В Таллиннском порту - с супругой на борту!

автор Феликс Цыганенко http://www.proza.ru/avtor/feliksik
На борту теплохода «Доброполье». В гостях у мужа. Фото из личного альбома автора.

Ну, как тут не радоваться жизни, когда после длительного и штормового перехода через океан, в утренней предрассветной дымке открылись очертания берега?! Пусть не родного, Кольского полуострова и славного Мурманска, а земли эстонской, порта Таллинна! Но ведь в 80-х годах прошлого столетия и он был частью нашей общей страны!  А уж тем паче, если на берегу тебя ждала молоденькая жена, впервые рискнувшая приехать для встречи мужа-моряка!

По-разному об Эстонии отзывались в экипаже теплохода «Доброполье». Одни с восторгом вспоминали уютные кафе и древние улицы старого Таллинна, ещё помнящих тихие шаги монахов-доминиканцев. Другие рассуждали о холодных и неприветливых эстонцах. Они меня особо тревожили: как там Лена? Одна, и в незнакомом городе, где устроилась? Забегая вперёд, скажу, что опасения были напрасны: прибывшую супругу приветливо встретили в Трансфлоте – агенстве по обслуживанию моряков. Лену устроили в гостинице и обещали отвезти в порт на автобусе. Так что «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

Одна беда: теплоход «Доброполье» с грузом зерна, прибывший с восточного побережья США, ввиду занятости причала, был вынужден бросить якоря на рейде Таллинна. И заметался я по судну: столько ждал этой встречи, какая-то жалкая полоска воды разделяла нас! Ведь это был мой первый рейс, после того как мы с Леной стали мужем и женой. Внутри всё кипело, эмоции переполняли душу и тело, так не терпелось обнять свою половинку!
- Леонид Владимирович, - обратился я, волнуясь, к капитану Ленскому, - вы должны меня понять, отпустите на берег!
- Да я-то понимаю, но ведь рейдовые катера не ходят – штормовое предупреждение. Впрочем, быстренько собирайся, пока лоцманский катер у борта, отправишься с ним на берег.

Через пару минут я запрыгнул на палубу, покачивающегося на волнах катера.   
С утра начал накрапывать дождик и продрогшую Леночку я встретил у проходной порта. Увидев меня, она подбежала и бросилась на шею, дрожа и прижавшись всем худеньким телом. Как нам хотелось уединения! Увы, выход на рейд катеров по-прежнему закрыт. Небо  была явно не на нашей стороне…

Переждать ненастье мы рискнули у приткнувшегося к причалу рейдового катера. Суровый с виду, пожилой эстонец, капитан катера, глядя на промокшую парочку, пригласил в небольшой кубрик. А что – тепло, сухо и уютно! Да и Леночка-умница, хоть и в первый раз встречала с морей мужа, а бутылочку коньяку догадалась прихватить. За рюмочкой солнечного напитка мы разговорились с хозяином кубрика.

Догадавшись, что счастливой парочке не терпелось остаться вдвоём,  капитан запустил двигатель и наперекор стихии да рекомендации порта, повёл своё судёнышко сквозь неистовый ветер, волны и дождь! К борту «Доброполья» катер прибыл с включённым ревуном, чтобы быстрее опустили парадный трап. На прощание доброжелательный эстонец обещал в случае необходимости доставить нас на берег.
– Только вызовите по радиотелефону! – кричал он сквозь ветер и завесу дождя.

Не мешкая, мы поднялись по трапу и закрылись с Леной в уютной каюте. Слегка покачиваясь на волнах залива, «Доброполье» приютил, наконец, влюблённых в своём стальном чреве. Всё исчезло для нас в окружающем мире: ненастная погода за бортом, постукивание дизель-генераторов в машинном отделении и пройденный путь к желанной встрече. Где, в каких трактатах о любви можно найти слова, чтобы описать ту божественную нежность и порывы бурной страсти, царившие в каюте?!  Как хорошо, однако, быть молодым, сильным, здоровым и…  влюблённым!

Резкий телефонный звонок в каюте прервал идиллию любви. Но какое кощунство врываться в нашу интимную жизнь, да ещё на пике райского блаженства!
- Шеф, прошу прощения, но у нас неприятность, - скорбным тоном вещал старший электрик Юра Волобуев, - задымил электропривод кормового швартовного шпиля! Обнаружил при проверке на приход в порт.

В общем, закрутилось, завертелось…   Капитан шумит, корму судна нечем будет швартовать! И он прав, как это ни печально, - «Доброполье» не может простаивать по причине приезда жены электромеханика. Вызвали портовый катер и погрузили судовым краном электродвигатель, весом не менее 250 килограмм. Моя задача – доставить его в электроцех порта и договориться за ремонт. Лена бегает за мной, не желая отпускать ни на минуту.
- Поеду, - говорит, - с тобой на берег.

Так что вместо любовных утех мы носились с Ленкой по причалам порта в поисках крана и автопогрузчика, чтобы доставить мотор в цех. Помогли  баночка кофе да импортная жевательная резинка. Удалось договориться и с мастером электроцеха - два молодых парня: русский и эстонец трудились в субботу и воскресение. Пришлось менять сгоревшую обмотку  фазного ротора. Береговые электрики с честью выполнили свою работу и «Доброполье» швартовалось к причалу без проблем.

