Баллада о Ветхом Завете

      
      
  Сергей Мельников


Баллада о Ветхом Завете
      

   Кубань 2009г.








От автора:
         Баллада о Ветхом Завете -  литературно-художественное произведение.  В качестве первоисточников использованы:  Ветхий Завет и различные к нему комментарии.
            Цель  баллад - заинтересовать читателя первоисточником. Для этого  в главах баллады не освещается полностью Ветхий Завет,  а сделана попытка выразить его суть путём изложения в облегчённой, современной, более доступной форме. Ссылки на первоисточник позволят легко ориентироваться в нём заинтересованному читателю в  уточнении тех или иных фактов.
             При иллюстрации книги использованы работы французского художника Гюстава Доре и  Лукаса Кранаха старшего. Думаю, баллада будет интересна не только детям, но и взрослому читателю.
                С. Мельников











    

«И сказал Бог: да будет свет»
  Бытие 1:1-19


                1
О чём говорит людям Ветхий Завет:
Господь сотворил Землю, Небо и Свет.

Но прежде он духов создал бестелесных,
Разумных, свободных и добрых, и честных.

Чтоб образ они принимали людей,
Предостерегали от грешных идей.

Но старший над ангельским чином Денница,
Свободой, впоследствии, так возгордится,

Что станет не добрым, а злобным  лжецом.
В борьбе будет вечной он спорить с Творцом…

Галактика, свет в первый день создаётся.
Дух Божий над водной пустынею вьётся.

И ангелов нежно звучат голоса.
Творил во второй день он твердь – небеса.

Моря от земли отделил Он в день третий,
Растительный мир сотворил из соцветий.

В четвёртый день создал светила небес:
Шар - Солнце, Луну и к ним звёздный навес.

На пятый день создал всех тех, кто летает
И всё, что живое в воде обитает.





       Быт. гл.1,2

Раскрасил всё дивными красками Бог.
Он к ангелам был в созидании строг.

В шестой день Бог создал животных на суше,
В которых вложил примитивные души.

Затем Человека, венцом ко всему,
По образу Он создаёт своему.

То сходство по духу, не формой, не телом,
А в воле свободной и в разуме смелом.

Способным Творца совершенство познать,
Душой понимая Его благодать.

И волю святую Творца исполняя,
Бессмертную душу в себе сохраняя.

В седьмой день был отдых от всяческих дел.
Господь управлял тем, что сделать успел.

Творец, утомлённый тяжёлой работой,
Тот день нарекает «покоем- Субботой»

Даёт человеку Бог имя Адам.
Бессмертье его предрекает годам.

Его наделяёт Господь дивным краем:
Назвал это место Вселенной Он - Раем.

Адам был в саду том хозяин всему.
Бог видит, что скучно  ему одному:




Быт. гл.2

По саду Адам ежедневно гуляет,
В общенье, подобных себе он не знает.

Уснул лишь Адам крепким сном до утра,
Жену создал  Бог из его же ребра.

Покладистой сделал её и красивой.
Вдвоём эта пара должна быть счастливой.

И Евой нарёк, благодарный Адам.
В блаженстве гуляет с женой по садам.

В Раю, сохраняя баланс мирозданья:
Росло древо жизни и сути познанья.

Нельзя человеку с него плод вкушать:
Вкусив, будет смерть, страх и стыд понимать.

К Адаму и Еве по Раю гулявших,
Вдруг зависть возникла у ангелов падших.

Денница проник  в сад  тайком от Творца,
Плоды  показал от того деревца.

Он в тело лукавого змия вселился …
И  добрым посланцем небес притворился:

На ушко змий Еве тайком стал шептать:
Ослушаться Бога. Плоды те сорвать:

«Отведай плодов и Богинею станешь.
Неведомый мир, их вкусив, ты познаешь.



      
         Бытие 2:15-23

             Быт. гл.3

Простит ваш проступок Всевышний Творец,-
Нашёптывал хитрый, навязчивый лжец,

-Не бойся, не страшно Его наказанье.
Гораздо важней - вы получите Знанье!»

И Змий тело Евы хвостом обвивал,
А душу речами её соблазнял.

И хитрого Змия послушалась Ева,
Вкусила плодов от запретного древа.

Адаму дала надкусить… на беду,
Познали они страх и стыд в том саду.

Разгневался Бог и за непослушанье,
Из райского сада изгнал в наказанье.

А ангела падшего «Дьявол» назвал,
Низверг его в Ад и при этом сказал:

-Мы связаны будем с тобою  судьбою,
За души людские жестокой борьбою.

Ты - Дьявол! И станешь людей соблазнять,
Но людям решенье дано принимать.

С грехом первородным по жизни ступая,
Трудиться до пота им, смерть принимая,

Влюбляться, грешить, в муках деток рожать,
Стареть, в срок назначенный суд принимать.

В течении жизни всем выбор свободный:
С чем жил ты и будешь ли Богу угодный?


    
     Бытие 3:9 – 24
      Быт. гл.3,4,5

Безропотно кару Отца принимай!
И Ева с Адамом покинули  Рай:

Трудились во благо, учились, во многом
Вопросы решали, беседуя с Богом!

Пред ними Земля вся была на двоих,
И  много детишек родилось у них.

По белому свету их род расселялся
И в мирном труде на земле уживался.

Но Ветхий Завет вот о чём говорит:
Из зависти  Авель был братом убит.

И Каин был изгнан. С женою уходит.
Для жизни он новые земли находит.

Детей нарожали премного с женой
И их племена промышляли войной.

Род Каина звался: «сыны человека»
И ересь от них шла от века до века.

У Евы с Адамом родился сын Сиф
И род благоверных ветвился от них.

Адам девятьсот двадцать лет сеял семя
И «Божьи сыны» называлось их племя.

От Сифа родился Енох, так же Ной.
И благочестивых  людей целый строй…

Чтит Бога Енох и ему угождает:
Господь к себе старца живым призывает.

 
      Бытие 4:8 - 16
             Быт. гл.6
 Всемирный Потоп
Умножились люди на грешной Земле
И души бродили без Бога во тьме.

Летал Сатана, над  Землёю лютуя,
Над  миром победу свою торжествуя.

Но жил человек тогда – праведный Ной.
Безгрешен был он  со своею семьёй.

