Часть системы

Развитие украинского футбола. С чем его едят? Какие сугубо национальные приправы и какое оно на вкус? Острая тема в любом контексте. Вызывает интерес даже абсолютно не связанных с футболом людей. А для тех, кто касается какой-либо стороны такого всеобъемлимого явления современной жизни как футбол, - именно его участок является самым проблематичным. Но если попробовать взглянуть со стороны то ясно: футбол как и любая система - является одним целым, не смотря на обособленность частей выполняющих самые разнообразные функции. 
 
Футбол еще с Х І Х века перестал быть просто народной игрой, как керлинг или лапта в других странах. Соревнование, несущее в себе глубокую идею борьбы, - всегда вызывало сильный интерес. Вызывало искренние переживания зрителей за своих представителей в состязании. Как и игроки, идущие на жесткий мужской контакт, посвятившие себя совершенствованию искусства, - отдающие и физические и моральные силы, себя и своих близких. Так и зрители были готовы многое отдать. За сопереживание эмоций. Эмоций этого несравнимого ни с чем накала боя, победы, поражения, единения с другими людьми в процессе переживания. Очень глубоко в человеке сидит инстинкт борьбы стаи. Именно стаи. Со всеми вытекающими процессами: установление цели и общего врага, установление традиций и правил поведения, установления иерархии, выделение сильных желанием и духом, презиранием слабых, гордостью за победы, и злостью на себя за поражения. Столь сильное чувство одновременно и сильная сторона человечества, и слабина человеческого в личности. 
 
С самого начала своего существования профессиональный футбол является бизнесом. Источником доходов. Денежные потоки по крупицам тянуться от потребителей к организаторам. Руководят всеми событиями, что происходит в этом мире. До развития транспортных и информационных коммуникаций бизнес массовых видов спорта пребывал в зачаточном состоянии. Как личинка. Формируя принципы и законы своего бытия в будущем. В этом нет романтики полосатых мячей, и в корне неверны лозунги AMF . Футбол по своей сути неизменен. Отличны только этапы развития бизнеса.
Технический и экономический прогресс, коммерциализация общества привел футбол в мире к современному состоянию. Сотни миллионов людей, грандиозная инфраструктура, система понятий и мировоззрения, цель жизни и интересы большинства. Пропаганда и реклама как ее часть прочно создали в сознании отдельный от производства/размножения мир. Мир где у человека есть своя религия, свои ценности и герои, свое место удовлетворения потребностей человека социального. Бизнес никогда не стоит на месте. Либо вперед, либо в небытие. Уровень финансирования современного футбола, наращивание финансирования, его проникновение в обычную жизнь говорит о фактически текущем создании массовой, альтернативной реальной, – реальности. Что вписывается в задачи по управлению обществом, по контролю над желаниями, эмоциями, действиями. 
 
Совсем недавно идеологией нашего общества были идеи немного отличные от другого мира. Занимая место в сознании, где могли быть мысли о несовершенстве социального строя, спорт всё же был спортом. Стихийным энтузиазмом привлекая зрителей. Трансформация спорта в бизнес обнаружила существенный недостаток. Отсутствие потребности потреблять футбол. Украинский футбол начался с фундамента советских времен. И финансирование объективно не могло прийти, - без массового желания потребителей  вернуть его с лихвой. Ограниченные бюджеты клубов, «существование» детских спорт-интернатов, технически древняя инфраструктура, как футбола, так и всего общества. Общество по своему развитию и на текущий момент не в состоянии донести до каждого эту возможность уйти от бытовых, личных и других забот. Громадная незанятая ничем ниша в сознании десятков миллионов. Поэтому акулы бизнеса стремятся ее занять не выбирая методов. Начиная с детского возраста прививать потребность, развивать ее во взрослых. Однако бурное восприятие информации, заполнение рекою ощущений свободного места - слабо контролируемый процесс. Сильные эмоции всегда вызывают радикализм. Желание изменить действительность, принять участие в борьбе. Что противоречит необходимостям потребительского общества. Человек должен быть предсказуемым, стабильным, планируемым. Ситуация должна контролироваться всегда. Поэтому экстремизм на трибунах и за ними вызывает сопротивление системы. Системы, которая в этом экстремизме нуждается. Как человек в воздухе.
 
Вялотекущий интерес постсоветского человека к спортивным событиям не сможет стать активным без дополнительной переоценки ценностей. Потребность человека в социальной группе, в общности интересов с другими людьми непреодолима. Но если раньше всё было понятно и описано в пропаганде. То теперь человек остался наедине с собой. Слабо отождествляя себя даже с коллегами, с соседями, с Родиной. Для желания потреблять футбол человеку надо осмыслить, что этот же продукт потребляют все без исключения, что это не потеря времени, что это получение бесценного - животного счастья. Как телевизор или алкоголь. И как на телеэкранах для повышения рейтинга нужны харизматические актеры, так и на трибунах стадиона нужны люди одержимые фанатизмом. Действующие на грани с дозволенным. Увлекающие за собой. Подающие пример наслаждения от околофутбольной жизни. Только так футбол у вас сможет максимально быстрыми темпами стать прибыльным. Стать по-настоящему массовым. Футбольный фанатизм во всех его проявлениях: организованной поддержке, пиротехнике, акциях протеста и шествиях, силовой борьбе с оппонентами, - является Двигателем футбола, Ледоколом сознания не вовлеченной в футбол массы. Сначала фаны покупают атрибутику десятком единиц. Остальные идут за ними, сначала за экраны, потом на стадионы и в магазины. Уже стоимость телевизионной трансляции стала в Украине веской причиной для борьбы собственников бизнеса. Всё идет по плану и по примеру развитых стран. Необходимо понять, что потерю духа свободы, духа борьбы вместе с игроками никак не заменить. Никак не возместит это воспитание детей в спортивной форме футбольных клубов, не поможет выпуск алкогольных торговых марок с логотипами, не поможет пропаганда на медиа пространстве. Этап развития продукта футбол еще не прошел состояния неизвестности на рынке. Необходимо шоковое воздействие на потенциального потребителя. Побольше огня и дыма, как на трибуне, так и в сердце.
 
А этого огня у нас достаточно. Та вера, надежда, любовь, те искренние человеческие чуства, которые отобрало у нас современное общество. Мы находим на трибуне. В футболе. В самих себе. В своих друзьях. И мы готовы зажечь эту любовь к футболу в других. Еще сильнее разжечь в нас. Что с того, что этим воспользуется бизнес. Постепенно сведя к нужному себе знаменателю. Это всё равно неизбежный процесс. Так не мешайте фанатизму и вы получите доходы топ клубов Европы. Помогайте фанатизму и ваш клуб станет самым узнаваемым брендом. Боритесь с фанатизмом и мы станем лучше. Убейте фанатизм и вы убьете свою перспективу. Наши потребности это ваши потребности. И по другому никак. Кто это не поймет - рано или поздно останется не у дел.


Рецензии