Моё Я

На моё то "Я" - много схимников
Примеряли правила строгие.
С тихой жалостью да наивненько
Мне вослед смотрели убогие.
.
А моё то "Я" не потратилось
На бессмысленность, да неправедность,
Просто сеялось с остальными врозь,
В почвы дальние, под нечаянность.

И не гаданно, и не ведомо,
Проросли ростки непривычные
На земле, сосватанной бедами
Для обид в друзья закадычные.

Жаждой вспенилось суховей-житьё
На просторе мира забвения,
И остуда лет - это не моё...
А моё то "Я" - дуновением

По морям морей, по лесам лесов,
По бессмертию душ, отринутых
От размеренности земных часов,
Мной самой - причастием принято. 

          08.11.2009

Краткий анализ стихотворения
Заглавие. Автор не дал названия; условно можно обозначить как «Моё „Я“» — по ключевому образу текста.
Тема. Внутренний путь лирического героя, сохранение подлинности «Я» вопреки внешним нормам и испытаниям; прорастание индивидуальности в недружелюбной среде.
Основная мысль (идея). Лирическое «Я» не поддаётся давлению условностей и неправедности, сохраняет сущность и находит путь к свободе, бессмертию души и собственному призванию.
Стиль речи. Художественный (поэтический) с элементами архаики и разговорной интонации («моё;то „Я“», «наивненько», «нечаянность»).
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами повествования: движение от внешнего давления к внутреннему освобождению.
Композиция.
1;я строфа: конфликт «Я» с внешними нормами (схимники, убогие).
2;я строфа: сохранение сущности «Я» и его «посев» в иные сферы.
3;я строфа: неожиданное прорастание индивидуальности среди бед.
4;я строфа: отвержение унылой рутины («суховей;житьё», «остуда лет»).
5;я строфа: триумф «Я» в пространстве свободы и бессмертия.
Средства выразительности:
Лексические повторы: «моё;то „Я“» — ядро текста, подчёркивает центральность личности.
Метафоры: «сеялось… в почвы дальние», «проросли ростки непривычные», «жаждой вспенилось суховей;житьё».
Олицетворение: «остуда лет», «земля, сосватанная бедами».
Эпитет: «тихая жалость», «непривычные ростки», «забвение».
Символика: «моря морей», «леса лесов» — безграничность пути; «бессмертие душ» — духовная свобода.
Архаизмы/просторечия: «схимники», «наивненько», «нечаянность» — создают контраст между традицией и новизной.
Анафора и параллелизм: повторяющиеся конструкции («И не гаданно, и не ведомо…», «По морям морей, по лесам лесов…») усиливают ритм и масштаб.
Ключевые слова/фразы: «моё;то „Я“», «не потратилось», «проросли ростки», «жаждой вспенилось», «бессмертие душ», «причастием принято».
Ритмика и звучание. Свободный ритм с элементами тонической организации; ассонансы («о», «а») и аллитерации («с», «р») создают плавное, медитативное звучание. Пунктуация (многоточия, тире) подчёркивает паузы и глубину размышления.
Итог. Стихотворение раскрывает драму и триумф индивидуального «Я», которое, несмотря на внешнее давление и невзгоды, прорастает в новом пространстве свободы и смысла.


Рецензии
Красиво звучит в былинном стиле. Давно хочу попробовать в нем писать, тему не подберу, да и язык требуется своеобразный, боюсь не потяну. А у Вас замечательно получается, оторваться невозможно, читаю-перечитываю.

"На мое-то "я", "А мое-то "Я" - 2-й и 4-й катрены.

"На бессмысленностЬ, да неправедность"

"ПрорОсли(прошедшее время, пишется "о") ростки непривычные".
"На земле(,)сосватанной бедами(,)"
"По бессмертию душ(,) отринутых"

Виктор Ку   08.11.2009 23:45     Заявить о нарушении
Просто предствьте себя в том времени. а слова сами лягут)
Спасибо Вам ))) такие глупые ошибки(
егодня просто не успеваю, а затра во второ половине дня придув гости) с удовольствием)
С уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   08.11.2009 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.