Потомок прямой от Адама и Евы.
От Сифа святого ветвилось их древо.

Имел милость Бога и трёх он сынов,
И дар толкованья пророческих снов.

Бог Ною поведал: Потоп будет страшен!
Затопит вода пики гор, шпили башен.

На сорок дней с неба польётся вода,
Погубит людской грех она навсегда.

Но праведность веры ко мне сохраняя,
Ты будешь создателем нового края,

Ты должен огромный ковчег сотворить.
По паре всех тварей в него посадить.

И в праведной вере послушных, прилежных
Пусть семьи сынов забирает безгрешных.





       
                Быт гл. 6
          Быт. гл.7,8,9

Такая задача поставлена Ною.
За дело он дружно взялся с семьёю:

Потоп пережить. Новый Мир повстречать.
И новых, безгрешных людей род начать.

Построен ковчег и случилась беда:
На Землю обрушилась с неба вода.

И двести одиннадцать дней Ной скитался,
Смиренно в молитвах лишь с Богом общался.

(По нынешней жизни Ковчег – Божий храм,
В нём души спасать предстоит свои нам.)

Уходит водица, Потоп прекратился.
Земли островок среди волн появился.

Возносит хвалу Богу праведный Ной,
За то, что беда обошла стороной.

И Бог обещал,- впредь от этого века
Не станет наказывать Он человека.

Знамением радуга будет в веках,
Чтоб помнил Потоп и о прошлых грехах.

Так больше не будет,- Господь уверяет
И радугу Он в облаках сотворяет.

В трудах и молитвах жил праведный Ной,
Один из сынов развращён Сатаной:





     
Бытие 6:5 – 8, 7:11 - 18
            Быт. гл.10

У Ноя с сынами случается драма.
Обласканы двое, но проклят род Хама.

За то, что насмешки отцу чинил он:
Коварным вином был отец опьянён.

Его непочтением Хам оскорбляет,
Тем самым беду на весь род накликает.

-Потомкам его быть во веки веков,
Но без принуждения и без оков,

Рабами у Сифа  и у Иафета…
Отец предсказал Хаму с этого лета.

От племени Сима Спаситель придёт
И истину в вере познает народ.

Даёт старшим братьям он благословенье.
И больше своё не меняет решенье.





 


    
Бытие  9:18 - 29
Быт. гл.10

             Вавилон               
Все Ноя потомки, селясь вдалеке,
Общенье вели на одном языке.

И много народа хаммитского роду
Роптать принялись на свою несвободу.

Прославить себя им внушил хитрый Бес,
Чтоб строили башню они до небес.

И Господу лично доставить прошенье,
Чтоб давнего предка простил прегрешенье,

Построили город они Вавилон
Название  башне своё даёт он.

Прогневали Бога, явив дерзновенье,
Наказаны грешники за столпотворенье.

Друг друга не стали они понимать
И башню самим им пришлось поломать.

Они разошлись в города и пещеры.
Не стало в них истиной, праведной веры.

Возникли народы и их языки.
Доныне познания их не легки.










   
  Быт. гл.13

Лишь праведный Евер из племени Сима
Беду не познал ту, прошла она мимо.

С семейством своим понимал – это грех
И Богу молясь, отговаривал всех.

Ту башню не строил потомок Адама.
Потомки его породят Авраама -

Который врагам даст достойный отпор
Земли палестинской откроет простор.

С племянником  в ней Авраам поселился.
И мирно с ним пастбищами  поделился.

Племянника звали все - праведный Лот.
В долину стада он свои уведёт.

Жить будут, друг другу они помогая
И Бога в молитвах своих прославляя.









            Быт. гл 19
                Лот.
Лот выбрал долину реки Иордан.
Стал жить Авраам у дубрав Мамврийкан.

Лот в городе жил, что Содом назывался,
Где праведным  он лишь с семьёй оказался.

Он с Господом речь покаянно ведёт.
И верить в Творца призывает народ.

Содом и Гоморра: несчастных два града
Погрязли в грехах, как исчадия Ада.

В них  все: стар и млад,  проживают в грехах.
Расплаты не ждут и не ведают страх.

Господь наказать – истребить их желает.
Небесный огонь Он на них посылает.

Спасать семью Лота Бог ангела шлёт,
И ангел её за ворота  ведёт.

С двумя дочерьми вышёл Лот и с женою,
Хотелось той видеть, беду за спиною.

Она обернулась, увидела Ад:
Пылает в огне и дыму её град.

И каменной стала от жуткой картины:
Там грешные гибли сыны палестины.

И спасся лишь с дочками праведный Лот.
Но праведность ту Сатана отберёт.

Из слёз что пролиты  в Содоме, Гоморре,
На том  месте плещется Мёртвое море.



       
      
        Бытие 19:12 -26
              Быт. гл.16,17,21,22
     Авраам.
И  было два сына у Авраама.
У Измаила Агарь была  мама,

А Сара – жена, ей была госпожой.
Бесплодна, но очень красива собой.

В преклонные годы их Бог награждает
И Сара ему Исаака рожает.

Но Бог Авраама решил испытать,
Что дорого, то у него отобрать.

И требует в жертву подросшего сына:
-Отдай  Исаака, а не Измаила.

Безропотно сына берёт Авраам,
Привёл его к месту - к высоким горам.

Готов убить сына в угоду он Богу.
Господь тут ему преграждает дорогу:

-Постой Авраам, не губи ты юнца.
К закланию взять разрешаю агнца.

За твёрдую веру и за послушанье
Получишь мою ты любовь и признанье.

И сына за кротость его полюблю.
Пророческим даром ваш род наделю.

Потомство умножишь в роду своём вскоре,
Подобно песку по над берегом моря.

   



        Быт. гл 28,29,37,44

 Исаак и сыновья
Родились два сына у Исаака:
Исав старший сын и младшенький Яков.*

Яков  почтенную жизнь проживёт.
Прославит навечно свой праведный  род.

Его назовут Израилем в народе:
Ему  продаёт Исав первенство в роде.

Пред смертью подумал слепой Исаак,
Что старшего сына позвал, сказал так:

-Тебя на правление благословляю,
Своё предсказанье при всех объявляю:

Спасителем будет прославлен твой род,
Благословен будет весь твой народ…




*Яков -Iаков








    Бытие 17:1 – 4, 19 - 28

 Яков и сыновья.
У Якова было двенадцать сынов.
Сильного  рода основа основ.

