Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 2

«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

2. На крылах Богоразумия

Древнерусские письменные источники сохранили для нас и некоторые конкретные имена паломников, их список начинается с Ольги - святой равноапостольной великой княгини.

Согласно новейшим исследованиям, первое "хождение" "русской начальницы" в столицу Византии произошло в 944 году при ромейском басилевсе Романе 1 Лакапине. Именно тогда патриарх константинопольский совершил над Ольгою таинство крещения, хотя первоначальная русская летопись "Повесть временных лет" относит это событие к "лету 6463" от сотворения мира, то есть ко времени правления византийского императора Константина VII Багрянородного.

Установить истинную дату того или иного события из жизни древней Руси (да и других стран, в том числе и Византии) нелегко, а порой вообще невозможно по многим причинам, таким, как, например, полное отсутствие свидетельств современников, а если таковые и дошли до нас, то их противоречивость и несоответствия; ошибки нечаянные или сознательные при переписке манускриптов, сомнительные домыслы поздних "реконструкторов истории", наличие разных космических эр и стилей летосчисления.
Как остроумно заметил один знаток русско-византийских отношений времен "вещего" князя Олега, скрупулёзному летописцу часто ничего не остаётся, как волей-неволей обращаться к поэзии, здравому смыслу и далёким слухам, совмещать эти несовместимые вещи на острие писчей трости и затем переносить их на пергамент. В конце концов, воловья или телячья шкура, на которой он пишет, всё стерпит, зато хотя бы она - неподдельна.

В 946 году Ольга совершила своё второе "хождение" в Царьград, где на императорском троне уже сидел ранее отстранённый от власти Константин VII Багрянородный. Большую часть жизни он провёл за чтением манускриптов, в общении с талантливыми богословами, учёными, поэтами и художниками. По мнению этого просвещённого монарха, первое, что басилевсу необходимо взять в поход, - это походная библиотека, в которой непременно должен присутствовать Церковный Служебник.

"В день битвы армия должна быть свободна от всех земных страстей, - говорится в редактированной им книге “Тактика”, — ночь, предшествующую сражению, солдаты должны проводить в пении псалмов; утром священники принесут бескровную жертву, и вся армия причастится святых таин. Таким образом, солдаты пойдут в битву с большею бодростью, ибо с ними будет помощь Господа и св. Девы, Его Матери".

В своём сочинении "Церемонии византийского двора" Константин Багрянородный подробно описывает торжественный приём, устроенный в честь Ольги; подобное гостеприимство византийские императоры могли оказывать лишь тем "архонтам", кто уверовал в Христа, ибо к “варварам” любого ранга они, как правило, относились с нескрываемым презрением.

Этот новый визит русской правительницы в Константинополь был вызван не только дипломатическими соображениями: подтвердить "любовь межю Греки и Русью". "А кто из русской стороны замыслит разрушить ту любовь, - говорилось в договоре князя Игоря с Византией, - то пусть те, кто принял крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни..."

Можно предположить, что после гибели Игоря в земле древлян и жестокого, поистине варварского мщения Ольги за смерть мужа в душе великой княгини, принявшей свет христианства "в самом источнике его", не могли не происходить те благие морально-психологические сдвиги, которые зовут к раскаянию и покаянию, к искреннему желанию раз и навсегда отрешиться от всего греховного, причащаясь к обновляющим душу тайнам веры Христовой. «Покаяние есть ключ царствия небесного, - учил святой Феодосий Печерский, - покаяние есть путь, вводящий в жизнь... Шествие по этому пути прискорбно, но конец его радостен".

"Благословенна ты в женах русских, - говорил патриарх константинопольский, напутствуя Ольгу в обратный путь, - так как возлюбила свет, а тьму оставила. Благословят тебя русские сыны до последнего рода твоих потомков".

Согласно Иоакимовской летописи, Ольга вернулась из Царьграда со многими дарами, с мудрыми иереями, «церковь Святыя Софея древянну устрои, а иконы присла ей патриарх».

Об апостольских трудах княгини мы знаем не много. «Степенная книга» рассказывает, что "Ольга, обходяши грады и веси по всей Русстей земли, всем людям благочестие проповедая и учаше их вере Христове... дани оброки легки уставляющи и кумиры сокрушающи и на кумирниских местах кресты Христовы поставляющи".

Среди даров, привезенных Ольгой из царьградского паломничества, был крест, вырезанный из куска животворящего Древа Господня с надписью: "Обновися Росьская земля святым крещением, Его же приять Ольга благоверная княгыня".

(Продолжение следует)


Рецензии