Ведьмина подкова

   Этот район города был тихим, храня небольшие парки да частные дворы. В те далекие, еще не советские годы, здесь не было поселений, и звались эти земли пригородом, т.е. окраиной города. Были здесь свободные луга да небольшие склоны покрыты порослями самосевных деревьев и кустарников. Но в годы советской власти в этой местности решили построить  завод, и поэтому была распределена свободная земля и роздана рабочим под застройку домов. Это были частные постройки, а затем в пятидесятые годы достроились многоэтажные  дома, и соединились эти улочки с городом окончательно. Всё смешалось в этом районе, и уже многие и не помнили предыстории этих мест. Не один десяток лет утекло, но словно эхо того времени, вдруг ожила одна из забытых историй.  А произошло это так.
   В один из летних вечеров в двориках пяти и трёх этажных  домов этой окраины, как обычно, было шумно и зелено. Дети играли на оборудованных для них площадках, а люди, всё больше старшего возраста, занимали скамейки возле подъездов или в сквериках для того, чтобы  посудачить и отдохнуть после дневных хлопот. Прожив много лет в обустроенных квартирах, они всё ещё сохранили дух деревенской жизни. Их не радовали немые стены квартир да светящиеся экраны телевизоров, они искали душевного общения с людьми, живущими по соседству.
   На одной из лавок возле входа в дом сидела бабушка Софья. В её подоле лежал клубок белых ниток, а руки ловко перебирая спицами, вязали тёплый носок. Она почти не следила за своей работой, а все больше посматривала на детей, играющих в песочнице. Они все ей были как родные, ведь растут-то у неё на глазах так же, как и их повзрослевшие родители. Вот она и присматривала за малышами по зову любящего сердца, пока взрослые были заняты своими вечерними хлопотами по хозяйству.
   К лавочке не спеша подошла Надежда – соседка с третьего этажа, и присев рядом, устало опустила на землю полный пакет с продуктами. «Умаялась, голубка? – спросила её бабушка, – а сынка не ищи глазами – Галина с 47-й квартиры забрала его к себе, твой-то опять пришел пьяный. Снова будет скандалить да посуду бить? Вот бедная девочка, как тебе с ним сладить, где искать управу»? 
   Девушка вздохнула и говорит: «Мне на работе посоветовали к одной ведьме сходить, говорят, она и не такие проблемы решает, да боязно мне. Слово то какое – ведьма, жуть».
«Так ты слова боишься, али человека? – улыбнувшись, спросила Софья. – Слово «ведьма» имеет особое значение, а корнями уходит в глубины наших прародителей – так мне бабушка говорила. Это сейчас детишек этим словом пугают, а раньше почти каждая замужняя женщина, имеющая детей, гордилась, когда люди, да и супруг с улыбкой назовут её ведьмой. ВЕД – это ведающая, а МА – значит, мама. Получается ведающая, т.е. знающая мать. Что же плохого в этом слове – просто не все женщины, называющие себя ведьмой, соответствуют этому званию, так как его нужно ещё заслужить. А сейчас этот образ спутали с колдуньей.   
Ну да ладно, ты скажи, где живет эта старуха»?
   Настя, слабо улыбнувшись, произнесла: «Да её и старухой-то не назовёшь – она на вид моего возраста, хотя говорят, что ей лет сорок будет. Живёт она в двух домах от нас, рядом с той поляной, где стоит дом пионеров, а через дорогу от её дома сейчас новую церковь достраивают. Только она там недавно квартиру купила, а откуда приехала – не ведомо».
   Бабушка, приостановив вязание, говорит: «Это у той дороги, что ведьминой подковой зовут? Вот диво! И с какой стороны от церкви она живет-то»? 
   «Какая подкова? – удивленно произнесла Надежда, - это полу кольцевую дорогу вы так называете, что окружает парк с домом пионеров? Почему вы её так назвали?».
