Из Книги Книг, или 25 января
*
ИЗ ТРИЛОГИИ
*
ИЗ КНИГИ КНИГ, ИЛИ 25 ЯНВАРЯ
Эпос в летописях
Памяти Владимира Высоцкого
(родившегося, как и Владимир Зеленский,
25-го января, за сорок лет до появления
своего тёзки)
Упадут сто замков и спадут сто оков,
И сойдут сто потов с целой груды веков...
Владимир Высоцкий
Я читал две книги – одна была в душе, другая в руках.
Александр Грин, «Бегущая по волнам»
ЛЕТОПИСЬ ПЕРВАЯ
Анекдот:
Идолопоклонник спрашивает у своего
божества:
– Правда, божество моё, ты вечно
живое?
Божество отвечает:
– Всегда при исполнении на своём
рабочем месте.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1
Бюро услуг медвежьих есть держава – суши часть одна шестая.
В её соборном злате как в гробнице...
Где площадь Красная – некрополь дьявола (по ней на льду катались!), –
Москва – кадильница своих традиций.
2
Устои ретроградства
Мироточатся всуе.
Увлажнено коварство
При кротком поцелуе.
Целуют вас, иконы,
В отчаянье, с надеждой,
Целуют миллионы
И чтут вас, чтут прилежно.
Из миллионов этих –
Одних давно не стало,
Другим – на этом свете
Всё те же ритуалы
Блюсти... Но в царстве кобры
Жар лобызаний тот же:
Целуемый вновь образ
Мироточит подложно!
3
С пивком расквакалась «духовность» жабою шутихой.
Духовность?!..
...Кто же, в революцию, ещё тогда,
У нас как будто бы почти из каждого «старинного пруда»
По каждой черепашечке-старушке, что сродни благожелательной Тортилле –
Тортилле аристократически взыскательной
И, как развесистые кущи, обаятельной –
Изгнал так непочтенно – странствовать далече в их почтенные года,
К прудам заморским?!.. Где ж теперь Тортиллы? – Вымерли у нас... почти...
А были – точно не шуты!..
Ду-хов-ность?!.. – Именем ея! –
По-карабасовски
По-барабасовски
Лишь бородища змеевидно извивается, метлою выметая и коля!
Или ещё страшней: подобно Вию –
Чудовище какое, чьё отродье «заказало» вновь Россию?!..
__________
Калина красная.
Долина ясная.
Вражда ужасная.
Любовь прекрасная.
В размахе смелая...
Бух! («В лужу села я!..»)
Глушь помертвелая.
Блажь погорелая.
Юдоль живучая,
Крест в крест плакучая.
Впотьмах кипучая:
То – Русь дремучая!
Берёшь – по-княжески!
Даёшь – по-вражески!
На славу падкая,
Как в сети сладкие
(Что славу – славную,
Что славу – срамную!).
На миг отходчива,
До ласк охочая.
Как хмель качаешься.
Как смерч вращаешься!..
...Вверялась клеверам; широколиственно пульсировала в гиперсочном сжатье...
...От гроздьев гнева – к гроздьям милосердия ползком ползла, наперекор заклятью...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГОЛОСА
1
«Распутье, с надписью на камне:
НАПРАВО ПОЙДЁШЬ – В ВОСХИЩЕНЬЕ ПРИДЁШЬ.
НАЛЕВО ПОЙДЁШЬ – ЧУТЬ С УМА НЕ СОЙДЁШЬ.
ПРЯМО ПОЙДЁШЬ – НЕ СОСКУЧИШЬСЯ».
– «Ах, попутчик ты мой!..» – «Ах, попутчица!..»
__________
«Па-шшё-о-л – топ-топ от нас, топ-топ!»
– «Па-шшла-а – к нам, стервушка! Гоп-гоп,
Гоп-гоп-ура, гоп-гоп-ура,
Холера с нашего двора...»
«К-куд-куда-а?»
– «Тебе туда-а?»
– «Там-то, там-то ща-а-с узнаешь!»
«Раз время-времечко – ту-ту-у! – проворонишь, –
Чур не догонишь!
Не поймаешь!
Хоть ищи,
Хоть свищи
Тыщу лет
(Тыщу бед!)...»
«АкУна матАта *!
Привет! Привет!»
– «“Акуна матата”?
