Домострой

Предисловие книги "Домострой"

Поучение и наказание отцев духовных ко всем православным християном, како веровати во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и Кресту Христову Небесным силам, и святым мощем покланятися и Святым Тайнам причащатися и как прочей святыни касатися. И как царя чтити и его князи и велможа, апостолу рекшу: ему ж честь - честь, ему ж дань - дань, ему ж урок - урок". Не туне мечь носит, в похвалу добродеющим, безумным же на казнь. Аще хощеши не боятися власти, твори всегда доброе - пред Богом и пред ними, и во всем покаряися им, и право служи - и будеши сосуд избран и царьское имя в себе носиши. И как чтити святительскии чин, и священнический, и мнишески и ползоватися от них и молитвы прошати на благословение дому своего и во всяких вещех душевых и телесных, наипаче ж духовных - и с прилежанием внимати, и учения слушати, аки от Божиих уст. И еще в сей книге изнаидеши наказ от некоего о мирском строении; как жити православным християном в миру с женами и з детми и з домочятци, и их наказывати и учити, и страхом спасати, и грозою претити и во всяких делех их бречи в душевных и телесных чистым быти, и во всем самому стражу над ними быти, и о них пещися, аки о своем уде, Господу рекшу: будета оба в плоть едину, апостолу рекшу: аще стражет един уд - то вси с ним стражут; - тако ж и ты, не о себе едином пещися, но и о жене, и о детех своих, и о прочих и о последних домочятцех, вси бо есми связани единою верою к Богу. И з добрым сим прилежанием имей любовь ко всем, по Бозе живущим, и око сердечное, взирающее к Богу, и будеши сосуд избран, не себя единого несыи к Богу, но многих, и услышиши: добры рабе верный, буди в радости Господа своего. И еще в сей книге изнаидеши о домовном строении, как наказ имети к жене, и детем, и к слугам, и как запас имети всякой: хлебной, и мясной, и рыбной, и овощной, и о дворовой порядке, паче ж в недоумеваемых.


ДОМОСТРОЙ


Кто читал из Вас, когда-то «Домострой» протопопа, мудрого Сильвестра?

Ну, наверное, из тыщи, будет два, или не сыщем, уж совсем читателя!

Есть желание узнать, как вести надо супруге, как супруга уважать?

Как построить дом родной, чтобы он не разрушался, чтобы Богом охранялся?

Все эт знали, предки наши и сильна была тогда, на Руси наша семья

Почитайте не ленитесь, может заново возможно, Вам построить свой корабль

И поплыть под парусами Бога нашего Отца, под единым управленьем капитана мужика,

А следить за всем хозяйством будет в улье  как пчела, дорогая  и родная мужика сего жена

Сами выучите это, деткам справите путь их, и на крепкий Вы фундамент дом поставите родных!

Мудрость века сохранилась и дошла  через века, Вы возьмите, что угодно

Вам поможет правда, да!  Не смотрите Вы на годы можно судно подлатать

И тогда Вас не потопит никакой в мире волной, Вы семью свою постройте по сей книги «Домострой»!



Автор "Домостроя"

Сильвестр, выходец из зажиточной новгородской семьи, оказался в Москве в 40-е годы XVI века, когда бывший новгородский архиепископ, ставший в 1542 году митрополитом Московским и всея Руси Макарий пригласил его из Новгорода в Москву. Еще по Новгороду Макарий знал Сильвестра как "книжного и благочестивого человека", с которым много сотрудничал, чьи духовные и личные достоинства высоко ценил. Очень скоро Сильвестр стал настоятелем Благовещенского собора. Надо сказать, собор этот в иерархии кремлевских храмов был не простой. Благовещенский собор считался домовой церковью московских великих князей, а благовещенские настоятели исполняли обязанности великокняжеских духовников. Иначе говоря, были духовными наставниками московских государей и им были ведомы все тайны государевых душ. Вот и Сильвестр начал исполнять в Москве столь непростые священнические обязанности.
Зима и весна 1547 года ознаменовались в России рядом очень важных событий. 16 января 1547 года великий князь Московский Иван IV Васильевич, которому было тогда всего 16 с половиной лет, венчался на царство. А весной в Москве начались страшные пожары, последствием которых стала выгоревшая почти дотла Москва и... восстание московских жителей, начавших убивать родственников молодого царя по матери - Глинских.

Именно в этот момент, когда юный царь не знал, что и как делать, рядом с ним оказался с мудрым проникновенным словом его духовник, священник Сильвестр. Тогда-то царь по-настоящему и оценил Сильвестра, сделав его своим главным не только духовным, но и политическим советником. А затем Иван IV, судя по всему не без подсказки Сильвестра, приблизил к себе и других молодых советчиков. Так, в первые годы царствования Ивана IV вокруг него образовался круг приближенных, которых с легкой руки князя Андрея Курбского стали называть "Избранной радой".

И сам Иван Грозный, и другие свидетели признавали позднее, что душой "Избранной рады" стал настоятель Благовещенского собора и духовник царя Сильвестр, который неожиданно оказался вознесенным на высоты власти, хотя не обладал ни звонкими титулами, ни весомым положением в церковной иерархии.

Помимо разрешения мировоззренческих проблем молодого царя Сильвестр был крайне озабочен духовным состоянием народа. Именно поэтому в 1550-е годы он написал книгу, ставшую на века олицетворением русского мироустройства - "Домострой".

"Домострой", без преувеличения, выдающееся произведение, в котором определяются правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. "Домострой", по мысли автора, должен был помочь русскому человеку правильно вести себя как в государственной, так и в семейной жизни.
В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность и суетность, пьянство и объедание, клевета и алчность.

"Домострой" открывался небольшим предисловием, в котором Сильвестр призывал с добрым прилежанием нести "любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее". И первые 15 глав посвящались "духовному строению": "Как христианам веровать во святую Троицу", "Как причащаться тайнам Божиим", "Как всей душою Господа возлюбить", "Как почитать отцов духовных". Также в первой своей части книга учила украшению дома святыми образами, говорила о необходимости пребывания в чистоте духовной, повествовала о молитве.

В "Домострой" Сильвестр включил и главы "о строении мирском" и "строении домовном": правила о том, как надо обращаться с женой и домочадцами, как надо экономно вести домашнее хозяйство.
В этих главах как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми, прежде всего между мужем и женой, затрагивались вопросы воспитания сыновей и дочерей.
В составе "Домостроя" имеется глава, названная "Похвала мужьям" или "Слово о добрых женах". Домострой предлагает ряд правил поведения, которые должны соблюдать слуги. Много внимания уделено пище и питью - здесь указывается более 130 кушаний разного рода.

Автор "Домостроя" тщательно расписывает "меню" в зависимости от церковных праздников и служб.
В результате получилось, что "Домострой" стал не только сводом добрых и мудрых правил поведения человека, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства и быта крепкой русской семьи.
Кроме написания "Домостроя", Сильвестр прославился и другими культурно-просветительскими деяниями. Так, вместе со своим сыном Анфимом он устроил мастерские по изготовлению рукописных книг, икон, серебряных изделий.
Ученые считают, что первые московские печатные книги, вышедшие в 1550-е годы, то есть до "Апостола" Ивана Федорова, могли быть отпечатаны под руководством именно Сильвестра. Занимался он и литературной деятельностью. Он составил "Похвальное слово" святой княгине Ольге и написал послание царю, в котором рассуждал о правах и обязанностях монарха.



книга протопопа Сильвестра"Домострой"  http://prisno.livejournal.com/309212.html#cutid1





Рецензии