Аварийный ремонт судового механизма принёс неожиданное моральное удовлетворение, подтвердив старую истину, что нет худа без добра! В цеху я познакомился с молодым эстонцем Рейном Вилипусом. Бывший электрик Эстонского морского пароходства – интереснейшая личность! Рослого, спортивного вида блондина хорошо знали в Таллинне, как автогонщика  и яхтсмена. Какая-то  взаимная симпатия возникла между нами за время ремонта. Скажу больше – мы подружились! Эстонец оказался любезным, весёлым и по-немецки пунктуальным человеком.

- Я знаю, что в России думают о нас, как о «лесных братьях», - усмехался Рейн, - не хотите посмотреть с Леной, как мы тут  живём?
- Что ты, Рейн, никто так не думает, - смутился я, хотя и признал в душе, что сомнения на этот счёт были. – А предложение твоё принимаем с удовольствием!
На следующий день, к воротам порта он подъехал на «Опеле». Причём, как и обещал, к девяти утра, минута в минуту.

Светло-голубая машина мчалась по загородному шоссе в сторону района Пирита. Пригнувшись, ввиду высокого роста, Рейн красочно смотрелся за рулём, как автогонщик-ас. Пылившие на дороге «Волги» оставались за кормой «Опеля». Местные молодые люди хорошо знали Рейна, на АЗС быстро заполнили бак машины. Вскоре, Вилипус доставил нас к яхт-клубу.
Пирита, по рассказу Рейна, считался одним из самых престижных районов в Таллинне. Там отсутствовали производственные объекты, а преобладали   индивидуальные жилые дома.  В Пирита мы наблюдали развалины средневекового монастыря Святой Биргитты и построенные к XXII Московской олимпиаде телебашня и Таллиннский Олимпийский центр парусного спорта. В летние дни морской пляж являлся популярным местом среди жителей эстонской столицы.

Большое впечатление оставило посещение яхт-клуба. На крейсерской яхте-красавице с её стремительными обводами под названием «Линда», Рейн обошёл в регатах пол-Европы. Кубрик парусника – далеко не каюта электромеханике на теплоходе «Доброполье». В рейсе, в спартанских условиях там находились 12 человек экипажа. По бортам располагались узкие койки, имелся даже небольшой камбуз.

- При плавании под парусами испытываешь совсем иные ощущения, нежели в стальном корпусе океанского судна, -  делился воспоминаниями Рейн. - На яхте, где царствует ветер в парусах, да волна - в низкий борт, вот оно море, рядом…  Ты как бы сливаешься со стихией. Яхтсмена охватывает неподдельный азарт. Шум штормового ветра и солёные морские брызги заряжают особыми, свойственными только яхтсменам, эмоциями.
Эстонец знал, что говорил, ибо испытал, как прелести парусных регат, так и океанские переходы на судах пароходства…

На обратном пути Рейн показал нам гордость эстонцев в советское время – рыболовецкий колхоз имени Кирова, имевший свой флот. Вилипус рассказывал, что устроиться туда на работу, было невозможно.
- Начальство само подбирало людей, - утверждал он, - на весь Союз колхоз славился стабильно высокими заработками рыбаков. А Дом культуры, словно царский Дворец времён Катерины, имел зеркальные полы.

Но особенно поразили нас с Леной двухэтажные жилые домики рыбаков, где в подвале каждого подъезда располагались сауны! А небольшие кафе, не отличавшиеся от столичных заведений обслуживанием и ассортиментом? Напротив, в них присутствовал провинциальный домашний уют…
Если бы не проблемы с ремонтом электропривода шпиля, отнявшие время, стоянка в Таллинне получилась бы исключительно интересной, почти праздничной. Но и так, огромное спасибо Рейну, что помог нам с Леной лучше узнать жизнь обычных, простых людей в Эстонии. Да и увидеть многое! С Рейном мы обменялись адресами и телефонами, обещая не забывать ту прекрасную встречу…

Теплоход «Доброполье» заканчивал выгрузку и ранним утром мы должны были выйти в очередной рейс. Леночку я провожал в новом Таллиннском аэропорту. Небольшое здание красноватого оттенка было удивительно тихим и уютным. Немногочисленные пассажиры скучали в ожидании рейсов. Притихшие от горечи предстоящей длительной разлуки, мы забились в уголочке фойе. Держась за руки, смотрели друг на друга влюблёнными глазами, стараясь запомнить и унести с собой образ любимого человека…

Прошли годы...  Увы, Эстония и красавец-Таллинн теперь заграница. Но хочется верить, что простые люди в этой стране остались такими же гостеприимными и доброжелательными, как капитан лоцманского катера и мой друг, яхтсмен и автогонщик Рейн Вилипус. Надеюсь, что они примут нас с Леной, если мы нагрянем в Таллинн погостить и полюбоваться символом города – Старым Томасом на Ратушной площади. А вечером - обязательно побродить по древним улицам старого Таллинна, где в каждом доме ресторанчик или кафе…


Рецензии