Аватар - коктейль из Покахонтас и Чужих

Режиссерская задумка проста. Очень проста: прикованный к инвалидному креслу бывший морпех Джейк Салли летит на далекую планету Пандора, где получает уникальную возможность ходить с помощью нового тела, в котором совмещены ДНК человека и представителя местной расы – Нави, Аватара, собственно. Однако, ничего не бывает просто так: задание Джейка состоит в том, чтобы убедить Нави уйти из родной деревни и дать возможность людям выкопать весь ценный минерал, который способен избавить землян от энергетического кризиса. Не без ущерба местной флоре и фауне, разумеется.
Вот тут-то и начинаются проблемы: вся планета Пандора - мыслящий организм, единый разум, в котором каждая живая тварь теснейшим образом связана с другими. Попросту говоря – копать нельзя. Джейк это понимает. Хуже того он еще и влюбляется в местную девушку – Нейтири. Так что, выбор между выполнением гнусного по сути своей долга и благородным предательством становится очевиден. (Спэйс-ремейк на Покахонтас – не дать, не взять.)
Вот, собственно, и весь сюжет.
Но! Сюжет не главное. Фильмы Кэмерона это всегда своего рода революция кинематографа – масштабно, свежо, красиво и, главное, создано, чтобы дух захватывало. В духе: «Зацени, как я умею!» Аватар – визуальное наслаждение в чистом виде. Очень скоро перестаешь думать: «А как это сделано?» и погружаешься полностью в происходящее на экране.
Однако, на визуальных эффектах достоинства фильма не заканчиваются.
Проработанность деталей (язык, животный и растительный мир) и элегантные решения (например, «нейро-USB» - соединение сознания живых существ при помощи чудесной части тела  - конца косички - аборигенов Пандоры) с лихвой окупают кэмероновскую незамысловатость.
Игра и точность с подбором актеров заслуживают отдельной похвалы. Сигурни Уивер можно не обсуждать – это просто хронически героическая женщина. И персонаж ее настолько ей органичен, что мне даже показалось, что не актрису подбирали на роль Грэйс Огустин, а роль писали для Сигурни. (Да и как вообще можно обойтись на далекой планете без Хэлен Рипли?!) Сэм Вортингтон - Джейк - тоже на высоте. И если в  последнем Терминаторе выбор его на главную роль озадачивает, то здесь - прямо отлично: брутальность и рефлексия, правильные мужественные черты и взгляд, в котором читается наличие интеллекта. Осмысленный героизм, словом. Не смотря на то, что дивный лик Зоэ Золдана был скрыт под толстым слоем компьютерной графики, создание живого и объемного образа Нейтири – это ее заслуга.
Одно жаль. Зло в фильме какое-то картонное и неинтересное. Сложно сказать, кто облажался: актер Стефен Ланг или сценарист Джеймс Кэмерон, который даже не удосужился придумать полковнику с поцарапанной башкой маломальски запоминающееся имя. Такое тупое и нахальное зло, которое и убивать не жалко. От этого теряется драматичность сюжета: предать бесчеловечную корпорацию, бульдозером и взрывчаткой орудующую – это не выбор даже, тут думать не надо: это глас судьбы. Но, может, так сам Кэмерон решил, дабы не отвлекать зрителя сложными мыслями от неописуемой красоты происходящего.
Впрочем, как это не удивительно и не противоестествено, но наверняка найдутся желающие покритиковать фильм – holy crap, пустышка, мол, фантик, бессодержательно и не ново. Однако ж, в том, чтобы довести что-то до совершенства, на мой взгляд, нет ничего плохого. Насчет идеи - она в фильме есть – четкая и понятная: борьба добра со злом – неисчерпаемая и безальтернативная. А самое главное, вторичность и бессодержательность не удержат зрителя в кресле, затаившим дыхание, почти три часа.


Рецензии