Иосифа Яков средь них выделяет.
Тот снами пророческими удивляет.

Он братьям, однажды,  свой сон рассказал:
Ему будут кланяться все,- предсказал.

Завистливо братья на это глядели,
И вскоре любимца убить захотели.

Но Бог посылает купцов - египтян.
И брата в Египет увёл караван.

В Египте Иосиф терпел униженья,
Любовь царедворцев и боль пораженья.

Разгадывал сны фараону не зря,
И вскоре стал главным он после царя.

Голодные годы настали под небом
И прибыли братья в Египет за хлебом.

Сурово Иосиф тут встретил купцов,
В темницу их бросил он, будто врагов.

Они не узнали в Иосифе брата,
Подумали жизни лишатся и злата.









      
     Быт. гл.45,50

Иосиф себя перед ними открыл
Отца пожалев, своих братьев простил.

Жить братьев в Египте с отцом приглашает.
Их щедро землёй фараон наделяет.

Поведал он братьям своих снов  секрет,
Что голод в их царстве продлится пять лет.

Семнадцать лет Яков прожил на чужбине,
Чтит память и веру он о Палестине.

Иосиф  жить будет сто десять годов.
Сын средний - Иуда  стать князем готов.

Иосиф предсмертный завет даёт сыну,
Чтоб кости его увезли в Палестину.















    
  Иова 2:3 - 13
      Иов.

Там жил человек – его звали Иов.
Имел, хвала Господу, семь он сынов

И трёх дочерей, и богатства иного
У этой семьи накопилось премного.

Но Богу однажды сказал Сатана:
-В Иове любовь по расчёту видна.

Доволен Твоим он отмеренным веком
И благочестивым слывёт человеком.

Позволь испытать мне раба твоего:
Бедой отниму я сынов у него.

Весь род погублю: всё большое семейство…
И как он воспримет ужасное действо?

Разрушу дома, погублю все стада…
Всё волей твоей! Что он скажет тогда?

Когда же Иов получил то известье,
Не стал хулить Бога, не ввергнул в бесчестье.

Сказал: «Бог даёт нам добро и беду.
Я в мир пришёл голым и голым уйду».

-Позволь мне послать на Иова проказу
За это хулу он воздаст тебе сразу.





      Иов   1:6 – 21
                Иов 2:3 - 13


Так Господу снова сказал Сатана,
Мол, жизнь человеку одна лишь дана.

И Бог разрешает проверить Иова,
К нему Сатана направляется снова.

Придумал болезнь старику Сатана,
Чтоб смерть избавлением стала одна.

На тело Иова послал он  заразу-
Со страшною болью сплошную проказу.

Терпя, не стал старец на Бога роптать:
-Не только хорошее нам принимать,

За то благодарен  я  Господу вдвое,
Готов принимать от него и всё злое.

Иов, даже в мыслях о Нём не грешил.
Господь все болезни его исцелил.

Богатства воздал, от изъятого, вдвое
И семь сыновей дал на дело благое,

Во здравии много лет прожил Иов,
Потомство большое познав от сынов,

И от дочерей, и богатства иного,
Потомкам на радость дано было много.







             Исход гл.2,3


              Моисей
В Египте Симмитское множилось племя,
Без устали сея еврейское семя.

Размножились быстро, за годом шёл год,
В немилость к царю попадает народ.

Потомки по Якову – израильтяне,
Их так называть стали все Египтяне,

Жестоко они угнетались царём.
Рождённых мальчишек губили при нём.

И женщина – мать из колен Леваина,
Мечтает спасти в ночь рождённого сына.

К священной реке принесла плод она,
Корзину с ребёнком уносит волна.

А дочь фараона находит младенца,
И им умиляется  девичье сердце.

Решает она тут же  на берегу,
Сама воспитает, обучит слугу.

С собой забрала и дала приказанье-
Назначить ему, при дворе, содержанье.

Назвать Моисей, - это «Взят из воды».
Лелеять, учить и хранить от беды.




    Исход 1:8 – 22; 2:1 -4
     Исход 2:4 - 10
    Исход гл.4,5

Как сын при царе Моисей вырастает.
Евреям, чем может, в беде помогает.

Им  часто при ссорах защитником был.
Обидчика как-то случайно убил.

На суд Моисея призвал Фараон
Прилюдно желает казнить его он.

Решает спасти  Моисей себя сам
Тайком  убегает в страну Модиам.

Беглец у священника там поселился.
На дочери вскоре его он женился.

Его Моисей пас овечьи стада,
Но помнил еврейские корни всегда.

На гору Хорива однажды явился,
В терновом венце Бог пред ним появился.

Тёрн ярким огнём, не горя, полыхал
И глас  Божий, вдруг, Моисей услыхал:

-Не бойся! Я Бог Авраама и Якова.
Народ ты избавишь от бед и зла всякого.

В Египет, обратно сейчас ты пойдёшь,
На волю из рабства народ уведёшь!

Творить сможешь ты чудеса,
   став свободным.
Тебе, Моисей, быть светилом народным.




      
Исход 7:1 – 13
                Исход гл.4,5

Помощник тебе будет брат  Аарон.
С народом поможет беседовать он…

И просят они по добру фараона,
Еврейский народ отпустить из полона.

Иначе пошлёт Бог на них десять бед,
Померкнет от ужаса солнечный свет.

Но слушать не стал фараон  Моисея,
В могущество Бога чужого не веря,

-Не верю я вашему Богу,- сказал.
Тогда его бедами Бог наказал.

На них три беды насылает такие;
Тьма тьмущая жаб и мух полчища злые.

И в кровь превращаются воды реки.
Без рыбы остались в тот год рыбаки.

И всё ж фараон кары не испугался,
В решенье своём непреклонен остался.

Народ уводить фараон не даёт,
Господь послал мор на египетский скот.

Наслал воспаленья на чресла и зевы,
Огонь, дождь и град истребили посевы.

И тучею страшной, притом стрекоча,
Всю зелень поела в тот год саранча.






   
          Исход 9:1 – 7
   Исход гл.7,8,9,10,11,12

И послано было девятой бедою:
Накрыл на три дня землю плотною тьмою.

Но вновь приказ войску правитель даёт:
Велит не пускать он на волю народ.

