Над каменистой пропастью страстей

Над каменистой пропастью страстей
Взлетает ввысь Любовь бесстрашной птицей.
Ей нет нужды под страхом суетиться,
В предощущении дурных вестей.
Мы, люди, неспособны отвести
Горячих чувственных хвороб от страха
Всё потерять, но всё равно, однако,
С Любовью жаждем встретиться в пути.

Из всех камней - один желанен нам:
Любовное томленье сердца втайне
От любопытствующих глаз случайных...
От рук, что в злобе тянутся к камням.
За безрассудства всех времён земных
Нередко отдавалась жизнь в уплату.
И застревали памятные даты
В отверстиях капризов временных.

И полыхали чувствами в огне
Сердца, любовью собранные в пары...
История давно бы стала старой,
Когда б осталась камнем в глубине
Пережитого, навсегда примяв
Собою все возможные повторы...
Но полонит собой и ныне взоры
Цветок любви, взошедший на камнях.

08.01.2010

Краткий анализ стихотворения
Тема. Любовь как возвышенное, но опасное чувство: она противостоит «пропасти страстей» и людскому непониманию, оставаясь при этом источником глубоких переживаний и жертв.
Основная мысль. Любовь — бесстрашная и прекрасная сила, которая, несмотря на угрозы и страхи, продолжает притягивать людей. Она хрупка перед злобой и любопытством окружающего мира, но неизменно возрождается, побеждая время и обстоятельства.
Стиль речи. Художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной насыщенностью.
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами описания: автор размышляет о природе любви, используя метафорические образы.
Композиция. Стихотворение состоит из трёх строф (18 строк), каждая из которых развивает отдельный аспект темы:
1;я строфа — образ любви как бесстрашной птицы, преодолевающей страх;
2;я строфа — противопоставление сокровенности любви и враждебного внешнего мира («любопытствующие глаза», «руки, что в злобе тянутся к камням»);
3;я строфа — утверждение вечной силы любви, которая «полонт собой и ныне взоры» вопреки времени и разрушениям.
Средства связи предложений:
лексические повторы («Любовь», «камни»);
синтаксический параллелизм («Над каменистой пропастью…», «Из всех камней…»);
местоимения и синонимы («она», «цветок любви»).
Средства выразительности:
метафоры: «Любовь бесстрашной птицей», «Любовное томленье сердца», «цветок любви, взошедший на камнях»;
эпитеты: «каменистая пропасть», «горячие чувственные хвори», «памятные даты», «капризы временные»;
олицетворение: «Любовь взлетает», «история… осталась камнем»;
антитеза: противопоставление любви и страха, сокровенности и любопытства, жизни и камня;
символика: «камни» как символ жестокости мира, «цветок любви» как символ возрождения и нежности.
Вывод. Стихотворение создаёт многогранный образ любви — хрупкой и смелой, тайной и всепобеждающей. Используя богатую образность и контрасты, автор подчёркивает, что любовь, несмотря на все препятствия, остаётся высшей ценностью, способной преодолеть время и злобу мира.


Рецензии
"Цветок любви, взошедий на камнях",
Скрепивший в ком земли полоску,
Пленил когда-то и меня,
А нынче нет и отголоска... С уважением.

Иван Клюев   08.01.2010 15:27     Заявить о нарушении
Оставил в узкой борозде посев
Цветок любви, увядший в срок уловный.
И отглоски чувства прячут волны
В отливе, на прибрежной полосе.
Спасибо.
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   10.01.2010 23:39   Заявить о нарушении