Петер Хандке. Три чтения закона

Перевод с немецкого





1

Каждый гражданин имеет право… (Аплодисменты.)
свободно развивать свою личность… (Аплодисменты.)
в частности, он имеет право:
на работу… (Аплодисменты.)
досуг… (Аплодисменты.)
свободу перемещения… (Аплодисменты.)
образование… (Аплодисменты.)
собрания… (Аплодисменты.)
равно как и на неприкосновенность личности… (Сильные аплодисменты.)


2

Каждый гражданин имеет право… (Аплодисменты.)
в рамках закона свободно развивать свою личность… (Возгласы: слушайте! слушайте!)
в частности, он имеет право:
на работу в соответствии с потребностью общества… (Волнение, аплодисменты.)
на досуг в меру необходимой для общества трудоспособности… (Шиканье, аплодисменты, иронический смех, волнение.)
на свободу перемещения, за исключением случаев, когда в них нет очевидной необходимости из-за чего для общества возникло бы дополнительное бремя… (Слабые аплодисменты, саркастический смех, шарканье, волнение.)
на образование, насколько экономические отношения делают его как допустимым, так и необходимым… (Сильное волнение, ропот, выкрики, хлопанье дверями, издевательские аплодисменты.)
на собрания по мере содействия интересам членов общества... (Грохот откидываемых крышек столов; свист, общее волнение, шум; отдельные крики: браво! протестующие хлопки, возгласы: наконец-то! или: этого нам ещё не хватало! топот, рёв; лопающиеся бумажные пакеты.)
равно как и на неприкосновенность личности… (Волнение, издевательские аплодисменты.)


3

Каждый гражданин имеет право
в рамках закона и добропорядочности свободно развивать свою личность,
в частности, он имеет право на работу в соответствии с экономическими и нравственными основами общества…
право на досуг по мере общей экономической необходимости и возможностей среднестатистического гражданина…
право на свободу перемещения за исключением случаев, когда в них нет очевидной необходимости, из-за чего для общества возникла бы отдельная нагрузка либо по отпору угрожающей опасности существованию общества, либо по защите от вреда нравственности и злостных действий, либо по сохранению упорядоченной супружеской, семейной и общественной жизни…
право на образование, насколько оно является как полезным для экономического и нравственного прогресса, так и необходимым, и насколько оно не подвергает опасному риску существование общества в его основных и целевых установках…
право на собрание по мере как укрепления, так и пользы общества, и с учётом опасности эпидемий, пожаров и угрожающих природных катастроф…
равно как и право на неприкосновенность личности… (Общие бурные, нескончаемые аплодисменты.)


1968 г.


Рецензии