Фрейд

Двойная жизнь огурца
70 лет назад не стало Зигмунда Фрейда
Константин Кедров
Он создал свою, атеистическую религию. Вместо Бога - либидо, вместо Святого Духа - бессознательное, вместо священника - психоаналитик, вместо исповеди - психоанализ, вместо кающегося грешника - пациент на кушетке, бормочущий вздор о желании переспать с матерью.

Фрейд предложил несколько неожиданный метод: не обуздывать бессознательное, а, наоборот, раскрепостить. 45-минутные сеансы психоанализа, где пациенты под руководством врача наговаривали на себя бог весть что, объективно никого ни от чего не излечивали. Но субъективно пациенты считали, что освободились от неких комплексов.

Хотя смотря какой пациент. Норберт Винер очень страдал, по его признанию, от антисемитизма своих коллег. Лег было в клинику, чтобы избавиться от комплекса неполноценности, но вскоре почувствовал, что его хотят из человека превратить в мыслящую корову. Прервал курс психоанализа и вскоре открыл новую науку - кибернетику. Вывод прост. Человек без так называемых комплексов - это и не человек вовсе, а нечто жвачное с рогами или без оных. Уберите так называемые комплексы - и все герои мировой литературы от принца Гамлета до доктора Живаго растворятся в здоровом оптимизме.

Что уж говорить об Эдиповом комплексе. Отцы, тайно желающие кастрировать своих сыновей. Сыновья, втайне от самих себя желающие убить своего отца. Все это говорит лишь о художественной одаренности Фрейда. Стоит младенцу сладко потянуться в люльке, и Фрейд уже видит в нем сгусток мировой сексуальной энергии - либидо. Марксу во всем мерещилась экономика, Фрейду - вытесненное либидо. "Папа, а на что похож огурец?" - спрашивает дочь у Фрейда. "Видишь ли, доченька, иногда огурец - это просто огурец и только". Этот замечательный анекдот все ставит на свое место.

Пансексуальная мифология Зигмунда Фрейда увлекла многих. Но не самого творца психоанализа. Начав сексуальную жизнь в 30 лет, он произвел шестерых детей, а уже в 40 лет заявил, что для него сексуальных импульсов больше не существует. Что же уместилось в это десятилетие? Сдержанный холодный брак, слегка подогретый неожиданной страстью к сестре жены. Роман вспыхнул и вскоре погас к всеобщему облегчению.

Во время поездки в Америку Фрейд признался своему ученику Юнгу, что ему снятся американские путаны. На предложение Юнга превратить сон в реальность Фрейд ответил: "Но ведь я же женат". Удивительно чистая, цельная и по-детски наивная натура великого человека не позволила ему стать Нехлюдовым. А если бы оступился, то непременно бы стал.

Двадцатый век начинался с кокаина, и Фрейд был одним из его пророков. В книге "Кокаин" он честно рассказал, что поначалу давал дозы своим пациентам. Неудивительно, что им мерещились отцы, пожирающие детей. Он и сам пристрастился к этому препарату и в конечном итоге нашел избавление от рака полости рта в тройной дозе морфия. Фактически это была эвтаназия.

Кто же он на самом деле? Врач? Писатель? Пророк? Ученый? В том-то и дело, что не то, не другое, не третье и не четвертое. Как врач, он не добился реальных успехов. Как писатель слишком наукообразен. Слишком атеист для пророка. Слишком фантазер для ученого. Например, учение о сублимации - неком преобразовании вытесненных сексуальных импульсов в творческий процесс - не выдерживает никакой критики. Наоборот, сплошь и рядом эротический и творческий экстаз идут рука об руку. Когда Ференц Лист ушел в монастырь на послушание, муза его покинула. Просвещенный Папа Пий IX рекомендовал ему заниматься музыкой. Лист тут же пустился в привычный, творческий и любовный загул.

Фрейд явно претендовал на разгадку трех тайн: тайны любви, тайны творчества и тайны смерти. Здесь он не преуспел. Зато в книге "Я и Оно" он блистательно раскрыл механизмы тоталитарного общественного психоза. Тут все достоверно. И вытесненные на периферию сознания сексуальные импульсы. И проекция их на фигурку вождя. И само стремление к безраздельной власти над людьми как неудовлетворенная личная сексуальность.

В науке заблуждения и тупиковые ветви тоже важны. Сегодня Фрейд во многом безнадежно устарел. И прежде всего в упрощенном подходе к тайне человека. Никакие комплексы, никакие вытесненные запреты не объясняют человеческую душу. Человека нельзя понять, если вынести за скобки любовь, красоту, понятия о добре и зле, стремление к свободе, отчаяние, чувство вины. И многое другое, абсолютно не подвластное никакому психоанализу. Фрейд - да, фрейдизм - нет. Вот итог многолетних раздумий над открытиями и заблуждениями этой неразгаданной личности. Слава богу, личность разгадке не поддается.

 Контекстная реклама Бегун
Оперативный гипноз
Узнай, как скрытно и гарантированно управлять окружающими!
 
 Контекстная реклама Бегун
Красота спасет мир?
А если в твоих руках окажется Крем, исполняющий самые заветн. желания?
 



09:18 25.09.09


Рецензии
Спасибо. Полезно!

Уважительно,

Виталий Краснов   01.02.2010 15:42     Заявить о нарушении