Тогда Моисей , во спасенье народа,
Наслать просит смерть на плод первого рода.

Обрушить беду только на египтян.
Она не коснулась чтоб израильтян.

Когда ангел смерти войдёт в городища,
Язычникам их не помогут капища,

Пусть кровью ягнёнка наметит еврей,
На входе жилища порог у дверей.

В печи запекут пусть ягнят годовалых
И пресно накормят, и старших, и малых.

Пророка послушались: Ночью  евреи
Ягнят закололи и пресно поели.

Поднялся в Египте неслыханный плач.
Безжалостен, страшен, невидим палач.

Там первенцы все по стране умирали,
И люди скорбели в великой печали.








                Исход 12:21 - 29
Исход гл.,13-19

И сдался под натиском  бед фараон.
Позвал Моисея к себе тут же он.

Позволил  уйти из Египта евреям.
Им зло причинить, из опаски, не смея.

(Пасхальный ягнёнок - прообраз Христа,
Принявшего смерть у святого креста!)

Ведёт Моисей народ к Чермному морю,
Но войско за ним фараон шлёт в погоню.

И в ужасе был весь еврейский народ,
Ведь море пред ними, смерть сзади идёт.

Пророк Моисей помощь просит у Бога.
Вода расступилась, возникла дорога.

Народ по дну моря пошёл без труда,
Стеной по бокам бушевала вода.

За ними погоня вошла фараона…
И вот от оружья зловещего звона,

Евреи сквозь море ускорили ход
И к Господу зов Моисей подаёт.

Сомкнулась вода, затопила дорогу,
Псалмы зазвучали хвалебные Богу.

От рабства избавил народ Моисей.
Свобода! Но  много ли радости в ней?





Исход 14:21 -31
    Исход гл.17,19

Открылся пред ними в заоблачной сини,
Безводный простор Аравийской пустыни.

Немало они претерпели там бед.
Водил в ней народ Моисей сорок лет.

Творил волей Божьей немало чудес
И падала манна народу с небес,

И воду в пустыне одним мановеньем,
Добудет народу он, на удивленье…
                -------------------
К Синайской горе пришли израильтяне.
Напали на них там амаликитяне.

И старцы молились, чтоб в этом сраженье
Господь ниспослал их врагу пораженье.

Сражались евреи с могучею силой,
Она им казалась,  непобедимой.

Заметил Арон, что когда Моисей,
Воздев к небу руки,  молился сильней,

Евреи теснили врага, побеждая,
Когда ж опускал руки он, уставая,

Господь будто силу у них отбирал,
На битву с высот равнодушно взирал.

Амаликитяне теснили евреев.
На камень тогда посадив Моисея,

Арон его руки поддерживать стал
И зять Моисея ему помогал.




Исход 19:7 – 18
   Исход гл.19,20

Когда одержали евреи победу,
Явился тогда символ – крест всему свету.

И всё христианство, во веки веков,
Чтит крест, помогает он против врагов.

Воздетые руки отца Моисея
Крестом осенили еврейское племя.

Подводит к горе свой народ Моисей.
Черту, как границу, увидел пред ней.

Собрались над нею суровые тучи.
Тряслись, колебались там горные кручи.

А в тучах зловещие молнии, гром,
Как будто явился им новый Содом.

На пятидесятый день, к Богу взывая,
Все в страхе стоят у подножья  Синая.

Вот розовый дым из горы той идёт.
И стал, трепеща, в ожиданье народ.

Вдруг Бог появился на самой вершине
В венце лучезарном, в одежде из сини.

И с Богом беседу ведёт Моисей.
И длилась она сорок дней и ночей.

Тем временем бунт поднимают евреи,
В приход Моисея от Бога не веря.




Исход 19:19 – 25
   Исход гл.21,31,32

За время, что был Моисей у Творца.
Народ сотворил золотого тельца.

Он стал поклоняться ему вместо Бога.
Прося, чтоб телец освятил им дорогу.

Одуматься их убеждает Арон.
Вернётся мессия. Он в том убеждён.

И вот на горе Моисей появился,
На вероотступников он рассердился.

Но прежде, чем слово им Божье сказать,
Зачинщиков строго велел наказать.

Три тысячи слуг, не признавших вины,
Наказаны Господом и казнены.

В сердцах он тельца золотого сжигает
И к истинной вере народ возвращает.

Опять Моисей возвращается к Богу,
Всех к вере призвав, указав им дорогу.

Он снова был там сорок дней и ночей,
А вышел, светясь, словно сотня свечей.

И вынес от Бога два камня – скрижали:
Евреям законы на них начертали.

Затем Божью проповедь слышит народ:
Им десять законов для жизни даёт…






         

Десять заповедей Бога.
       (Синайское законодательство)
Нам первый закон гласит: Бога любите
И заповедь Божью вы праведно чтите.

Вникайте, учите  Священный Завет .
Единому Богу давая ответ.

В законе Втором: Не создайте кумира
Из твари земной, из себя и из пира.

А в третьем законе: Мысль выражая,
И Господа в суя, при том  поминая,

Клянутся, и лгать, проклинать всё и всех,
На Бога роптать – это тяжкий есть грех.

Четвёртая заповедь: Помни субботу.
В седьмой день не делай мирскую работу.

А пятый гласит: – помни предков своих:
Свою родословную. Жизнь - это миг.

Родителей чтя, старость их уважайте,
Их слушайтесь и долголетья желайте.

Шестой  закон требует: - не убивай.
Ни словом, ни  делом, зло не причиняй.

Не прелюбодействуй,- седьмой есть закон.
В супружестве верности требует он.






Исход гл.20,21,31. Второзаконие гл.5

Живя, сохранять непорочность, стыдливость,
Друг к другу в речах проявляя учтивость.

Восьмой закон Бога: Не грабь, не кради,
Обманом добро в закрома не клади.

Девятая заповедь: – Ложь запрещайте,
А дав обещание - не нарушайте.

Десятая заповедь: – не пожелай
Жён ближних своих, скот и их урожай.

И Божьи слова над народом витали.
И слушая Господа, все трепетали.

Беседу с Творцом Моисей записал,
Потомкам священных пять книг передал.

И камни - скрижали с законописаньем
Народ получил со святым назиданьем.

И первая книга была «Бытие» –
О том развивалась как жизнь на земле:

Как первые люди явились на свет,
Откуда народы – есть в книге ответ.