ДАда-мадАда
Будет тебе привет!»
«Леопольд,
А, Ли-а-польд?
Бабочку надел ты? Ну-с?
Шур-ши ля мур-с
А ля Помпадур-с,
По-о-длий трю-у-с!»
2
«Чем Россию так просеять,
Чтоб её тьму-таракань
С манией величья (глянь!) –
Враз повывести, рассеять –
Аллигаторы все разом
Чтоб накрылись медным тазом?!..»
__________
«...И в сердце самое,
И в жилку самую
Чья сила тот трепет – Тре-пет! – в Русь-матушку нашу вдохнула?!..»
– «В матушку-Русь –
Що нас з ума-розуму звэла!»
«Та же Россия
Шерханством насилья
Детёнышей человеческих
Не по-отечески –
Нечеловечески –
Гнула-гнула –
Пнула –
Изрыгнула –
Развела!..»
(«Деточки – МОИ! ЗА-А-А МНО-О-О-Й!»)
– «Ой-йо-йо-йо-йо-йо-йо-о-о-й!..»
«Ты – амэрэкан?» – «О, е-э-с-с!»
– «Абэвэгэдэс
(«Адь-два!») –
Как, шмышлёныш, слышишь
(«Адь-два!»),
Так и пишешь,
И читаешь
(«Адь-два!»).
А читаешь
(«Адь-два!») –
Как причитаешь:
«Сила крестная!..»
. . . . . .
«Аве Мария!..» – «Ёб тв...»
________________
* «Акуна матата» (в переводе с суахили – «не тревожьтесь по мелочам») – звучит как приветствие. Слова, получившие известность благодаря песне «Акуна матата» из американского мультфильма «Король лев». (Прим. В. Б.)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
1
Как только
Беспечной лихости притормозила ТРОЙКА, –
Перед рублёвской «ТРОИЦЕЙ» коленопреклонённым старцем присмирел Ездок...
Лихач бывалый занемог.
«Что, старче?»
– «Скрылась Тройка!..»
2
Печь; на печи же – возлежанье
Как в саркофаге...
...Атаманской пляской отплясал своё дурман!..
И медленный отток сознанья
Осклепит и боренья и стенанья, отлетая в глухомань...
Придавлен Север – великан!..
...Смежились веки
Лет на пятьсот. Быть может – не навеки...
3
Во время Оно:
Когда б открылись нашим северянам от несеверного лона
Науки и искусства, возрожденческая грация святая, –
Жрецы их напоролись бы на чернь бояр, попов, лишь причитая!
Обматерили б их: «Какого чёрта... то бишь нечестивца Аполлона,
Вы Матерь Божию нам выдаёте за Её Величество Мадонну!»
Во время Оно:
В смирении, при бледном, неподвижном созерцанье
Запечатлённого и бденья и торжествованья
На канонически-застылых ликах на иконах, –
Ты, православие, и при свечах и при лампадах,
Дышало образАми, литургиями на ладан...
Но вы, иконописцы, как и сам Рублёв Андрей,
Для Пляски Смерти ль расписали стены всех церквей?..
Да! Разодетый в пух и прах,
Был набожен и вертопрах:
Не тот ли, с кармою на лбу?
Чтоб, фимиамом воскурившись,
Преблаговонно воспарившись, –
Блистательных хором рабу
Не улететь в трубу!..
...Всё ещё жжёт! всё ухмыляется! –
Не унимается –
Прокопченный недуг...
Чья Тройка взмыла в облака?.. – То лишь троящаяся небыль неизбывных мук!..
__________
Кто весь ещё не спёкся, кто не одеревенеет,
Пусть их сердца угли – как в склепе не остекленеют!
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
1
Голос северного сияния:
К нам пробирается сквозь дебри вековые
Космополитом небезродным Диоген
И, в поисках того, с кем будет по пути
Ему, философу, всё тот же держит факел.
Музы (из парнасского, «несеверного лона», – хором):
Ах, глаз-алмаз, – сверкаешь где ты,
Не алчностью с муштрой горя?
Фанфары, горны, лютни, флейты,
Гитары, банджо, кастаньеты,
Басы, сопрано, тенора
Сольются, Книгу Книг творя!