Немного поразмыслив, Софья заговорила: «Видишь ли, деточка, я давно живу в этих краях, ещё моя бабушка и мама имели здесь свой дом и двор, но затем небольшую часть домов наших снесли, а людям взамен дали квартиры в этих скворечниках. Моя бабушка к тому времени уже померла, а вот мама всё не могла привыкнуть и часто ходила в гости к своим подругам, что остались жить там, в районе частного сектора, который сейчас называют посёлком. Так вот, раньше бабушка мне рассказывала, что это место, где насажен парк и отстроен был дом пионеров, тогда звали гиблым или мёртвым. Горожане-первопоселенцы, что занимали участки под постройки домов, обходили эту землю стороной, а вот приезжие не прислушивались к предостережениям и принимали землю для поселения с радостью, рядом с этой дорогой-подковой. Но вот именно это парковое место так никто и не осмелился застроить – лишь безверные наши руководители возвели там дом пионеров. Но большой радости он детям не приносил: что- то отталкивало их от этого дворца, и по сегодняшний день этот дом практически пустует.  А всё потому, что на той земле были захоронения самоубийц. Кладбище-то городское ты знаешь где? Оно ещё до наших поселений существовало лет тридцать – здесь же окраина была, вот за городом и хоронили. А теперь-то видишь, как город растянулся, что хоронить стали среди жилых массивов. Не хорошо это – покойникам тишина нужна…
   Так вот, первую могилу самоубийце там вырыли после указания на это место самой ведьмой. Она подошла к горем убитой женщине возле церковных ворот. Та плакала и причитала, что отказались справить панихиду по умершей дочери, да еще и запретили на общем кладбище хоронить за преждевременное отречение от жизни. Сказали, что ей место в овраге. Тогда и посоветовала этой женщине старуха, где можно придать земле грешную душу самоубийцы. На том участке тогда был небольшой лесок – самосейка, вот под этими деревьями, как под обелисками, без крестов и надписей, предавали земле таких людей, оставляя только холмики. Затем там появилась дорога в виде подковы, одна сторона которой начиналась у окраины города,  а вторая, опоясав парк, в котором производили захоронения, заканчивалась у домика старухи. Видимо поэтому эту полукольцевую дорогу, за глаза, люди стали называть ведьмой подковой. Хотя я точно и не знаю.
   К этой старухе все обращались за советом, каким должен быть обряд проводов усопшего, где вырыть яму, под каким деревом хоронить, чтобы не угодить на бывшее захоронение. Она знала каждый холмик поимённо и даже тот, который был размыт дождём и порос густой травой.
Когда везли хоронить самоубийцу, его завозили с правой стороны, а захоронив, родные выезжали по левой стороне кладбища, и возле дороги их уже ждала старуха. Они всегда отдавали ей поминальное угощение и просили помолиться о душе их погибшего родственника, ведь церковные  служители напрочь отказывались это делать.  Старуха, утешая, общалась с родными и давала советы, когда и как поминать усопших, что нужно сделать, чтобы очистить судьбу рода. И те ещё не раз приходили в скорби к старухе, за утешением. Она людям и травы давала, да на воске порчи и испуг выливала. Доброй души была женщина.
   А вот когда решили строить в нашем районе завод, то поле, что разделяло эти два кладбища, отдали под застройку частных домов для будущих рабочих. Здесь стало многолюдно и шумно, возникло много улиц и переулков, но что интересно, эту дорогу-подкову никто не трогал, она так и оставалась, как ограда этого, теперь уже пригородного дикого скверика-могильника. Так его называли только старожилы,  а новосёлы, и знать-то ничего не хотели. Ведь время-то, было какое – почти все были атеистами…
   Дома строились добротные, кирпичные и огораживались крашеными заборами, а домик старухи был из брёвен и без изгороди, чем портил вид парка – места прогулок новосёлов.
И вот однажды во двор старухи зашел мужчина с предложением купить у неё усадьбу под постройку собственного дома, так как ему не досталось участка. На что та спокойно ответила: «Вот дождусь последнего гостя, приму его и сама съеду – шумно тут у вас, нет покоя, через двенадцать дней и приходи. А денег мне твоих не нужно, только дай слово, что когда родится у вас дочь, то назовёте её Натальей, как меня».
   Пришедший покупатель был удивлён и произнёс: «А что – у меня будет ещё и дочь? Вот диво, сын то у меня уже есть, ну если так, согласен, пусть будет Наташа, а вы не передумаете»?  На что бабка ответила: «Это не я тебя выбрала, за нас Бог всё решил, приходи в назначенный час, все документы будут на столе, а вон ту березку видишь, что через дорогу растет в парке? Вы меня там, на вечерней зорьке и похороните, без надгробных камней, просто холмик и всё. Панихид не заказывайте да поминок не устраивайте, просто помяните меня в семейном кругу. На девятый же день принеси на холм стакан воды да покроши краюху хлеба, вот и всё о чём я тебя прошу. Согласен»?