«Исход»  и  «Левит», Книга «Числа» затем:
Явились, как помощь  в решенье дилемм.

И «Второзаконьем» – святым озареньем,
Закончен был Ветхий Завет Моисеем.




       Исход гл.25-40

                Скиния
Три комнаты были при храме святом:
Народу построен молитвенный дом.

В нём Богу священник дары принимает
И жертвенник кровью живой окропляет.

В святилище - мог лишь священник входить,
Молитвою Господу службу творить.

И в комнату третью, где Богу в угоду,
Скрижали лежали – святыня народу.

В году один раз во святая святых,
Мог Первосвященник входить лишь на миг.

Совета просил, преклоняясь, у Бога:
Какая народу предстанет дорога?

Ковчег окропив чистой кровью агнца,
Молитву творил,  прославляя Творца.

И пробыли год под горою Синая,
Построив скинию Завет охраняя.

Украшен златым херувимом дворец…
Всё так, как велел Моисею Творец.

В ковчеге – ларце чаша с манной лежали
И две, с письменами «Завета», скрижали.







      Исход гл.25-40. Числа гл.17

И род Аарона в ней службу ведёт.
Завистливо смотрит на это народ.

Тогда, чтоб  народа умерить роптанье,
Даёт Моисей старикам испытанье.

 У скинии в землю всем жезлы сажать,
Даст корни чей к утру, велел подождать.

То будет Знак Божий, пусть знают в народе,
Служители Богу  в еврейском том роде.

У скинии чудо случилось в тот год,
Затих в изумленье еврейский народ.

С рассветом плоды принёс жезл Аарона,
Знать роду Левитов стоять у амвона.

А первосвященником стал Аарон.
Велением Божьим назначен был он.

Ему изъявлять будет Бог повеленья.
Приносятся в скинии Богу прошенья.

Священниками сыновьям его быть
 Левитову племени Богу служить.

И нет возражений теперь у народа.
Возвысил Господь роль Левитова рода.







       Числа гл.13,14. Второзаконие глю1,2,3,7

Наказание пустыней.

Господь, свой народ покаянный жалея,
Страну Ханаанскую дарит евреям:

Пришли, увидали. Прекрасна она!
Но сильные там, в городах, племена.

В волненье пришли от известья евреи
И в страхе роптать стали все иудеи.

А часть захотела вернуться назад
В Египет, не видя от Бога наград.

А тех, кто хотел воевать с племенами,
Хотели побить, рассердившись, камнями.

Вдруг Бог появился. Броженья пресёк.
Сказал: «Преподам вам достойный урок.

За трусость и ересь евреи отныне
Бродить сорок лет будут в знойной пустыне.

Там много народа, страдая, умрёт,
Лишь избранных вновь Моисей приведёт

К реке Иордан и прощенье случится
И там в Вифлееме Спаситель родится.
 







    Числа 13:1 – 3, 18 - 27

Бытие 13:1 - 12

      
Но вот срок изгнания Богом прошёл.
И выход народ  из пустыни  нашёл.

С мечом и молитвой в долину явился,
В краях ханаанских народ поселился.

Проклясть их хотел местный волхв Валаам.
Поехал на ослике в стан к ним  он сам.

В дороге вдруг ангел пред ним появился.
В ослицу пророка тот ангел вселился.

И вместо проклятья сказали уста
Благие слова о  народе  Христа.

Врагов в тех краях Моисей побеждает.
Но время пришло и пророк умирает.















Числа 22: 21 – 36
  Навин Исус гл 1-24

           Навин Иисус
Умелый стратег и  умён, и не трус.
Евреями правит Навин Иисус.

Он Господа славит, «Завет» почитает.
Народу за это Господь помогает.

Однажды им путь преградила река:
Быстра, широка, холодна, глубока.

Но только с ковчегом вошли в её воды,
Вода расступилась вдруг, выявив броды.

Евреи прошли, как дорогой по дну…
…И рухнет стена у врагов на виду.

…И ночь отступала,  врагов побеждали…
Еврейский народ берёг свято скрижали.

И с помощью Божьей всего за шесть лет.
Исполнить сумел Навин  Божий Завет.

Весь край ханаанский  Навин  покоряет.
Его на двенадцать частей  разделяет.

И в обетованной той части земли
Двенадцать колен управленье вели.







   
Иисус Навин 10:12 – 21


По смерти  Навина еврейский народ
Не выбрал вождя,возникает разброд.

Вражда началась: вместо израильтянок-
Евреи берут в жёны хананеянок.

Смешался по крови израильский род.
В язычников стал превращаться народ.

Служить стали идолам, славя пороки.
Не внемля, не слыша, старейшин упрёки.

Достойного нет у народа вождя.
От Бога приходит правитель – судья.

Он веру вернул всем и к Богу почтенье.
От вражеской силы принёс избавленье.

По смерти судьи снова смута, разброд
И, каясь, вновь помощи просит народ.

Достойного нет у народа правленья.
От ереси в вере и смут избавленья.

Всех судей шестнадцать: средь них Гедеон,
Илий, Самуил, знаменитый Самсон.










   

Книга судей гл. 6
                Гедеон.
Еврейский народ жил в тоске и печали:
Мадианитяне семь лет угнетали.

И к Богу молитвы летели сквозь стон.
От Бога спаситель пришёл - Гедеон.

Беда в это время пришла от границы
С врагом Гедеон призывает сразиться.

Он в тридцать две тысячи войско собрал.
Но Бог, Гедеону явившись, сказал:

Зачем тебе столько? Пусть тот, кто боится,
Оружие сдаст и домой возвратится.

И в войске его десять тысяч осталось.
Но Бог сказал: «Много! Оставь только малость».

Велел всех к воде Гедеону вести
И взять только тех, кто пьёт воду с горсти.

Осталось их триста. И воинов смело
Берёт Гедеон на опасное дело.

И каждому факел с трубой был им дан,
А ночью прошли в неприятельский стан.

Зажгли на мечах огоньки, трубя звучно
И громко крича: «меч Господень», шли кучно,




                Судей 7:15 – 24
     Книга судей гл.7, 8.

Круша вражий стан, и со сна вражья рать,
Друг с другом в ночи  начала воевать.

Так триста героев с «мечом Гедеона»
Прославили Господа не у амвона.

