Зима - не сонет

Зима, тебе навеки благодарна
За пар над полусонною рекою,
Что солнечной улыбкой лучезарной
Пронизан, будто силой колдовскою.

За росписи волшебные мороза
По робости оконного портала,
За шапки снеговые на берёзах,
Которые позёмка наметала.

За розовый ласкающий румянец
На потревоженных щеках прохожих,
За необыкновенный чудо-танец
Снежинок, на танцовщиц так похожих.

Прими Зима-волшебница признанье
За вдохновенные твои старанья,
За лёгкий и особенный кураж,

Когда несётся ребятня с ледянки,
Не важно, на дощечке, иль на санках,
И только ветер им послушный паж.

                20.11.2009


Краткий анализ стихотворения
Тема: восхищение зимой, её красотой и радостными моментами, которые она дарит людям.
Основная мысль (идея): зима — это волшебное время года, полное очарования и радости; автор выражает искреннюю благодарность зиме за её неповторимые дары — от живописных пейзажей до детских забав.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое описание с элементами повествования (перечисление зимних образов и сцен).
Композиция:
вступление (первая строфа) — общее благодарственное обращение к зиме;
основная часть (2–4;я строфы) — перечисление конкретных образов и сцен, за которые автор благодарит зиму (пар над рекой, узоры мороза, снежные шапки на берёзах, румянец на щеках, танец снежинок, катание детей с горки);
заключение (последняя строфа) — итоговое признание в благодарности и подчёркивание особого настроения зимы.
Средства выразительности:
эпитеты: «солнечная улыбка», «волшебные росписи», «ласкающий румянец», «необыкновенный чудо;танец»;
метафоры: «пар… пронизан солнечной улыбкой», «чудо;танец снежинок»;
олицетворение: «Зима;волшебница», «по робости оконного портала» (придание окну человеческих черт);
сравнения: «снежинки, на танцовщиц так похожих»;
перифраз: «послушный паж» (о ветре);
лексические повторы и параллелизмы: повторяющаяся конструкция «За…» в начале строк (анафора), создающая ритмичность и акцентирующая перечень даров зимы.
Способы связи предложений:
анафора («За…» в начале многих строк);
лексические повторы (слово «зима», образы снега, мороза, движения);
местоимения («она» — о зиме, «им» — о детях);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции предложений);
тематическое единство (все образы связаны с зимой и её проявлениями).
Общее настроение: светлое, благодарное, восторженное; автор передаёт ощущение волшебства и радости, которые дарит зима.


Рецензии
Есть расхожее мнение, что после Пушкина, Некрасова, Есенина в пейзажной лирике сказать уже нечего, и можно не стараться - но, думаю, Вы как раз можете перевернуть это представление скептиков. С большим уважением...
Очень морозно, задорно, искристо...
Кстати, когда Вы меня пригласили на первую станичку, я и не поняла сначала - спасибо, что ссылку дали. И тем более - интересный ход - Ваш псевдоним - немного шансонный,мудрый,истинно Российский

Ольга Вариченко   05.12.2009 01:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте Ольга)))))
Спасибо Вам, большое)Мне кажется, что пейзажная лирика - неистощима на возможности предствить себя в разных ролях...Я рада, что Вам понравилось.У меня много пейзажной лирики.Конечно она разная, но я буду
рада, если Вы зазотите почитать.
Буду в гости уже завтра)))
С уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   06.12.2009 02:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.