Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 13

«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

13. О дарах духовных

Итак, "духовный стих" как жанр фольклора и "духовное стихотворение" как разновидность творчества монастырских книжников были теми "кирпичиками", хотя и разной величины, которые пошли на кладку фундамента под храм Духовной Поэзии.

"Дух бродяжий, ты всё реже, реже..." Стали всё реже встречаться на дорогах калики перехожие. Словосочетание "духовный стих" в наши дни уже не воспринимается в первоначальном смысле, разве только в научных кругах - как термин фольклористики. А для простого читателя "стихи", "стихотворения", да ещё с одинаковым определением "духовные", - вообще понятия равнозначащие. Однако в понимании "духовного", пожалуй, и сегодня нет должной ясности и единогласия.

Дело в том, что советские пропагандисты от философии "духовным" считали любой интеллектуальный (конечно, в духе марксизма-ленинизма) труд. Но нельзя забывать, что в мире существует, помимо доброго, злой, злотворный, дьявольский интеллект, который не имеет ничего общего с истинной духовностью, то есть с причастностью, "стелесностью", "скровностью" Духу Святому, третьей Божественной ипостаси, "Господу, Животворящему, от Отца исходящему, со Отцем и Сыном споклоняемаму и сславимаму, глаголавшаму чрез пророков".

"Есть тело душевное, есть тело и духовное", - учил апостол Павел. "Первый человек Адам" - "из земли, перстный" - "стал душею живущею"; "а последний Адам", "второй человек - Господь с неба" - "есть дух животворящий". "Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное". Отсюда и смысл телесной жизни - взращивание тела духовного для жизни вечной.

Достижению этой священной цели способствует благочестие, что, по определению Феофана, епископа владимирского (ум. 1894), "есть постоянное, искреннее, полное и всестороннее хождение в духе единой истинной и святой веры", требующей добротолюбия и добротоделания, ибо "вера без дел мертва". Иначе: жизнь благочестивого христианина - это "хождение в духе", жизнь духовная, жизнь, исполненная духовности, то есть причастная Духу Святому. Так и поэзия, по аналогии: она духовна, если "напоена" Духом Святым, как душа её создателя, поэта, наделённого дарами духовными, "ибо все мы одним Духом крестились... и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13).

В Посланиях апостола Павла к римлянам и к коринфянам говорится о различных дарах Святого Духа, таких, как дар мудрости и разумения в Слове Божьем, дар учительства (способность излагать божественное учение для просвещения и назидания людей), дар пастырства и служения ("благотвори с радушием", "раздавай в простоте", "начальствуй с усердием"), дар исцеления и чудотворения, дар знания языков и их истолкования, дар пророчества (прозрение в сокровенных путях промысла Божьего и тайнах сердца человеческого), дар различения духов пророческих" (способность изобличать лжепророков, отличать божественное вдохновение от человеческого самообмана и бесовского соблазна).

Но самый важный духовный дар - это дар Любви: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая" (1 Кор.13:1); "достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать" (1 Кор.14:1), ибо "кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение" (1 Кор.14:3).

Многими из упомянутых выше духовных даров обладают истинные поэты, которых недаром часто называют поэтами-пророками. Правда, убедить людей в том, что "Бог гласит его устами", "поэту Божьей милостью", увы, не так-то просто. Об одном из таких блаженных и нищих провидцев писал Лермонтов:

С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистыя ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

(Продолжение следует)


Рецензии