Тамара Страхова. Талант и счастье

НЕ даются ПРОСТО"

Однажды на занятиях литературной группы встал вопрос: есть ли смысл давать в газету обзор литературной почты? Покритикуешь кого-нибудь принародно, а он возьмет да и бросит писать, Да и вообще, человек присылает свои произведения не для критики, а для публикаций. Вопрос спорный. И все же, мне думается, если человек пишет серьезно, критика ему только в помощь. К тому же, как правило, начинающие авторы допускают одно и те же ошибки. Указав на них, мы даем возможность каждому самому поработать, подумать над своими произведениями.
На сей раз литератур¬ная почта обильна, как никогда. Это вызывает разные чувства: радость - пишут люди, огорчение - мягко говоря, не очень хорошо пишут, А удивление вот отчего. В последний год ряды литературной группы стали заметно редеть: не стали посещать занятия  наши  старейшие члены литгруппы – кто-то - по болезни, кто-то – по другой причине. Молодежь заглядывает к нам нечасто, а если и прихо¬дит, то с такими слабыми литературными задатка¬ми, что невольно задаешь вопрос: изучал ли человек в свое время литературу? Есть и другой контингент приходящих: хорошие строчки теряются за плохими, а работать над их совершенствованием не хочется. Вот что и пара¬доксально: литгруппа ре¬деет, зато почта растет.
Попробуем дать краткий анализ нескольких стихотворных рукописей.
Судя по присланному, Владимир Пашин молод: его стихам свойственны романтичность, переходя¬щая порой в наивность, пристальное вглядывание в окружающий мир, тре¬вога за его будущее. Вот стихотворение «Журавль».
Того, что видел я
                недавно,
Забыть вовеки не смогу,
 Лежал израненный
                журавль,
лежал у ног моих,
                в снегу.
К сожалению, чувство боли, пронзившее автора, напрочь затушевано не¬совершенством формы предлагаемого произведе¬ния. Достаточно сказать, что в двенадцати строках только одна правильная рифма. Неужели автор не увидел этого сам? Поверь¬те, стихи - это прежде всего огромная работа над каждой строкой, каждым словом, это - постоянная учеба, ибо в поэзии нет предела совершенству, хо¬тя именно оно и является ее целью. В одной из присланных рукописей (Р. И. Бормотовой) есть строки: «Талант и счастье не да¬ются просто». Жаль, что не все это понимают.
Каковы основные темы присланных в редакцию стихов? О природе, смыс¬ле жизни, войне, любви... Темы самые разнообраз¬ные. И все же преоблада¬ет тема войны (пульс вре¬мени?). О ней пишут и пенсионеры, вынесшие войну на своих плечах, и молодые авторы. С волне¬нием читаешь стихи Ни¬колая Ивановича Попова, человека, много пережив¬шего и видевшего, извест¬ного читателям газеты по многократным публикаци¬ям. А вот стихотворение более молодого автора, Ларисы Белимовой, «Баллада о солдате».
Отпели иволги по
                склонам,
И вот подходит бой
                к концу.
Есть автомат, но нет
                патронов,
И пули хлещут по
                свинцу(?)
Несмотря на некоторые огрехи (в последней стро¬ке), стихотворение соот¬ветствует названию; вы¬держано именно в бал¬ладном стиле, чувствуется работа автора над фор¬мой. Главный недостаток: придуманность сюжета, неконкретность. Но это неудивительно: стихи о войне и воевавшим не всем удаются Жаль, что прислано только одно сти¬хотворение, трудно судить о возможностях автора.
Приятно удивила под¬борка стихов Владимира Лежнина. При серьезной работе над словом, лите¬ратура в его жизни зай¬мет, пожалуй, большое место. В его стихах есть-главный признак поэзии: свежесть образов, новиз¬на восприятия мира, сво¬бодное владение формой. Мне хотелось бы привести вот  эти  строки  о весне:
И день настал,  и по
           земным законам
Открыли   окна   солнцу
                этажи..
А на земле
поверженным драконом
 Сугроб на рельсы
               голову сложил
В нашей поэтической почте не последнее место занимают стихи о любви. Авторы их, как правило, женщины. Добавим, что женщины разные по воз¬расту, профессии, а вот стихи — одинаковые: «Ты говорил мне ласковые ре¬чи, цветы дарил, ведь я люблю цветы», «Ты ждешь меня. Глаза твои слезятся, ты хочешь что-то про¬шлое вернуть». Словно из одного стихотворения. И таких стихов, одинаковых, безликих, слезливых, в нашей почте предостаточ¬но. А ведь за каждой строкой стоит женщина, удивительная, прекрасная, любящая по-своему, един¬ственная и неповторимая, как и любой человек. Где же она?
...Верится, что в неда¬леком будущем городская литгруппа пополнится ин¬тересными людьми, любя¬щими литературу. Не мо¬жет быть, чтобы в нашем городе, имеющем свое историческое прошлое, свое лицо, свои традиции, не было талантов. Давайте внимательнее всмотримся в себя и друг в друга.
Т. СТРАХОВА
Председатель литгруппы
 6 октября 1984 г.


Рецензии