И в панике враг стал сдаваться в полон.
Победу над ним одержал Гедеон.

Стал, с помощью Божьей, в народе он славен,
Но пост предводителя вскоре оставил.

Просили евреи,- на царственный трон
Согласье своё чтобы дал  Гедеон.

Но он им сказал, не прельстившись дарами:
« Один лишь Господь пускай властвует вами».

И снова впал в ересь еврейский народ.
На сорок лет в плен их Господь отдаёт.

Вели управление Филистимляне.
Молились в раскаяньи израильтяне.

Но Бог  не услышал. Судью  не прислал,
А строго еврейский народ наказал.






       Судей 16:4 – 5, 15 – 21
    Книга судей гл 13-15
               
                Самсон
Прошло сорок лет покаянного стона.
На выручку Бог шлёт судьёю – Самсона.

Он веру, надежду народу принёс
Но сила зависит от роста волос.

Врагов уничтожил Самсон очень много.
Силён был и телом и духом от Бога.

Далила узнала Самсона секрет:
Врагам рассказала – накликала бед.

Нашёлся предатель в его окруженье,
Враги одолели судью не в сраженье.

Остригли Самсона, когда судья спал,
Связь с Богом и силу свою потерял.

Цепями Самсона  враги заковали,
И мельничный жернов крутить заставляли.

И филистимляне, гневя небеса,
Самсона мечом прокололи глаза.

Они над бессильем его забавлялись
И над исполином незрячим смеялись.








           Книга судей гл 16




Обиды Самсон стойко все перенёс,
Дождался в полоне отросших волос.

И силу вернул ему праведный Бог.
Врагов наказать Он Самсону помог:

Однажды враги во дворце пировали,
Самсона, глумясь, к двум столпам приковали.

Незрячий Самсон, на потеху толпы,
Держащие свод, обнимает столпы.

В незримое небо он Богу взмолился,
Столпы пошатнул и дворец завалился.

Обрушились своды дворца на врагов.
Свободен Самсон от жестоких  оков.

Свою не щадя жизнь врагов уничтожил,
И славу свою на века приумножил.









               
                Судей 16:24 – 31
    Книга 1 царств гл 1-4               

                Илий
Судьёй Илий был, Бога чтивший еврей,
Но плохо воспитывал он сыновей.

Они брали взятки, судили нечестно
И жалобы слали на них повсеместно.

Но Илий - отец сыновьям всё прощал,
И Господа гнев на весь род предвещал.

Узнали однажды все израильтяне,
С войною подходят к ним Филистимляне.

Прощенье прося, замолить бы вину,
Ковчег берёт Илий с собой на войну.

Но Бог не прощал их и в этих сраженьях
Ужасное терпят они  пораженье:

Погибли сыны его. К ужасу всех
Захвачен врагами священный ковчег.

И горе народное было безмерно.
Упал Илий с трона и умер мгновенно.






         Книга 1 Царств гл. 7, 8, 11, 12.               

              Самуил
Последним судьёй был пророк Самуил.
Он сорок лет правил и мудро учил:

«Единому Господу Богу служите,
И праведность веры в Него берегите».

Пред Богом молился за израильтян.
Народ стал свободен от филистимлян.

Состарился он и общался лишь с Богом,
И тем помогая народу во многом.

По старости   власть заберут сыновья,
Поборы и взятки с народа беря,

Судили нечестно, народ возмутился.
И с жалобой он к Самуилу явился.

И просит народ Самуила не зря:
Позволь нам избрать всенародно царя.

Но сам Самуил разрешить не решился,
И к Богу за помощью он обратился.






   
     Книга 1 царств гл.10


Разгневался Бог: « Отвергают меня!
Назначь же царя им, себя не виня.

Пусть будет его полноправной десница.
Народ от правленья царей прослезится.

Придёт к тебе завтра Саул –Киса сын,
Помажешь на царство его, Самуил.

От Сима святого ведётся их племя
Узнает народ от царей тяжесть бремя».

Преданья гласят, что впервые в тот год
Царя избирает еврейский народ.

















    Царств 15:1 – 8, 31 – 33
   Книга 1 царств гл.9-31
       Саул
В начале правленья царь Бога боялся,
Затем возгордился и чтить отказался.

И Бог отвернулся! Саул с той поры
Прослыл невезучим и чах от хандры.

Он жертвовал Богу стада на закланье…
Но Бог не прощал, ведь важней послушанье!

И с Господом вровень Саул себя  славит.
Народ недоволен, как царством он правит:

Саул, своим низменным чувствам в угоду,
Убил своей властью премного народу.

Он первосвященников не пощадил.
Гнев Бога к семье своей не отвратил.

И кровью омыта святая долина.
Погибли в сражениях три его сына.

И войско разбито царя-палача.
Он от своего погибает меча.

По смерти Саула разделено царство:
Царят два царя, в смуте всё государство.

Коленом Иудиным правит Давид.
Саула сын над остальными царит.

Он больше семи лет евреями правил,
В бою был убит, а Давид трон прославил.




                1 Царств 31:1 - 7
    Книга 1 царств гл.15-31

            Давид
За тысячи лет до рожденья Христа,
Пастух пас в долине овечьи стада.

Играл на свирели, добро вокруг сея,
Был младшим он сыном отца Иессея.

Нам Ветхий Завет так о нём говорит:
-Был он  иудей,  его звали Давид.

– Саул тогда правил страной иудейской.
И славился  властью своею злодейской.

Проводит в страданиях  много он лет.
Царю дают слуги  полезный совет:

Давид  на свирели ему пусть играет,
Под звуки свирели болезнь отступает.

Но вот на страну вдруг напал злобный враг.
Средь них великан исполин Голиаф.

Над израильтянами он издевался,
И биться в бою с ним никто не решался.

Он видом могучим врагов угнетал.
Насмешками войско своё забавлял.

В доспехах  был страшен, и ростом, и силой
Своею  прославился  неодолимой.




1 Царств 17:45 – 53
    Книга 1 царств гл.17

Но вызвался в бой с ним отважный Давид,
Мол, будет в открытом бою враг побит.

Уверен Давид в достиженье успеха.
На бой вышел  он без меча и доспеха:

Он взял только посох, пращу, пять камней,
И в сумку свою всё сложил иудей…

-Скажи, чем  ты справиться хочешь со мною?
Где меч, где копьё? Может голой рукою?

