Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 4

«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

4. Они были первыми

Массовое паломничество русских людей ко святым местам - в Константинополь, на Афон, Кипр, в Палестину - началось уже после крещения Руси внуком Ольги великим князем Владимиром.

В конце Х - начале XI века жил на Афонской горе в пещере уроженец города Любеча Черниговского княжества инок Антоний (ум. 1073), который по возвращении в Русь основал Киево-Печерскую (от слова "пещера") обитель.

Её первый игумен Варлаам (ум. 1065), назначенный Антонием, ушедшим в затворничество, совершил путешествия в Иерусалим и в Константинополь, как по личному влечению, так и для блага молодого русского православия, которое нуждалось в опыте и правилах Восточной церкви. В Палестину, в те места, "иде же Господь наш Иисус Христос плотию походи", пытался добраться и отрок Феодосий (уроженец города Василёво под Киевом), наслышанный рассказов о Святой Земле. Современник Антония, его ученик и последователь, Феодосий (ум. 1074) был тоже игуменом Киево-Печерским, первым учредителем монашеского общежития в русских монастырях.

В 1089 году в Грецию "ходила" Анна, дочь великого князя киевского Всеволода 1 Ярославича. А во второй половине 12 века, незадолго до своей кончины, отправилась в Константинополь и далее во Святую Землю дочь полоцкого князя игуменья Евфросинья. «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоём Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим», - таковы были последние слова её последней молитвы. Она отдала Богу душу в 1173 году в Русском монастыре при церкви Пресвятой Богородицы. Через 14 лет, когда Иерусалим был завоёван арабами, монахи Русского монастыря вынуждены были возвратиться на родину, они и принесли святые мощи княгини-игуменьи в пещеры Киево-Печерской лавры.

Свой подвиг благочестия Евфросинья Полоцкая начала ещё с молодых лет: после пострижения, живя в келье Полоцкого Софийского собора, она занималась переписыванием священных книг, свои рукописи отдавала в продажу, а вырученные деньги раздавала нищим. Любовь к книгам Евфросинья пронесла до конца жизни: "ими же утешает ми ся душа и сердце веселит". Возможно, она, как и другие первые русские паломники из числа насытившихся "сладости книжной", видела в руках пилигримов-латинян первый в мире, ставший популярным уже с конца 4 века, путеводитель "Паломничество по Святым местам", автором которого была, как предполагают, монахиня (из Испании?) по имени Эгерия или Этерия.
Паломничеству христиан из Западной Европы и византийского Востока положила начало Святая Елена, мать императора Константина Великого. В 325 году она совершила путешествие в Палестину, где обрела Гроб и Крест Господень.

Западные пилигримы (слово пришло из латинского языка, означает "чужестранник"), собираясь в дальнюю дорогу, отращивали бороду, облачались в особый наряд (плащ, широкополая шляпа, украшенные красным крестом), неизменными атрибутами их экипировки были посох и сума. Кстати сказать, крестовые походы в Палестину по сути дела являлись величайшим за всю историю человечества паломничеством.

(Продолжение следует)


Рецензии