Духи северных лесов и гор, степей и полей (хором):
Во глубине Всемирной Гущи,
Разросшейся всё гуще, гуще,
Раздавшейся всё пуще, пуще, –
Кто бы в «девятый»... может, и «десятый»... может быть,
и Т Р И-Д Е С Я Т Ы Й ВАЛ
Такого плодородия попа-а-а-л?!!!!!!!......
__________
Не будь утопленником в ней –
Утопии с недетским взором
Под гущей брежневских бровей...
Но... эхо чьё до снегирей
Дошло?
ЕЁ!..
Там – на дозоре –
Она всегда: из моря в море
Которая переходила;
Она и в Индии гостила,
Конечно, также, – героиня
Романа Александра Грина.
(Хоть Грин об этом умолчал
В своём романе, где писал
О той, что больше, чем богиня.)
Её нога ступала в Ганг.
Спасительница: Фрези Грант!
И довелось ей, Фрези, как-то
Однажды переплыть экватор:
Чтобы и в Африку поспеть ей –
К кому? Конечно – к попугаю!
(Он был как рыбка золотая:
Желанье чьё-то исполняя,
Когда-то рядом заприметил
Он Фрези. Оба подружились.
Вестями меж собой делились.)
Она ему сказала так:
«Ты не какой-нибудь простак!
Нигде не попадёшь впросак.
Будь щедр, мой славный попугай,
Не только к людям африканским:
С глобальным потепленьем – дай
Сибирству сахар по-сахарски!»
2
Но осязаемое зрительно и пахнущее лозами заморское тепло
Чтобы нордическим гиперборейцам * сладостно ни на денёк размякнуть не дало
И, в голову без водочки ударив жарко, к островам далёким не влекло, –
Генералиссимус Мороз – ох, мужичище с виду! –
Растопленнице, девушке ГРИН-ландской, Фрези Грант не даст в обиду
Ни Арктику, ни Антарктиду?..
Так ПАХАНАМ воздвигли храм
Из грёз и слёз напополам.
Бульдозер снёс другой собор:
Там чибисов, грачей пел хор!..
Там даже пригнездиться
Могла сама Жар-Птица!..
__________
По чём – без Грина – утварь, воздыхаешь?
Дых старческий, острожный, учащаешь!..
Нарцисс – ...без «Эгеге-э-э!..» – одна шестая мира...
__________________
* Гиперборейцы – в древнегреческой мифологии и наследующей её традиции это народ Гипербореи, легендарной северной страны. (Прим. В. Б.)
ЛЕТОПИСЬ ВТОРАЯ
ФРАГМЕНТЫ
Фрагмент первый
Ты, Древний Египет, – почил в пирамидах,
Схоронен в бальзамной мертвецкой;
Ты, Древняя Греция, – тень Эвридики,
Обнявшейся с тенью Орфея.
Миры – восставали...
Миры – низвергались...
Фрагмент второй
Рим-инженер водопровод,
Ещё цемент изобретёт.
Рим право римское введёт.
Но бедность пробирал озноб:
Без средств, без связей и циклоп
Там прошмыгнул бы, точно клоп...
Рим-маршал сделал марш-бросок, –
Копьём сбивая грека с ног,
Культуре – выстрелом в висок!..
Творцы, творцы, творцы, творцы...
От них к нам прибыли гонцы,
С гонцами присланы ларцы:
Не драгоценности в ларцах –
Там сны о были, быль о снах!..
Пусть вы – обломки, артефакт цивилизации ветхозаветной, Сиракузы, –
С творцами гордиев разрубим узел.
Фрагмент третий
Титанища, богини, боги, полубоги
Религий и идеологий –
Могло таких из чрева матери одной
В стан смертных повалить гурьбой?
В их множественности, однако, нет единства
Без истинного материнства...
И самозванных богоносцев миллион, –
Но самозванных нет мадонн!
Фрагмент четвёртый
Ах, зоркий глаз! Где с цели сбит ты?
Не голубь – змей там ядовитый!
Кто тяпнул змея за язык?
Певучий, длинный... чик-чи-рик!
Обвил змеёю ротозейство
Ползущий тихий ужас чар...
От падшего, от «низменного» умывало руки фарисейство...
Смердело в пыточных, сверлило, скрежетало да гремел кипящий чан!..
Фрагмент пятый
Гиперборейские когда-то
Лишь нарождались племена.