Его Голиаф стал насмешкой колоть.
 «Не меч и копьё, нас спасает Господь!»

-Ему на насмешки Давид отвечает,
И камень с пращой из сумы вынимает.

Давид к Голиафу навстречу шагнул
И ловко пращой в него камень метнул.

Вмиг в лоб великану тот камень вонзился
И он, на виду у всех, мёртвым свалился.

Добытым в бою  с Голиафом мечом.
Отсёк Давид  вражью главу  по плечо,

На зависть царю став народным  героем,
В немилость попал, и герой стал изгоем.

Давид хоть и был уже зятем царя,
Но царь подозреньем и страхом горя,




    1Царств 18:5 – 11
Книга 1 царств гл. 18-31


Давида желает убить беспричинно.
Давид мог погибнуть от козней безвинно.

И утром, когда полыхала заря,
Он тайно покинул жилище царя.

В лесах и пещерах страны он скрывался.
Саул за Давидом с отрядом  гонялся.

Однажды в пещеру заходит Саул.
Там был и Давид. Царь, беспечно заснул.

И в схватке жестокой сжали предсердие
Отмщенье врагу и к нему милосердие:

Ведь вот у Давида,  в могучих руках
Завистливый, злобный гонитель и враг.

Казалось бы, шанс вдруг возник поквитаться,
Саул, не проснувшись, мог с жизнью расстаться.

Вот меч, вот копьё, а вот спящий Саул-
Один только миг и врага бы проткнул.

Но буря в душе поднялась у Давида.
Знать чаша сомнений до дна не испита.

(Давид  всё же был тогда зятем царя)
Обидой  и кровью горячей горя,

Жестоко сражаются гнев, жажда мести.
С его благородством  и  кодексом  чести.





1 Царств 19:6 - 18
  Книга 1 царств гл.18-31. Книга 2 царств гл.1-10

Сошлись два желания в схватке – простить,
Иль сонным Саула на ложе убить.

Давид, чтоб на месть не осталось надежды,
Мечом отсекает царю край одежды,

Затем обращается к Богу с мольбой:
«Господь помоги усмирить норов  мой.

Не дай допустить сделать, это злодейство»…
Уходит Давид, Не свершается действо!

(Преданья гласят: Настоящий герой -
Победу который  вершит над собой!)

Гораздо важнее, чем бой с Голиафом.
Она благородна, не вызвана страхом.

Саулу- царю,  жизнь тогда подарил,
Он большую пользу себе сотворил.

Гордыню смирил, поборол искушенье
И тем заслужил себе Божье прощенье.

(Смотрите вокруг. О чём надо вещать!
Беда оттого – не желаем прощать.)

Преданье о тех временах говорит:
Народом на царство был избран Давид.

Он властвует мудро, себя прославляет.
Но, не устояв, тяжкий грех совершает.

               


   
Книга 2 царств гл.1-11


На лоджии царь был и вот на беду
Красавицу видит в соседнем саду.

Была она воина верной  женою,
Он Урией звался, был занят войною.

Чужую жену царь Давид полюбил,
Наказан за это он Господом был.

Давид, чтобы скрыть от людей прегрешенья.
Отправил её  мужа в гущу сраженья.

И тот погибает от вражеских стрел.
Труп  Урии - мужа  остыть не успел,

Давид  забирает Вирсавию в жёны.
Свой грех, оправдав сенью царской короны.

Но послан был Богом пророк Иофан.
Мессиею он обошёл много стран.

И вот, получив от Творца повеленье,
Давида пришёл уличить в преступленье.

Он случай такой рассказал для суда:
-Богач имел тучных баранов стада.

Но алчно смотрел иногда на чужое
И вот совершил преступленье такое:

Он чтобы гостей накормить мясом всласть,
Овцу, у соседа, решился украсть.





   2 Царств 12:26 - 31
    Книга 2 царств гл.12-14

Давид без труда тяжбу ту разрешает:
-Вор смерти достоин,- царь всем объявляет.

Решеньем своим, осуждая  притом
Себя, по незнанию, божьим судом.

Ему тяжбы смысл Иофан разъясняет,
Чем душу Давида весьма омрачает.

Раскаялся тут перед Богом Давид.
Но не был прощён, а Завет говорит:

Наказан был Богом  на многие лета:
И первенец мёртв: не увидел он  света.

Враги нападали не раз на страну…
И Бога просил  он,- прости мне вину!

Построил он храмы из камня и злата,
И книгу «Псалтырь» написал виновато.

Писал покаянные Богу псалмы
(И жизнь познавая, читаем их мы).

Он просит у Господа Бога прощенья,
Народу дать милость и благословенье.

И милость от Бога Давиду пришла:
Вирсавия сына ему родила.








            
     Книга 3 царств гл.1-11
               
                Соломон
Наследник царя назван был Соломон.
И счастлив Давид: знать прощён Богом он.

В блаженном почтении царь умирает
И сын Соломон его трон занимает.

Евреями править стал царь Соломон.
И к Богу с мольбой обращается он:

«Не надо мне злата, другого богатства,
Мне мудрости дай управлять государством».

Прошенью такому был Бог удивлён
И то, что просил, получил Соломон.

Царь мудро судил, все дела разбирая,
До наших дней притча доходит такая:

«Однажды на суд к нему мамы пришли.
Младенца рождённого в ночь принесли.

И каждая мать горячо утверждала,
Что это она его ночью рожала.

И царь предложил разделить пополам…
Мечом, он разрежет ребёночка сам.








     3 Царств 3:16 – 28
   Книга 3 царств гл.1-11

Одна из истиц в тот  же час согласилась.
Другая, на это тигрицею взвилась.

Она отказалась вдруг матерью быть,
Чтоб только ребёнка того не убить.

Отдать дитя ей, - мудро царь объявляет,
А женщину лживую прочь отправляет.

Готова себя за ребёнка отдать:
На этот поступок способна лишь мать.

Так многие мудро он споры решает,
Богатство и славу  свою умножает. 

Страной сорок лет управлял  Соломон.
Наложниц имел он  и множество жён.

Но действом своим веру он попирает.
Неверных язычниц в гарем принимает.

Он  капища строил, в них службу справлял,
И грех перед Господом усугублял.

