Моё Я
Примеряли правила строгие.
С тихой жалостью да наивненько
Мне вослед смотрели убогие.
.
А моё то "Я" не потратилось
На бессмысленность, да неправедность,
Просто сеялось с остальными врозь,
В почвы дальние, под нечаянность.
И не гаданно, и не ведомо,
Проросли ростки непривычные
На земле, сосватанной бедами
Для обид в друзья закадычные.
Жаждой вспенилось суховей-житьё
На просторе мира забвения,
И остуда лет - это не моё...
А моё то "Я" - дуновением
По морям морей, по лесам лесов,
По бессмертию душ, отринутых
От размеренности земных часов,
Мной самой - причастием принято.
08.11.2009
Краткий анализ стихотворения
Заглавие. Автор не дал названия; условно можно обозначить как «Моё „Я“» — по ключевому образу текста.
Тема. Внутренний путь лирического героя, сохранение подлинности «Я» вопреки внешним нормам и испытаниям; прорастание индивидуальности в недружелюбной среде.
Основная мысль (идея). Лирическое «Я» не поддаётся давлению условностей и неправедности, сохраняет сущность и находит путь к свободе, бессмертию души и собственному призванию.
Стиль речи. Художественный (поэтический) с элементами архаики и разговорной интонации («моё;то „Я“», «наивненько», «нечаянность»).
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами повествования: движение от внешнего давления к внутреннему освобождению.
Композиция.
1;я строфа: конфликт «Я» с внешними нормами (схимники, убогие).
2;я строфа: сохранение сущности «Я» и его «посев» в иные сферы.
3;я строфа: неожиданное прорастание индивидуальности среди бед.
4;я строфа: отвержение унылой рутины («суховей;житьё», «остуда лет»).
5;я строфа: триумф «Я» в пространстве свободы и бессмертия.
Средства выразительности:
Лексические повторы: «моё;то „Я“» — ядро текста, подчёркивает центральность личности.
Метафоры: «сеялось… в почвы дальние», «проросли ростки непривычные», «жаждой вспенилось суховей;житьё».
Олицетворение: «остуда лет», «земля, сосватанная бедами».
Эпитет: «тихая жалость», «непривычные ростки», «забвение».
Символика: «моря морей», «леса лесов» — безграничность пути; «бессмертие душ» — духовная свобода.
Архаизмы/просторечия: «схимники», «наивненько», «нечаянность» — создают контраст между традицией и новизной.
Анафора и параллелизм: повторяющиеся конструкции («И не гаданно, и не ведомо…», «По морям морей, по лесам лесов…») усиливают ритм и масштаб.
Ключевые слова/фразы: «моё;то „Я“», «не потратилось», «проросли ростки», «жаждой вспенилось», «бессмертие душ», «причастием принято».
Ритмика и звучание. Свободный ритм с элементами тонической организации; ассонансы («о», «а») и аллитерации («с», «р») создают плавное, медитативное звучание. Пунктуация (многоточия, тире) подчёркивает паузы и глубину размышления.
Итог. Стихотворение раскрывает драму и триумф индивидуального «Я», которое, несмотря на внешнее давление и невзгоды, прорастает в новом пространстве свободы и смысла.
Свидетельство о публикации №109110808351
"На мое-то "я", "А мое-то "Я" - 2-й и 4-й катрены.
"На бессмысленностЬ, да неправедность"
"ПрорОсли(прошедшее время, пишется "о") ростки непривычные".
"На земле(,)сосватанной бедами(,)"
"По бессмертию душ(,) отринутых"
Виктор Ку 08.11.2009 23:45 Заявить о нарушении
Спасибо Вам ))) такие глупые ошибки(
егодня просто не успеваю, а затра во второ половине дня придув гости) с удовольствием)
С уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 08.11.2009 23:54 Заявить о нарушении