Не принимая ничего на веру...

Не принимая ничего на веру
(Нет вечности, всего лишь эпизод),
С презреньем к поучительным примерам
Легко и гордо жизнь свою несёт.

Из затяжной зимы в весну хмельную
(Как из постели, сщурившись на свет),
Но в куклу превращаясь восковую,
В миру не ищет никаких побед.

Бывает, что тоской остервенелой
День хлещет по щекам, а ночь молчит
И смотрит в ослепительности белой
Луною грешной и в груди стучит.

Но в этой обособленности странной
Она в ракушке, где-то в глубине,
В действительности призрачно-туманной,
Всегда одна в безликой тишине.


Рецензии
Как читатель скажу: стихотворение из тех, что начинают с гордой таблички «Скептик. Не кормить метафизикой», а заканчивают очень человеческим «внутри всё равно стучит».

Автор (точнее, героиня) заявлена мощно: «Не принимая ничего на веру» — и сразу хочется выдать ей удостоверение личности: “Сильная, независимая, философски закалённая”. Дальше — ещё лучше: «Нет вечности, всего лишь эпизод» — коротко, хлёстко, как девиз на кружке у экзистенциалиста. И вот уже читатель понимает: сейчас будет не нытьё, а гордая походка по жизни с презрением к «поучительным примерам». То есть ко всему тому, что обычно помогает людям не разбиваться лбом о реальность.

Сильнейшая сторона текста — образность, которая работает тихо, но точно. Переход «из зимы в весну хмельную» — живой, телесный, и удачное сравнение «как из постели, щурившись на свет» даёт ощущение пробуждения не только сезонного, но и внутреннего. А затем — внезапный, очень кинематографичный укол: «в куклу превращаясь восковую». И тут уже сарказм читателя включается автоматически: значит, мы такие гордые и лёгкие, но при перегреве души становимся свечкой в витрине — красиво, хрупко и строго “руками не трогать”.

Третья строфа вообще почти физическая: день хлещет по щекам, ночь молчит, луна грешная… И особенно хорош финал строки: «и в груди стучит» — это честно. Потому что при всей позе «я выше этого мира» у героя всё равно есть сердце, которое нарушает идеологию. Скепсис скепсисом, а внутренний метроном — по расписанию.

Финальные строки — самый точный диагноз: обособленность как ракушка. Красиво, глубоко, и немножко грустно. Потому что «не верить ни во что» в итоге часто означает «не подпускать никого». И героиня выходит не победителем и не побеждённой — а человеком, который очень достойно держит фасад, пока внутри стоит безликая тишина.

Итого: стих сильный, с хорошей пластикой образов и настоящей интонацией. Похвалю так, как оно того заслуживает: это элегантный манифест непринимающей на веру души, написанный так убедительно, что хочется спросить — а вера-то вам точно не нужна, или просто невыгодна по идеологическим соображениям?

Жалнин Александр   13.01.2026 13:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.