Нина Ипатова. Наш Пушкин

6 июня - юбилей русского гения
Если мы обратимся к своей па¬мяти, думаю, каждый из нас может сказать, что Пушкин пришел к нему в самом раннем детстве вместе со сказками матери или бабушки.
Вот и моя мама, научившим, грамоте самоучкой, долгими зим ними вечерами, сидя за прялкой, рассказывала нам, детям, сказки Пушкина. Каждый персонаж у нее говорил своим голосом, жести¬кулировал по-своему.
Когда я пришла в первый класс - сразу обратила внима¬ние на портрет поэта, который висел в зале нашей сельской школы. Позже узнала, что по по¬роду этого портрета Пушкин пи¬сал автору - художнику О. Кип¬ренскому: "Себя как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит..."
В начальной школе учили мы стихи о природе, о зиме, о весне и осени: "Зима. Крестьянин, торже¬ствуя, на дровнях обновляет путь", "Сквозь волнистые туманы проби¬рается луна...", "Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блис¬тало...". Позднее - "Мороз и солн¬це, день чудесный!"
На уроках мы сидели, как зача¬рованные, слушая учительницу, ко¬торая выразительно читала нам сказки и стихи великого творца. В наших детских душах возникала неприязнь к жадности, лжи, глупо¬сти и другим порокам и радостям, из-за добрых дел и поступков. Как сейчас, помню: один мальчик пос¬ле чтения "Сказки о рыбаке и рыб¬ке" спросил возмущенно: "А поче¬му старик не попросил у золотой рыбки себе другую старуху? Уж очень эта жадная и злая..."
В 13-15 лет перечитала все до¬ступные моему пониманию творе¬ния гения, в том числе и роман "Евгений Онегин". До такой сте¬пени увлеклась прекрасным, что сама начала сочинять. Одним из первых стихов, написанных в шес¬том классе, было "К моей черниль¬нице". Заголовок я заимствовала у поэта. Самыми любимыми геро¬ями были Дубровский, Гринев, Ленский, Татьяна. Татьяна вообще являлась для нас идеалом женщи¬ны.
Одно из самых ярких впечатле¬ний моих школьных лет - столе¬тие со дня гибели Александра Сергеевича, которое отмечалось в 1937 году. Казалось бы, день ги¬бели, какой уж может быть здесь праздник? Но этот день стал днем торжества его бессмертия. Имя Пушкина повторялось всюду. И вся страна повторяла волшебные пушкинские строки. В школах про¬водились вечера, олимпиады, кон¬курсы. Наша школа в те дни жила Пушкиным. На уроке ботаники при изучении строения цветка учитель начал объяснение с пуш¬кинских слов: "Цветок засохший, бездыханный, забытый в книге вижу я; и вот уже мечтою стран¬ной душа наполнилась моя...".
По экскурсионной путевке в 1966 году, уже будучи учительни¬цей, я побывала в Ленинграде, в Музее-квартире Александра Сер¬геевича на Набережной р. Мойки. Здесь хранятся личные вещи по¬эта: перо, чернильница, книги его библиотеки, ларец, доставшийся ему от предков Ганнибалов, по¬смертная маска его, вещи Натальи Николаевны. В музейной экспози¬ции раскрывается драма жизни интриги, которые привели Пушкина к трагической гибели. Я сделала снимки музейных экспо¬натов, памятников Пушкину у Рус¬ского музея и на Мойке, "Медного всадника" и других. На уроках че¬рез эпидиаскоп показывала детям эти фотографии.
Пушкина будут читать и почи¬тать вовеки потому, что именно он создал тот язык, на котором мы го¬ворим и пишем. Язык, изуми¬тельно чистый, как слеза ребен¬ка, как утренняя роса, перелива¬ющийся всеми цветами раду¬ги Жесткий и жестокий в гне¬ве, нежный в любовном разго¬воре, едкий, безжалостно на¬смешливый в эпиграмме, заду¬шевный в материнской колы¬бельной. Язык простого наро¬да и рафинированной элиты. Живучий, подобно сизой полын¬ной траве, упорно пробивающей бетон иноязычных заимствований. Язык бескрайний и великий, мно¬го раз униженный, но вечно живой, бессмертный русский язык.
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. У каждого свой Пушкин. А значит, он не один, его миллионы. Мало того, у каждого из нас в раз¬ную пору новый Пушкин, как бы впервые прочитанный.
И в трудную минуту жизни я обращаюсь к его произведениям. Едва за книгой руку протяну и раз¬верну волшебные страницы, вновь окажусь у Пушкина в плену и пле¬ном не могу я насладиться. Меня волнует каждая строка глубоким смыслом, красотою чувства, чарую¬щая музыка стиха и лирики немер¬кнущей искусство.
В день 200-летия со дня рож¬дения поэта есть повод поздравить друг друга с этой датой. И, взяв в руки его том, сесть к столу, непре¬менно с детьми, выключить теле¬визор и читать, читать, заново от¬крывая его и себя.
Н.И  ИПАТОВА
Городская газета 2 июня 1999 г.


Рецензии