В метро

Метро выматывает душу,
И уж тебе не до стихов,
И слепо чувствуешь ты стужу
Своих очищенных мозгов.
И рассуждаешь ты разумно,
Как твой неведомый сосед,
И смотришь, как и он, безумно
Глазами вздыбленных газет.
И в человеческой метели
Обрывки мыслей, но не слов –
То ль содержимое портфелей,
То ль содержимое голов.
И в этой давке, давке, давке
Все чувства прут исподтишка –
Не как кинжалы, а булавки
Из разозлённого мешка.
Там, на земле, – иное дело,
Но здесь – ни рыцарей, ни дам!
И тело ненавидит тело,
И ноги ходят по ногам.
Туда, туда! Скорей наружу,
Туда, на тёплый белый свет,
Чтоб отогреть живую душу
От стужи вздыбленных газет.

14 апреля 1977 г.
Москва.


Рецензии
Замечательная зарисовка!
Прочёл с удовольствием!
Спасибо, Константин Фёдорович, Ваши стихи выражают знакомые, но так замечательно ещё никем не высказанные чувства и ощущения!

Петр Анатольевич Полетаев   31.03.2012 01:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр Анатольевич! Конечно, ощущения давки и толчеи - это незабываемые ощущения прошлого! возможно, я написал это стихотворение в метро, если мне удалось ехать сидя и держать на коленях тетрадку. В черновиках у меня указано, где и когда я написал то или иное стихотворение.
И я прочёл с удовольствие, так как забыл эту вещь: всё же прошло без двух недель 35 лет (о Господи!) с тех пор, как я её написал!..

Константин Фёдорович Ковалёв   31.03.2012 10:07   Заявить о нарушении
А сейчас, спустя 35 лет, давки ещё больше, особенно у входов в метро в часы пик, например, на "Комсомольской" или "ВДНХ". А пробки на дорогах!
Так что Ваша зарисовка с точки зрения наблюдения давки не устарела, хотя газет в метро уже не читают - есть мобильники и электронные блокноты.

Петр Анатольевич Полетаев   31.03.2012 11:31   Заявить о нарушении
Да, забыл Вам сказать о том, что мне бросилось сразу в глаза: Вы назвали это стихотворение "зарисовкой". Бросьте эти термины советских журналистов! Если это - зарисовка, то это не стихи. И даже не проза. Так, констатация факта для размышлений в дальнейшем, например, для газетной заметки о перегруженности метро(!).

Я считаю, что это - стихотворение, то есть изображение чувств, возникших от внешних обстоятельств в мире. Это не просто толчея людей в тесном вагоне, а поведение человеческих особей, превращённых государством в "атомы" (это социологический термин), на которые оно искусственно расчленило общество, чтобы лишить его солидарности в борьбе с ним, с государством. А так - каждый за себя, каждый ненавидит ближнего и каждый безразличен к ближнему. Это как раз то, что теперь развито в России больше, чем было в позднем СССР. А в Америке это состояние доведено до совершенства.

Если мне удалось это показать образно, через давку в вагоне метро, значит, стихотворение удалось. Наверное, удалось, иначе оно не произвело бы на Вас никакого впечатления.

Константин Фёдорович Ковалёв   31.03.2012 11:35   Заявить о нарушении
А я в слове "зарисовка" ничего плохого и обидного не вижу. Я вижу в ней искусство быстро и точно отображать интересные явления, которые мы наблюдаем в жизни, особенно, в мимолётных ситуациях, как например, в поездке в метро.
Ваше замечательное стихотворение, Константин Фёдорович, действительно, законченное поэтическое произведение, вызывающее у меня восхищение не только отображённой верной картинкой действительности, но и глубокими мыслями и переживаниями.

Спасибо, за замечание к слову "зарисовка", которое в советскую эпоху, может быть и имело указанный Вами отрицательный оттенок в журналистике.
И это тоже интересно было узнать.

С уважением,
Ваш Пётр

Петр Анатольевич Полетаев   31.03.2012 12:09   Заявить о нарушении
Пётр Анатольевич!

Если Вам интересно, я расскажу, откуда это слово "зарисовка": оно - из языка художников. Чтобы показать Вам разницу между зарисовкой и картиной и даже картинкой, приведу случай: мы с моей бывшей женой-художницей Еленой ехали как-то в метро. А напротив сидели две деревенские бабы: одна средних лет, а другая помоложе. Одеты по-деревенски, в платках и чуть ли не в валенках, Обе прислонились головами друг к другу и спали. Лена тут же достала альбомчик и авторучкой быстро их зарисовала. Причём изумительно (она ведь выдающийся художник!). Эта картинка где-то у меня есть. Вот это и была ЗАРИСОВКА. Она от фотографии отличается только тем, что нарисована. А так это - копирование действительности, но ещё не искусство. А вот потом дома она использовала образы этих женщин в какой-то картинке - иллюстрации к какой-то повести. Она до Америки очень много работала художником-оформителем журнальных рассказов, а также книг в разных книжных издательствах Москвы и здорово зарабатывала. Она поразительно умеет всё верно изобразить.

Так, есть, например, художники-баталисты, рисующие только войну. Есть анималисты, которые могут рисовать только животных. А она может ВСЁ! Причём работает очень добросовестно. Однажды в одной повести надо было на картинке с пейзажем нарисовать какую-то северную заполярную краснощёкую то ли утку, то ли другую водоплавающую птицу. А как та выглядела, мы не знали. А компьютеров и интернета, где можно всё быстро узнать, тогда не было. Она могла нарисовать утку с красными щёчками и всё - ведь редактор сам не знал, как эта птица выглядит. Однако Лена перерыла энциклопедии и нашла её фотографию, откуда в точности перерисовала её и включила в сюжет. Вот это уже искусство.

Константин Фёдорович Ковалёв   31.03.2012 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.