Тамара Страхова. Поэтом можешь ты не быть...

   Литературная группа, много лет существую¬щая при газете «Ленин¬ский шахтер», ставит своей задачей не только совершенствование мас¬терства ее членов, но и повышение читательского уровня. Один из наших лозунгов, звучит пример¬но так: «Поэтом можешь ты не быть, но обяэан быть хорошим читате¬лем». Кого-то это, возможно, смутит, но, поверьте, быть хорошим читателем, разбираться в литературе, уметь высказывать свое мнение по определенному   поводу - это не так прос¬то. А когда выработается высокий читательский вкус, тогда и свои творе¬ния можно оценить по достоинству. Хотя сам Факт творчества, тяга к передаче чувств, мыслей, настроения -  это уже прекрасно, значит, живет в душе неравнодушие, сопереживание чужим судьбам, любовь к слову, желание сказать о чем-то по-своему. Но часто лириче¬ский настрой путается в сетях косноязычия, непо¬нимания сути поэзии.
   Что такое поэзия?"" От¬ветить на этот вопрос од¬нозначно нельзя. Определенной  формулировки нет. Чтобы понять это, требуется не только мно¬го времени, но и огромная  работа души. Неустанная, непрекращающаяся.
    Бывает так: приходит на занятие новенький. Стихи в целом слабые, но есть отдельные строки, которые смогут, может быть, через годы привес¬ти к успеху. Но отсутст¬вие желания работать га¬сит и эти искорки.  Та¬лант, он ведь тоже рабо¬ты требует.
Постараюсь на приме¬ре некоторых авторов разобрать главные недос¬татки  их творчества.
Вот стихотворение Е, Рутовой, продавца магази¬на № 2 орса «Ленинскуголь»,   Чистые,    добрые, искренние строки, посвященные сыну, могли бы найти отклик в душе чи¬тателя, если бы их не портило отсутствие хоть какой-либо литературной формы. Чувствуется, что автор -  новичок, о  чем она и пишет в письме. Стихи слабые, но полны такого глубокого материн¬ского чувства, что ве¬ришь: писал, их хороший человек. Ничего, что сти¬хи не получились. Глав¬ное, что довелось пережшить такое состояние, когда нельзя не взяться за перо. А это одно из главных условий для рож¬дения стихов настоящих.
Стихи Надежды Фоми¬ной, работницы КСК. Их много, поэтому можно узнать,  что наиболее близко и. дорого автору, о чем она мечтает, что любит, ненавидит, во что верит. Большинство    из них посвящено любви, семье, рождению ребенка. Что в них главное? Искренность, задушевность. Но слова словно взяты напрокат у прочитанных когда-то поэтов, нет собственных открытий, часто мысль скользит по поверхности, иногда даже перестаешь автору верить. Много штампов: «вьюга - поро¬ша», «пусть в вальсе закружатся пары влюбленные, пусть вновь зацветут огоньки» -  слова общие, много раз слышанные. А поэзия -  это в первую очередь свой взгляд на мир, свой способ выраже¬ния, потому и существу¬ет термин   «стиль».
Портят стихи Н. Фоминой излишняя сентимен¬тальность, альбомность,  порой - непризнание (а скорее, незнание) норм русского языка: «…ты меня к себе прижми, как мать, прижавши сына от опаски», «и сердце радо¬стно забьется, и грусть и мрачность — все долой!».
Однако, справедливости ради, надо сказать, что у Н. Фоминой встречаются строки, отличающиеся не только интересным по¬строением мысли, но и  кой-то необычной прозор¬ливостью: «Чтоб с милым - и быть одинокой», «дыминка неба у тебя в глазax»,  «пусть та тропинка мохом порастет, которая  нас вместе не сводила», Думается, что при более серьезном подходе могли бы у Н. Фоминой со временем написаться настоящие стихи.
В стихах Г. Кнутова удач больше, чем у предыдущих авторов. Есть даже хорошие строфы:
Зарделась спелая
                рябина,
Солома сложена в
                стога,
За покосившимся
                овином
Туман ложится на
                луга
Автор, почти не используя особых    поэтических средств, рисует     подробную картину    осени, мы  видим ее, чувствуем.   Однако из важных условий  поэзии – умение несколькими штрихами   выразить то, на что в  обычном описании  может уйти несколько страниц.     И непременно:   ясность,   лаконичность, образность.
Основное замечание  по стихам  Г. Кнутова: однобокость      выражения чувств.  В двух стихотворениях интимного   цикла чувство любви описано совершенно одинаково, разными  словами  говорится, в сущности, одно и то же. Хотелось бы пожелать автору  не ограничивать ceбя  рамками   одной темы, меньше созерцательности, больше  действия.  И,  конечно же, совершенствования мастерства,     где не последнюю роль будет играть мнение     товарищей по литературной   группе. Ждем мы и тех, чьи про¬изведения    пока   скрыть от наших глаз.
Т. СТРАХОВА 
Председатель литгруппы
Ленинский шахтер 10 декабря 1983 г.


Рецензии