Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 12

«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

12. Поэт Божьей милостью

Среди писателей "домонгольского" периода нашей истории следует выделить Кирилла, епископа города Турова. "Русский Златоуст, златословесный учитель, светлым учением Богоразумия своего просветивший русские концы", - так говорит о нём древнее житие.

"Златым словесам" Кирилла свойственны риторика и лиризм, аллегория и метафора, драматический диалог, ритмическое членение речи и "иные множайшие" приёмы образного письма. Чтобы почувствовать стиль поучений его, обратимся к небольшому отрывку из его "Слова в новую неделю по пасце" ("Слово на антипасху").

 «...Ныня солнце красуяся к высоте всходить и радуяся землю огреваеть: взиде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верующая ему спасаеть. Ныня луна, с вышьняго сступивши степени, большему светилу честь подаваеть: уже ветхый закон, по писанию, с суботами преста и пророкы, Христову закону с неделею честь подаеть. Ныня зима греховная покаяниемь престала есть и лед неверия богоразумием растаяся; зима yбo язычьскаго кумирослужения апостольскым учением и Христовою верою престала есть, лед же Фомина неверия показаниемь Христов ребр растаяся. Днесь весна красуеться... »

До нас дошли 12 проповедей, 34 молитвы и покаянный канон Кирилла Туровского: «Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны и в других славянских странах», — говорится в «Житиях русских святых», собранных монахиней Таисией.

Историк древнерусской литературы профессор А.С.Архангельский в начале ХХ века писал, что во всех произведениях святителя Кирилла «одинаково чувствуется могучий, необычайно высокий для русского писателя 12 века литературный талант духовного поэта».

Наш краткий экскурс в творчество Кирилла Туровского хочется закончить ещё одной цитатой — из его «Притчи о человеческой душе и о теле»:

«Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и на смирение направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского моря печали отводит... Сладко — медвяный сот, и хорошо — сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно — сокровище вечной жизни».

Этот отрывок из "Притчи" дан в переводе нашего современного исследователя В.В. Колесова, который, говоря о Кирилле Туровском, утверждает, что "вплоть до Державина в русской литературе не появлялся писатель такой силы, значительности и высоты нравственного чувства".

(Продолжение следует)


Рецензии