От мифов ёжились. Тянулись смутно к ароматам...
Но шкурный интерес в их бытность к тёпленьким, мохнатым
С темна дежурил до темна!..
Там, с иволгиным «фи-у-ли-у-ли», сочилась пряность.
Без мифотворческих потуг метёлочкой озлачился тростник...
Но лишь песчиночка в беспамятство и безымянность
Не убыла из Книги Книг.
Фрагмент шестой
У дикарей был «третий глаз», сверхобострённый слух
В чутье зверином. Кто из них к опасностям был глух?
Кто ж видеть дальше страха «третьим глазом» захотел,
Услышать то, что немо, – от познанья поседел...
Всё вздрогнуло от ясновидческих фата-морган!..
А в яснослышанье порой ещё звучал канкан...
Вторгаясь в тишь, локатор-слух расщиплет атом в ней.
(Будь так же чуток, экстрасенс, как чуток муравей!)
Магическая интуиция! Порождена
Не ею ль астрология? О неподвластном нам
Хоть даже здесь нашёптывал таинственности страх, –
Зрачки, как в стратосферах, заиграли в витражах.
Кто к тайнам новым подбирался, глядя в микроскоп, –
Разинул рот: тост за знакомство предложил микроб!
А телескопу распахнуть иные рубежи,
На этих рубежах крутые будут виражи...
Так, Рок штурмуя, человек расширил кругозор.
Кругами зоны риска также разрослись с тех пор...
Чтоб виртуальных одиночеств выгрести болезнь, –
Услышьте, астронавты, древних аргонавтов песнь!..
Фрагмент седьмой
«Мы гибнем, тонем... посреди заоблачной, безмерной синевы!..»
Из аритмии турбулентной (есть ухабы в синеве, траншеи, рвы;
Все на борту как в чёрном ящике, им писарь-самописец ненавистен),
Из штопора кто вырвется с эскадрою не креном гнутых истин?
Те, кто, пригрев багаж лазоревый, – и с Книгой Книг, такой же, не на «вы»!..
Фрагмент восьмой
Когда и где, какая часть
Из звёздной фабулы сбылась?
Пусть вновь лазурный свод в ночную
Темницу демонов попал, –
Он тайнопись, почти вслепую,
Лет световых расшифровал.
Кентавров ночи планетарий,
Её и прений и баталий,
Гуманистическим братаньем
К заутрене соборовал.
Фрагмент девятый
Устами всех сказаний присносущее и множа и плодя, –
Кто – точно ландышем в свирели –
Сумел подлунной акварели,
Той гамме нежной бытия,
Придать ещё и нечто не подлунное, иное,
Как маслом писанное... диво дивное – всезазывнОе?!..
Фрагмент десятый
Большие творческие дали
Могучим сводом жития
О ком, о чём летописали,
Не извращая, не хитря?
О Леонардо, Рафаэле,
Бонавентуре, Кампанелле;
Как расцветали города,
Открыв учёности врата;
Как в культе самовыраженья,
Где спиц сердечных напряженье,
Главенствовал императив
Настроенных на позитив:
Ищи зерно и цельность в равновесии нешатком!
Во многом есть загадка! Есть и многому – разгадка!
Фрагмент одиннадцатый
Творцы услышали поэта
(Хоть онемеет – не солжёт!) –
ПатрИка * пылкого куплеты,
Души непрерванный полёт.
Когда б они, творцы, ни жили,
Их правда таинства роднит;
ПатрИк без видимых усилий
К ним тем же таинством проник.
Он говорил: «Как людям страшно
Виновными быть без вины.
А «все возможности» в их странах
«Всем невозможностям» равны!
И тем прискорбней, что когда-то,
Где в большей был талант цене
(О Ренессансе молвить мне),
Влиятельным аристократам,
Галантным, знатным меценатам, –
К самой гуманности встать задом
На ей объявленной войне!
Я – вымышленный персонаж, с реальностью держащийся на равных.
Я – «больше, чем поэт»? Ах, нет... Как замечательно, что не всегда!..»
Творцы услышали героя аллегории (но в ней своя есть правда!)
«Не покидай...».
Фрагмент двенадцатый
ЭВРИКА!