Единого Бога не  стал почитать.
Себя вознеся, стал страной управлять.

Пророки несут Соломону известье:
За то, что он веру повергнул в бесчестье,







   
          3 Царств 10:23 - 29
    Книга 3 царств гл.11


Еврейскому царству единым не быть.
Господь его надвое даст разделить.

И после него будет два государства,
А сыну достанется малое царство.

Смущён предсказанием тем Соломон.
Над жизнью своею задумался он.

И сын  Ровоам  у него подрастает.
Царю просветленье Господь посылает.

И грех бытия, как ненужный балласт,
Отбросил и пишет он «Екклесиаст».

Трактат этот кладезем мудрости чтится:
Меж злом и добром  указал,  где граница.

И славила Господа проповедь та:
-Земные дела всё сует - суета.

Чего бы ни делали, где б ни летали,
Но Заповедь Бога всегда соблюдали.

Прошло сорок лет, умер царь Соломон.
Он сыну оставил свой царственный трон.






Книга 3 царств гл.12-14
               
Ровоам
Когда избирали в цари Ровоама,
Посланец пришёл от строителей храма.

Его прозывали Иеровоам,
Он речь от народа держал царю сам.

Просил, чтоб облегчил то иго полона,
Досталось что им от царя Соломона.

Но в просьбе ему отказал Ровоам.
Сказал, что усилит он иго рабам.

Народ на посулы его возмутился
И на двое в мнениях он разделился.

И в гневе своём, возмущеньем горя,
Они не желают такого царя.

И десять колен сыновей Авраама
Избрали на царство Иеровоама.

Построили грады Сихем,  Пенуил.
Господь за грехи свой народ разделил.

Потомки Иуды и Вениамина
Остались у града Иерусалима

И в истинной Вере тверды, тем же днём,
Они Ровоама признали царём.






   
Книга 3 царств гл.14-22

Беда совершилась над царством Еврейским
Израильским стали звать и Иудейским.

В Израильском правил Иеровоам,
А над Иудейским царил Ровоам.

В Иерусалим он  народ не пускает,
Молиться на идолов  их заставляет.

Иеровоам забыл веру отцов.
Он Бога сменил на златых двух тельцов.

И израильтян всех Господь отвергает.
Страну Ассирийский народ покоряет.

Господь не услышал мольбы их и стон.
Их многих убили, угнали в полон.

Родством повязали народ  Ассиряне.
От смешанных браков пошли Самаряне.

Таких Самарян стал народ презирать.
И  вместе не есть, в разговор не вступать.
           ------------------------
Когда правил царь Седекий в Иудее,
Погрязли в житейских грехах все евреи.

От истиной веры народ отдалён.
Царём Вавилонским он был покорён.

Разрушены стены Иерусалима
И семьдесят лет им народ был гонимый.
           ------------------------------


ё


    Книга 4 царств гл.1-25


Персидский царь Кир, когда правил страной,
Позволил вернуться евреям домой.

Меж ними границы разрушило время.
Для истинной веры быт – тяжкое бремя.

Пройдут в Иудее года и тогда,
Вновь храмы отстроятся и города.

Пройдёт пятьсот лет и Спаситель придёт,
И будет распят на кресте за народ.

Под властью чужих царей жили  евреи.
Разброд и сектантство допущено в вере.

И все ожидали прихода Христа,
Но вера их в Бога была не чиста.

Из рода левитов - звались Фарисеи:
Служители Богу, в законы не веря,

Считали, что заповедь Бога нарушив,
Войдут к нему в Царство и грешные души.

Предания так, мол, гласят Моисея:
Оно предназначено только  евреям.

Но чтоб отличаться в мирской суете,
Обряды они соблюдали везде.

Богатая секта звалась Саддукея,
В загробную жизнь, после смерти, не веря,

Считали, что надо от жизни брать  всё.
По смерти, душа уйдёт в небытиё.



      1Ездры  3:1 - 10


Была средь евреев и секта ессеев:
Отшельники, в Бога единого веря,

Они избегали больших городов.
Боролись с насильем и рабских оков.

В безбрачии жили и в уединенье,
В молитвах к Всевышнему и размышленье.

Все жизни законы сводились у них
В труды Моисея – священных пять книг.

В их веру вмешался языческий эпос.
Возник в племенах самарян этот этнос.

Молились они на горе Горизин
И верили свято – Господь – Бог един.

Раскольники ждали прихода Мессии.
Считали, Он должен прийти из пустыни.

Иерусалим самарян не признал,
Народ иудейский их род презирал.

Но были пророки в общинах еврейских.
Они вдохновляли народ иудейский

К терпению, вере – Спаситель придёт,
Из рабства их, как Моисей, уведёт.

В империи Римской была Иудея,
Роптать, на язычников иго, не смея.







Был Кесарь Август на то время царём.
Князь Ирод  евреями правил при нём.

Он истиной веры еврейской гонитель.
При нём и родится Сын Бога – Спаситель.

И тридцать три года средь них проживёт,
И будет распят на кресте за народ.

И после распятья пройдёт много лет,
Нам Новый пророки напишут Завет…




















Библейская родословная

Генеалогическая информация, содержащаяся в Библии. Имеются многочисленные главы, посвящённые этому вопросу, в Ветхом Завете (генеалогия патриархов от Адама до Авраама, подробные росписи всех колен Израилевых, родословия соседних с древними иудеями народов); эти разделы обычно сопровождаются прямым указанием на «родословную» (на иврите толдот). Известны два родословия Иисуса Христа в Новом Завете (знаменитое родословие в самом начале Евангелия от Матфея: «Авраам родил Исаака…» и менее известное родословие в Евангелии от Луки, представляющее собой, наоборот, перечень предков Христа от Иосифа в обратном порядке до Адама).  Подробнее см. родословие Иисуса. Многие из включённых в родословные, по преданию, считаются прародителями целых племён и наций. В допотопной истории рода человеческого прослеживается две ветви: дети Каина и дети Сифа. Линия потомков Каина обрывается с наступлением Всемирного Потопа, после которого выживают только Ной и его сыновья.






                © С. И. Мельников




.


Рецензии
Здорово! Очень легко читается. Мне понравилось.:)

Майя Ксешинская   18.09.2010 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо Майя! Рад тебя видеть за своим столом.

Серёга Мельников   19.09.2010 21:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.