Петергоф

Позволь мне, Петергоф, без слов,
Своею не тревожа страстью,
Фонтанов бурное участье
Принять молчанием стихов.

Позволь фонтановую спесь
Вплести в надежду чувств угасших,
Каскадами воды придавших
Глаголам праведную речь.

Здесь замолчать, там - умереть,
Сняв ветхую одежду мысли,
И в обнажённом нерве жизни
Орнаментом окаменеть.


Рецензии
Без слов, фонтанов кружева
Застыли в камня изваяньях,
Застыли лёгкие признанья,
Как мотыльки - кивки, слова.

Взмах веера, тропинка, грот,
Неназываемая нежность,
Сквозь времена и безнадежность,
Через стремнину, через брод...

Лети, мой стих, под облака,
И там рассыпься фейерверком,
Под ахи парочек - манерных,
Но не коснётся их тоска.

Борзая с острой мордой, лип
Поклоны, да муаром старым
Шуршат, шуршат в аллеях пары,
Перебивая шелест книг...

Агата Кристи Ак   27.02.2013 22:04     Заявить о нарушении
Нашла и отразила временную связь!

"Застыли, как мотыльки"???

Богачёв Борис   27.02.2013 22:11   Заявить о нарушении
Ну, может, мотыльки тоже на барельефах.

Агата Кристи Ак   28.02.2013 00:11   Заявить о нарушении
Ну да. Я, собственно, так и предположил. Просто хотел уточнить.

Богачёв Борис   28.02.2013 00:13   Заявить о нарушении
Бродский издевается, говорит, в этих овеянных легендой каменных дворцах и руинах есть поэзия, остановившееся время, но что всё-таки превращаться в камень ненормально для человека:

Торс

Если вдруг забредаешь в каменную траву,
выглядящую в мраморе лучше, чем наяву,
иль замечаешь фавна, предавшегося возне
с нимфой, и оба в бронзе счастливее, чем во сне,
можешь выпустить посох из натруженных рук:
ты в Империи, друг.

Воздух, пламень, вода, фавны, наяды, львы,
взятые из природы или из головы, --
все, что придумал Бог и продолжать устал
мозг, превращено в камень или металл.
Это -- конец вещей, это -- в конце пути
зеркало, чтоб войти.

Встань в свободную нишу и, закатив глаза,
смотри, как проходят века, исчезая за
углом, и как в паху прорастает мох
и на плечи ложится пыль -- этот загар эпох.
Кто-то отколет руку, и голова с плеча
скатится вниз, стуча.

И останется торс, безымянная сумма мышц.
Через тысячу лет живущая в нише мышь с
ломаным когтем, не одолев гранит,
выйдя однажды вечером, пискнув, просеменит
через дорогу, чтоб не прийти в нору
в полночь. Ни поутру. /И.Бродский/

Есть и жёстче:

Он, видите ли, был довольно странным
и непохожим на других. Да все,
все люди друг на друга непохожи.
Но он был непохож на всех других.
Да, это в нем меня и привлекало.
Когда мы были вместе, все вокруг
существовать переставало. То есть,
все продолжало двигаться, вертеться --
мир жил; и он его не заслонял.
Нет! я вам говорю не о любви!
Мир жил. Но на поверхности вещей
-- как движущихся, так и неподвижных --
вдруг возникало что-то вроде пленки,
вернее -- пыли, придававшей им
какое-то бессмысленное сходство.
Так, знаете, в больницах красят белым
и потолки, и стены, и кровати.
Ну, вот представьте комнату мою,
засыпанную снегом. Правда, странно?
А вместе с тем, не кажется ли вам,
что мебель только выиграла б от
такой метаморфозы? Нет? А жалко.
Я думала тогда, что это сходство
и есть действительная внешность мира.
Я дорожила этим ощущеньем.

И.Бродский

Агата Кристи Ак   28.02.2013 00:14   Заявить о нарушении
Это тоже насчёт того, какими средствами допустимо строить идеаьное общество, а какими недопустимо, вот например будет, социализм, что ли, но при этом вот так все впечатления мира окажутся сглажены, покрашены маляром в белый цвет.

Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где река
высовывалась бы из-под моста, как из рукава -- рука,
и чтоб она впадала в залив, растопырив пальцы,
как Шопен, никому не показывавший кулака.

И.Бродский "Развивая Платона"

Агата Кристи Ак   28.02.2013 00:17   Заявить о нарушении
А как же окаменелости?
Бродский, конечно, интересный.
Но он какой-то на мой взгляд математический.

Богачёв Борис   28.02.2013 02:51   Заявить о нарушении
Ну есть такое, математический, но не весь, в его стихах много настоящего живого чувства, вот хоть его римские стихи.

Там, может, не /с/только математика, сколько бытовуха, в пику Цветаевой.

Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
и отсюда -- все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
вьющийся между ними, как мокрый волос,
если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
раковина ушная в них различит не рокот,
но хлопки полотна, ставень, ладоней, чайник,
кипящий на керосинке, максимум -- крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.

И.Бродский

Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли, и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.

И.Бродский

Я был как все. То есть жил похожею
Жизнью. С цветами входил в прихожую,
пил, валял дурака под кожею
...душа не зарилась
на не своё

И.Бродский

Агата Кристи Ак   01.03.2013 02:32   Заявить о нарушении
В смысле, человек живёт, чтобы превратиться в окаменелость?!

Агата Кристи Ак   01.03.2013 02:32   Заявить о нарушении
Он и превращается в окаменелость. В прямом и переносном смысле.

Последнее Бродского забавное про душу.

Богачёв Борис   01.03.2013 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.