Неожиданность

Неожиданность... паперть ладоней захвачена паникой:
Эта встреча совсем не входила в расчёты с судьбой.
Будто вдруг, оказавшись в закрытой каюте Титаника,
Поняла, что могу, лишь к БОГАМ обратиться с мольбой.

Двое бывших - какое нелепое слов сочетание.
Разве прошлое при настоящем равно по ролям?
Неудобное, да и неловкое, вроде, свидание,
А волнение делит нелепостью день по долям.

Вот немного спокойствия: это, пожалуй, оставлю я,
Должен быть у меня хоть какой-нибудь, да амулет
От себя... и тебя. Мы давно уже сердце не балуем
Бесконтрольностью. Жаль. Я не знаю... а может и нет.

14.11.2009

Краткий анализ стихотворения
Тема
Встреча с бывшим партнёром, вызывающая смятение и противоречивые чувства. Лирическая героиня осмысляет разрыв между прошлым и настоящим, пытается обрести внутреннее равновесие.
Основная мысль
Неожиданная встреча с прошлым выбивает из колеи: прежние чувства оживают, но разум подсказывает, что возврата нет. Героиня ищет опору («амулет от себя… и тебя»), балансируя между ностальгией и трезвым пониманием: отношения исчерпали себя.
Композиция
1;я строфа — шок от встречи, образ «закрытой каюты Титаника» как метафора безысходности.
2;я строфа — рефлексия о парадоксе «двоих бывших»: прошлое не равно настоящему, свидание неловко и искусственно.
3;я строфа — попытка найти точку опоры, признание, что оба давно «не балуют сердце бесконтрольностью», но остаётся неясность («а может и нет»).
Дата в конце придаёт тексту дневниковую интимность.
Тип речи
Рассуждение с элементами повествования: героиня последовательно анализирует эмоции, перемежая образы и логические выводы.
Стиль речи
Художественный, лирический. Присутствуют:
разговорные обороты («какое нелепое слов сочетание», «вроде, свидание»);
книжная лексика («паника», «мольба», «амулет»);
контрасты («спокойствие» vs «паника», «нелепость» vs «волнение»).
Средства связи предложений
лексические повторы: «нелепое/нелепостью», «бывших/былое»;
местоимения: «я», «тебя», «нас»;
синтаксический параллелизм: «Это, пожалуй, оставлю я…», «Должен быть…»;
риторические вопросы и недоговорённости («Разве прошлое…?», «а может и нет»).
Средства выразительности
метафоры: «паперть ладоней захвачена паникой» (ладони как место молитвы), «каюта Титаника» (обречённость), «амулет от себя… и тебя» (поиск защиты от собственных чувств);
эпитеты: «неудобное свидание», «неловкое свидание», «закрытая каюта»;
сравнения: «Будто вдруг, оказавшись в закрытой каюте Титаника»;
антитезы: прошлое vs настоящее, спокойствие vs паника, рациональность vs эмоции;
инверсия: «паперть ладоней захвачена паникой», «поняла, что могу, лишь к БОГАМ обратиться с мольбой»;
графическое выделение («БОГАМ» — капитель усиливает отчаяние);
парцелляция: короткие фразы («Жаль. Я не знаю… а может и нет») передают растерянность.
Итог
Стихотворение передаёт хрупкое состояние человека на стыке прошлого и настоящего. Через яркие образы и синтаксические приёмы автор показывает борьбу между ностальгией и осознанием необратимости перемен. Тональность — тревожно;рефлексивная, с намёком на примирение с реальностью.


Рецензии
Красиво! Коротко и лаконично. Не буду писать большущую рецу, скажу только, что мне понравилось. Интересные образы, сравнения, смысл: "паперть ладоней захвачена паникой", "вдруг, оказавшись в закрытой каюте Титаника", "Разве прошлое при настоящем равно по ролям", "волнение делит нелепостью день по долям", "амулет От себя... и тебя"...всего и не процитируешь. Классно! Молодец!

Марина Дорих   15.11.2009 10:16     Заявить о нарушении
Марина!!! я так тебе рада0)) ты почти не заходишь))) И я почти потерялась)))
Спасибо тебе большое)))
Это же главное, что понравилось....
Сегодня отвечу на все реци...и постараюсь в гости ))
Я так давно зависла где то в каких вечных нескончаемых делах)
пора...пора выбраться))
Целую
Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   27.11.2009 10:26   Заявить о нарушении