   Мужчина помялся немного, а затем сказал: «Странная вы женщина, ну будь по вашему, я смерти не желаю вам. А вижу, что вас и схоронить то некому. Видимо действительно меня к этому дому Бог привёл. Говорите через двенадцать дней приходить, так это будет пятница, вот после работы и загляну на огонек…».
   На том и порешили, а когда мужчина удалился, старуха, вздохнув, вошла во двор. Присев у дома произнесла тихо: «Услышь меня, мой последний гость, одумайся, сохрани свою душу, все земные тяготы тебе по силам, не пей ты это сатанинское зелье, оно тебя в омут и затянет. Спасай свою душу и тропу своего рода…».
   В тот вечер моя бабушка места себе не находила, ей слышался голос бабы Натальи, зовущий её к себе. Они не то, что бы были дружны, но та много раз помогала нашей семье, особенно когда я болела, поэтому и попривыкли они друг к другу.  Вот бабушка, быстро собравшись, пошла к ведьме. И уже подходя ко двору, она увидела выходящего от Натальи мужчину, что-то бормочущего себе под нос и удивлённо передёргивающего плечами. А подойдя ближе к усадьбе, увидела сидящую хозяйку двора, беседующую с невидимым духом человека – будущего самоубийцы.
   Моя бабушка не раз заставала её за таким занятием, та же, не обращая внимания на гостью, продолжала с тем невидимым говорить. Позднее же Наталья объясняла бабушке, что так она говорит с самоубийцей, пытаясь его остановить, и что именно таким образом она многим помогла, оберегая от безумного шага. А то давно бы и места не осталось для захоронений на этом безымянном могильнике. 
   Уж и солнышко скрылось за горизонтом, а моя бабушка, стояла у изгороди и молча, ждала.  Старуха же всё сидела и говорила, затем помолчав немного, вздохнув, сказала: «Ну что, легче тебе стало? Освободился от страданий? Теперь то, что метаться? Ступай в дом, завтра к вечеру твои родные приедут, помогу, чем смогу. Вот окаянный натворил бед себе и родным…».  И, поднявшись со скамьи, она не спеша вошла в дом, зажгла свечу. Затем открыв дверь, сказала моей бабушке: «А ты чего там стоишь, молча, пришла ведь не сама, я тебя звала, заходи в дом беседа есть».
   Ведьма рассказала всё о разговоре с покупателем её двора и попросила проследить за тем, чтобы рождённую в будущем девочку назвали именно Натальей. В противном случае, т.е. нарушив клятву, он может потерять всю семью. Затем назначила время следующего прихода ровно  через 12 дней – чтобы помочь ей собраться в последний путь. Всей этой беседы мне мама не рассказала, но разговор их был долгим. Моя бабушка немного растерялась, но дала слово прийти в назначенную пятницу к обеду, и все исполнить, как та просила, на том и попрощались.
   В назначенный день они встретились и о чем-то ещё побеседовали. Как все происходило, я не знаю, ведь я тогда была ещё подростком. Это позднее, вспоминая бабушку, мне мама и об этой встрече с ведьмой рассказала, и показывала оставленные дары для еще не родившийся девочки. Так же произнесла последние слова Натальи к бабушке: «Светлая душа у тебя, как и ваш род, а твоя внучка до встречи с моей преемницей доживет – пусть мой подарок ей и передаст. Да хранит Господь вашу тропу жизни от гиблых соблазнов и чёрных глаз». 
   Всё случилось так, как ведьма предсказала: она померла к вечеру в пятницу. На следующий день её предали земле в указанном месте. Схоронив её, моя бабушка сдружилась с новыми хозяевами этого двора: она и за мальцом присматривала, и по хозяйству помогала.   
   Следующие пять лет они были очень дружны, и когда помирала моя бабушка, то прощаясь, напомнила хозяину о том обещании Натальи, но мужчина, махнув рукой, отвечал: «Так нет же дочери, о чем вы говорите…».