Тогда, в эпоху Возрождения,
Тысячелетним восхождением
Недаром:
С огнетушительной волной средь мировых пожаров,
Под волноритмы баркаролы,
Под новой, глубокоголосой Афродиты соло, –
Краса-Венеция – всплыла-а!.. –
– «ВИ-и-и-ва, Вене-э-э-ция-а!»
Была Венеция не миф полуживой,
Она всплыла, как кит, фонтан пустивший свой.
Краса-Венеция – как лебедь-парус.
Италии – прилив! В себе купалась
Венеция, плескалась да плескалась,
И умывалась. –
– «ВИ-и-и-ва, Вене-э-э-ция-а!»
...От обновлённого ларца стран Средиземномория,
На завоёванных пером и кистью территориях –
Душой, праматерью истории –
В недревнем с древним связь пришла!
Из праотечества пришла:
Со звонким смехом подшутившей –
Из ребра Адама!..
_______________________
* Герой сказочной пьесы Георгия Полонского «Не покидай...», а также фильма, снятого по этой пьесе. (Прим. В. Б.)
ЛЕТОПИСЬ ТРЕТЬЯ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГОЛОСА
1
«Не заоблачные манны
Нам ловушки и капканы!»
– «Царь на порохе стоял.
Вождь немилость завещал».
«Ах-х-х! ах-х-х! ах-х-х!»
– «С мировой сойдём оси!»
– «Крах-х-х! крах-х-х! крах-х-х!..»
– «Монте-Свисты – клан Руси!»
«Умо-дрёмо-охмеленье...
Буль... буль... буль-бы... бульбо-рвенье...»
– «Для кого козырный туз?
Это – наш хмельной союз!»
«Эх-х-х! эх-х-х! эх-х-х!»
– «Нас – от чёртов до мессий!..»
– «Грех-х-х! грех-х-х! грех-х-х!»
– «Бесовщина на Руси!»
«Наше «царствие» в конфузе,
Вседержавнейшем куршлюзе!»
– «Ты – Япончик-с! Вундер-шиш!
Я – Ядрёнчик-с!» – «Ай шустришь!»
«Ах!.. ах!.. ах!..»
– «Пах!.. пах!.. пах!..»
2
«От века допотопная, зверьё зверьём стращая,
И лютая, ох лютая, и варварски тупая,
Как плакала, ах плакала, по нам темница злая!
...Волкодавству присягая,
В полчища нас собирая!..»
«А беда как с тучи льёт!»
– «А Главарь наш Русь пасёт!»
«Выйдя из тюрьмы на волю
(Как по нам скучала воля!) –
На большую встав дорогу
(Приведёт нас в Кремль дорога!) –
Шире шаг! Железно – в ногу!
Все, братвой единой, – в ногу!»
«Шагом марш! Шагом марш!»
– «Иосиф Грозный – Идол наш!»
– «Иосиф Грозный – Живчик наш!»
– «Наш Огурчик!» – «Душегубчик!»
– «Сорвизубчик!» – «Саблезубчик!»
– «Дымовержец!» – «Да, он – ГРОЗНЫЙ!»
– «Иосиф Грозный!» – «Наш он! Наш!»
«Х-ха-ха-ха-ха-ха-а!»
«Было ваше? Будет – наше!»
– «Ещё ту заварим кашу!»
– «Разорвём!» – «Распнём!» – «Удавим!»
– «По Руси волной ударной,
В буйстве, как в чаду угарном,
Та-а-к пройдёмся, та-а-к пропашем!..»
«Х-ха-ха-ха-ха-ха-а!»
«Шагом марш! Шагом марш!
Кто С НАМИ... бр-р-р... выпусти пар!..
Шагом марш! Шагом марш!
Кто ПРОТИВ НАС – в Бабий Яр!..»
__________
«...Россия целится в упор, Россию убивая!!!..»
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
1
Жил-был Пушкин на Руси.
«Пушкин?!..» – «...Я – убит! Мерси!..»
__________
Вдруг из-под гордого-прегордого – ...прегорького!.. – пера
Тот «старый новый» гимн – он громом грянул на ура;
Но смысл подстрочный властных строк...
Тех крыс диктат, тех язв курок,
Тех слов скелет...
И – снова залп ракет!
А курева болотные,
Как бомбы водородные...
2
С Московии кто сдует спесь матроны? На ходулях ты, матрёшка!
