не больше...
===============================

№ 18. Хулиганка!
Без критики так без  критики...

 
 
№ 19. * * * 
Что-то в этом стихотворении  есть. Возможно, искренность.  Но безалаберность автора при создании или  публиковании всё  сводит на нет.
Начинается "А было ли оно?". И сразу начинаешь  лихорадочно соображать, какое такое "оно"? Чудо? Счастье? Извержение вулкана?  Купание Красного Коня? Затвердевание углерода вблизи реперной точки?..
Это потом уже начинаешь  соображать, что речь идет (скорей всего) о детстве, просто автор забыл написать об этом в заглавии. А что делать рядовому читателю,слухом не слыхавшему о наших конкурсах и случайно забредшему на страничку автора? А что делать нам по прошествии парочки недель, когда все нынешние перипетии и страсти забудутся? 
И такие сюрпризы на протяжении всего  стихотворения. То вместо предложения –  обрубок. То сбой ритма: "И где этА девчонка на «Снегурках»". То какое-то корявое сочетание в одном предложении причастия и деепричастия – (поющий...взгромоздившись) без единого глагола. В общем – не соскучишься... 
И все-таки что-то тут  есть. Наверное, искренность!
Тройка.
=======================================

№ 20. Черно-белые фотки...
Слава богу, не надо оценивать.
========================================

Осталось  выбрать, кому присудить  пятерку. Да-а, работка...
Приобретаю  одного друга, а в  нагрузку – двух врагов. Ну и коммерция!
Шутка...
Выбрал. Номер восемь – "Далекое  когда-то". Извините, № 10 и № 12!
Коллеги, друзья, сотоварищи по несчастью!
Прошу не обижаться. Не корову же делим! 
Всем  успехов!


Рецензии
Леонид! Вы расчихвостили мое босоногое детство (№3) в пух и прах! Я поработала над ним и хочу услышать Ваше мнение о нынешнем детстве. Может быть, у Вас найдется время и на "Муки творчества" на моей странице.
С уважением

Алла Губерниева   24.01.2010 18:32     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.