   Мы продолжали общаться с этими людьми и через два года после похорон моей бабушки, у них действительно родилась дочь. Только как не убеждала их моя мама, родители назвали девочку Настей, а не Натальей, мотивируя тем, что имена почти схожи.
   Время быстро пролетело, и когда девочке должен был исполниться годик, решили родители её окрестить. Было приглашено много гостей, и моя мама была у них, помогая готовить угощения почти всю ночь. Она усталая вернулась за полночь и легла спать, а утром нас разбудили сирены пожарных машин. Как уж там получилось, не ведомо, но загорелся дом, и вся семья сгорела, кроме девочки. Её нашли возле порога угорелой, но живой.
   Вначале Настю хотели забрать родственники, но затем отправили в приют, и о дальнейшей её судьбе ничего мне не известно. И вот теперь ты говоришь, что у дорожной подковы вновь поселилась ведьма – ты знаешь, как ее зовут»?
   Надежда смотрела, не моргая, на бабушку, и дрожащим голосом произнесла: «Ната».
Удивлённая молчаливая пауза повисла над скамейкой.
   Затем Софья произнесла: «Знаешь что, милая, дай-ка ты мне тот адресок, и я сама схожу к этой ведьме. Есть у меня к ней дело, да и о твоём супруге потолкую. Вижу, у тебя много вопросов, но ты ступай домой, девочка, после поговорим».
Надежда достала маленький клочок тетрадного листа, где были записаны номер дома и квартиры, да приписка – ведьма Ната и отдала собеседнице. Они распрощались, и девушка заспешила домой, а Софья ещё несколько раз разворачивала и смотрела на запись, словно надеялась там прочесть что-то новое.
   На удивление следующий день был пятницей, и Софья, решив, что это судьба, не стала откладывать встречу, а сразу поутру пошла по указанному адресу. Дом она нашла быстро, но из четырёх подъездов не могла решить, в котором именно находится нужная ей квартира. Остановившись, она нерешительно обвела взглядом дом. И вот её взгляд привлекла женщина, стоявшая у окна на первом этаже. Она смотрела прямо на Софью, затем улыбнувшись, поманила ее рукой.
   Подойдя поближе, бабушка услышала: «Я вас жду, проходите в эту дверь, у меня открыто».
В прихожей ее встретила молодая и привлекательная девушка в красном атласном халате со словами: «Здравствуйте, Софья, рада встрече, я знала, что вы меня найдете. А вы принесли то, что у вас дома на хранении было?».
Бабушка настолько была ошарашена этими словами, что не сразу и ответила: «Так вы и есть та девочка Настя, которую должны были наречь Натальей? Как вы угадали, что я к вам пришла?».
   Но хозяйка, взяв Софью за руку, провела в комнату и, усадив её за стол, предложила выпить чай из целебных трав, собранных ею в ночь на Купаву…
Долго они беседовали, и Софья рассказала всё, что помнила о том времени. Также рассказала о мешочке с подарками, что старательно хранила её семья. Его для Наты оставила бабка ведунья. В нём были старинные предметы из серебра для приготовления снадобий да тетрадь с её записями, которую они боялись даже открыть.
Затем Софья просила объяснить, почему эту полукруглую дорогу называют именно ведьминой подковой. И тогда девушка рассказала следующее…
   «Солнце вращается по кругу, как и стрелки часов, слева на право. Всё живое идет вслед за солнцем, и это закон природы. Вот у человека две ладони: левая – то прошлое, а вот правая – это будущее, так предсказатели ход жизни человека и читают. По обряду молодые за свадебный стол с гостями всегда должны заходить по часовой стрелке, за солнышком – ведь так? Круг жизни топча. Замуж выходим – кольцо на правой руке носим, будущее, а овдовели – переодеваем на левую, ведь это в прошлом мы были, чьими то супругами. Верно? Вот поэтому и покойников на кладбище заносят по ходу солнца, и это верно – жизнь продолжается у людей, сопровождающих усопшего, они уйдут своей земной тропой. А усопший тело оставляет на покой, сам же уходит другой тропой – воскрешения. А вот самоубийц завозят к могиле против круговращения солнца, и этому есть своё объяснение. Их души не завершили свой земной путь, отказались от предначертанных им задач, можно сказать, струсили и прервали жизнь. Тропа в мир покоя им еще не открыта, нет её, а вот оборвав жизнь, таким образом, они прерывают связь и с прошлым. Эти души остаются между двух миров, и ни к одному из них они не принадлежат, поэтому их и называют – неприкаянными. 