Гвоздём программы в раж вошли бабули – балаган на козьих ножках.
Холопство воцерковленное! Скрепы – речи Гёббельсов! Их проповедь – стреляя,
Она с ТВ духовной пищей дворне правоверной вместо хлеба подаётся.
На бойне ж – протрезвлённость пушечного мяса. Псарня прёт! Передовая
Прокусана её!.. Но на Руси для покаяния найдутся ль добровольцы?..
Так, самоуслащаясь мессианскими страстями под коробкой черепной, –
Навстречу вам, гробам! – в столп соляной *
(Им стала та, которой к наболевшему случилось обернуться) Русь упрётся!..
...Гордыню ядерной закалки втиснув в бункер, аспид азиопы –
С рашизма указующим перстом, чья целомудренней порода
(Для двух Владимиров – Кремля и Мавзолея – братских нет народов!), –
Кримминалисимус пар выпустит – и сложится гармошкой, остолопы!..
В заржавленных костях агонии своей –
Трах-тибидох, Евразии Кащей!..
3
Труп – Прыщ – Главарь некрополя. Прыщи.
Отсвирепели! Кончились их щи...
Не отстают куранты. Не чванливы.
Их отповедь прыщам в речитативе:
«Чтоб упыри, возлегшие при почестях, с оркестром,
В сплошной утробе гробовой стены Кремлёвской,
С вожатым, возлежащим в Мавзолее, из стены Кремлёвской
Не поднялись с оркестром, –
Не переигрывай, интеллигентность! Да не угоди в аркан...
Кинжал – незаострённый – туп не будет для того, кому он дан!»
А если дальше кто-то,
Кому угомониться
Неохота,
Да с горячими-
Прегорячими
Головами,
Да с холодными-
Прехолодными
Сердцами,
Примутся опять
Жлобить, подстрекать:
«Интеллигенты (у, злодеи!),
И вы, поганцы брадобреи,
Что русичей власы (у, фрицы!)
Кастрировали – хоть... напиться!..
Вам больше не откроем врат
Мы в наш первопрестольный град.
Мы вас сошлём в СВОЮ Сахару,
Где так вас снежно засахАрим,
Такого отморозим льва!»
– «Чёрта с два!»
__________
Бесчестьем посвящённых в зомби перестанешь быть, Россия, окольцована?
И с ног сбивающей,
Пожитки чаяний глодающей
Быть проштампована
Холуйской суетой сует?
Вконец не сломана –
Контрольным выстрелом в дуэльной мерзлоте одетой в траур Чёрной речки?.. Нет!
Отыгранное из-под палки кривды удали, хирург, из желчнотелой пьесы:
У Пушкина и у Дантеса
Не будь орудьем интересов
Дворянской чести, пистолет!..
_______________
* Соляной столп – по библейской легенде (Книга Бытия) то, во что превратилась жена Лота при бегстве из Содома, когда ослушалась ангельского запрета и оглянулась назад. (Прим. В. Б.)
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
БАРД ВЛАДИМИР
Тургенева, Толстого, Чехова и Левитана,
И Менделеева, и Лобачевского;
Ещё – поручика, на фоне дюжины титанов
Гусара, остряка – конечно Ржевского! –
Для них какой-то странный аппарат,
Кажись, и с трубкой слуховою,
Где кнопки с цифрами идут подряд,
Видать, устройство непростое, –
Он всех их как разбудит вдруг
Оповещения звоночком!
Откуда? Там, где нет разрух!..
Кем? Тем, чья правда –
прямо в строчку,
бьёт наотмашь –
прямо в точку!
Естествен, прямодушен он. С гитарой же – кремень! Таков Высоцкий!
ОН, будто отсидевший от звонка и до звонка – за выход сольный! –
ВЛАДИМИР, дозвонившись до собратьев, невесть как, с какого света, –
АРТИСТ неподражаемо исполнит с хрипотцой надрывною куплеты:
«Поэт и Царь: была Дуэль –
Дуэль с Царём, а не дуэт...
Чем та закончилась Дуэль?
Царя над нами больше нет!
Затрещин генеральных нет
Инакомыслящим умам,
Где трону присягал БыдлАм!
Не освящать ту власть попам,
Что пирогом прельстила их
При целом взводе Бабарих!
(А были с властью на ножах:
«Колись, хулитель патриарх:
Кто вашу подковал блоху?
Шпион ты? Чей? Ху ар ю? Ху?»)
Где стукачей авторитет?
Где борзых генералитет?
И нет жандармов чёрных волг:
Накрылся бенкендорфский волк!
Банкрот копилочка-свинья
Имперских пандемий Кремля.
Но пушкинское не сослать
В глушь снежную, – таёжный плен
Фемиды татуировать!..
В Сибирь, где с каторжных колен
Когда-то было и не встать...
Меня – во всём, что стало мной –
Вновь в бурный не сошлёшь запой:
Хоть, всё ж, когда и выпивал,
То с собутыльницей страной
«Сиськемасисеський» застой
Я и тогда не разделял.
Недаром Гамлета играл.
Мой Гамлет шёл на всех парах,
Чтоб цели роковой достичь:
Позор смыть кровью. ...Смыл! Но в прах
Всё обратил – и сам стал прах:
Он – и охотник, он – и дичь.
Я так же жил, на всех парах!
Но не совсем я был ГамлЕт:
«Дальнейшее – молчанье»?.. Нет!
Я – бард народный, я – поэт».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАШЕГО ЭПОСА ИЛИ НАЧАЛО НОВОГО?
Что там вспорхнуло? С жаром, с блеском,
Цветами радуги смеясь?
Песнь донеслась из гнёзд вселенских,
В ручьях журча, дыша, струясь;
Песнь понеслась и к чадам леса:
Чтоб беспрерывно, повсеместно,
В самостоянье (им не лень, –
О теплотканный летний день!) –
Оленям, зайцам всем семейством
Расти в своей лесной стране...
И в отсветах не скорописных,
Молитвенных и живописных
Как песнь возбликовать сосне.
Звук замирает посторонний...
Тогда и змей заговорённый
Не зашипит...
...«Я вас не съем! –
Вдруг скажет волк – волк умилённый. –
Меня не знаете совсем.
Хоть серый волк моё названье,
Не зверь отныне по призванью,
Во мне ты зверя не буди...
Дружок! Иди ж ко мне! Иди!..»
Возврата нет в час пробужденья,
С которым мрак уходит прочь.
Где не грозит нам вырожденье –
С лица земли сошла бы ночь,
Как будто ночи не бывало!
И рысь в охотничьем запале
Не схватит горлицу когтями...
Смешинка проскользнёт в орешник:
То – с жаворонками, стрижами –
Всех раззадорит пересмешник!
Где клич орлиный слышат дети,
Там волхв не вестник лихолетий,
Не хищница Гиперборея:
Но птица-небылица реет
Над гривистой Гипербореей –
Она над зарослями реет,
Она над заводями реет.
Внизу ж, под птицей-небылицей,
Другой, куда помельче птице,
Кому на месте не сидится, –
Воробышку, как скороходу,
Быть шустрым, бодрым, свежим сроду!
Где утро девственно душою –
Не с чёрствой, грубою корою
Деревья в небо прорастут, –
Они, в сто рук, сто гнёзд совьют,
Внутри ж их мягко разомнут
И убаюкают там крошек.
Не под простынкой там горошек,
Но будет лакомством таким,
Какое и не снилось им!
Скворцам ли до плакатных басен?
Шарманщик ясень, ясень, ясень
Заворожит – и свяжет той
Волшебной нитью вековой...
Чтоб НАШИ вёсны слить ОДНОЮ
(С шалуньей-вишенкой чуднОю!),
Вперёд глядящею весной:
И гусли в облаках – там с нею,
И тополь, яблоня – вы с нею,
И мхи, и хвои – тоже с нею...
Гимн середине золотой!
О чём кудесникам известно?
Им чудищем казалась бездна,
Что, как жерло, разверзла пасть, –
Всхрипев: «Моя всеядна власть!»
Но скоро разразилась битва:
ГнусАвщине был дан отпор.
Горыныч! Бездны карта бита!
С тобой не сеять ей раздор...
Лесов служенье безвозмездно:
Им лучшие глаголют бездны.
1993 – 2025
Свидетельство о публикации №109113008001
Евгений Германович Крысин 30.11.2009 22:29 Заявить о нарушении
Вячеслав Барон 01.12.2009 06:45 Заявить о нарушении