Они маются, мечутся, ибо не видят ни прошлого, ни будущего, словно в замкнутом круге тьмы и пустоты. Так вот, когда их придают земле, и родные, занося тело против движения солнца, то время жизни усопших, словно отматываемое вспять, и такие души видят свои ошибки и имеют связь с прошлым, с родными. А значит, они слышат своих близких, которые посылают им энергию любви и нежности, и это помогает им сохранить целостность своей души, не раствориться в том мире мрака и пустот. А значит, у их душ есть шанс снова возродиться и достойно пройти свой новый земной путь – урок души.
   В народе дороги у таких кладбищ называли проклятыми подковами. А так как у этого кладбища жила ведьма Наталья, то и дорогу стали называть ведьминой подковой.
Мы же, ведьмы, имеем возможность слышать мир неприкаянных душ, и пытаемся им помочь не потеряться в мире мрака. Это только мы сохранили ведические знания о душах да не утеряли золотую нить любви, связующую живущих на Земле и в Ирие, в мире Яви и Нави».
   Софья внимательно слушала слова молодой девушки, и душа её ликовала, словно она окунулась в дни радостного и яркого детства, а эта собеседница была её родной сестрой. Она сама не могла объяснить своего ощущения, но Ната произнесла: «Это через меня прикоснулись к золотым нитям своего Рода, а он у вас светел. Вот вижу и внучата Ваши хорошие, потому как с радостью живёте и в малом умеете находить большое. А вашей соседке я помогу, только не её это мужчина, не по любви создали семью, а по зачатию сына. Вот и платит она за это слезами, что не своим разумом жила, подруг слушала. Пусть приходит, я ей дам совет».
   Как потом объяснила Ната, появилась она в этом месте по предначертанию свыше, ведь на месте могилки бабки Натальи построили церковь, да так, что поминальный стол, стоявший слева у стены церкви, как раз находится над её могилой. И это видимо не случайно. Теперь о тех самоубийцах, от которых откажутся церковные служители, будет слышать душа бабы Натальи, а также среди толпы приходящих в церковь она сможет находить тех, кто уже стоит на опасной тропе и пришел повиниться Богу, прежде чем совершить роковой шаг в бездну.  О тех, кого Ната не сможет услышать сама, ей будет подсказывать ведунья-наставница. Вот так они  и будут помогать людям….
      
    А сколько ещё таких ведьм ткут и сохраняют золотые нити, связующие наши души с жизнью и возрождением в новых воплощениях. Земной поклон вам, Матушки Ведуньи, за свет и любовь, за хранение вековых знаний и за ваше вечное служение проводниками заблудших душ.    


Рецензии
Читаю, и совсем забылась, Радомилушка! Настолько занимает, так интересно и верится... Да, и многое уже научно доказано. Зачаровыфвает и как художественное произведение, доверительный красивый язык.
Интересно писала и раньше, но всё же и что-то новое появилось.
Всё впечатление, что ещё там нахожусь... будто и слышу и вижу! Мастерица!
Спасибо тебе!
Здоровья и счастья всему дому!

С душевным теплом,
Твоя Симонка

Симона Тешлер   14.04.2010 22:05     Заявить о нарушении
Симонка, а это в 70% правдивая история. В Харькове и находится р-н этого парка. Я там бегала всю свою молодость, но место это было всегда безлюдно - пустым, а узнала его историю из рассказов двух старожилок, и это действ. место захоронение самоубийц. А буквально 8 лет тому, там возвели церковь! И в этом р-н живут две знахарки! Только одна "тёмная" - привороты да порчи всякие, а вот другая - травница, очень доброй души женщина! Я всех описанных героев видела в про сонном состоянии.
Я рада, что ты чувствуешь моё настроение и понимаешь меня. Я рада нашему знакомству и надеюсь на долгие годы сохранить нашу дружбу. Любви, радости тебе и твоему дому, моя дорогая, Симонка! До встреч!

Радомила   15.04.2010 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.