Страх и слёзы маленькой деревни

В этой статье, я хочу рассказать вам о прошлом, о событиях Второй мировой войны. Я хочу вам рассказать про мечты которые не домечтали, про любовь которая не долюбила, про не допетые песни, про детей которые не родились, про расстрелянную старость и убитых матерей... О моей маленькой Родине, которая пролила так много слёз и вынесла так много боли, в годы войны.

Канюкай - это маленькая деревушка, подавляющее большинство людей которой поляки, она находится на южной окраине Литвы,небольшой гордой страны, в нескольких километрах от небольшого городка Шальчининкай. Cейчас в нашей деревне проживает не очень много людей, которые жили здесь всегда. Многие, кто-то в поисках счастья и лучшей жизни уехал в город, кто-то на заработки за границу, но летом все приезжают в деревню, у которой есть всё необходимое человеку для того, чтобы отдохнуть от суетливой шумной городской жизни - тишина, лес с его чистым воздухом и очаровательным пением птиц, речка с её спокойным и красивым течением. Сейчас мы с вами всё куда то спешим, спешим пытаясь куда-то успеть, спешим и не успеваем и не получаем от этой гонки никакого удовлетворения… До войны деревня была весёлой и большой, в каждой семье воспитывалось помногу детей. Все люди конечно же разные, но всех их объединяла любовь к своей маленькой родине, своему родному дому, своей земле. Люди очень много и тяжело работали ради своих детей, чтобы им жилось лучше, после работы вечерами собирались у кого-то дома, на танцы, веселились, отдыхали, а утром снова шли обрабатывать свою родную кормилицу-землю и самое главное все они были счастливы. И вот в этих красивых и гостеприимных местах, в годы войны произошла очень большая трагедия.

В 1939г. д. Канюкай была большой деревней, в ней в 82 домах проживало больше 300 жителей, большая часть жителей проживала на хуторах. Наша деревушка расположена на окраине Руднинкской пущи, которая в годы войны была главной базой советских партизан, там было сборище поддонков всех вероисповеданий и национальностей, кто-то спрятался в лесу от войны, кто-то от тюрьмы, кто-то был вонючим коммунистом или комсомольцем и дрожа от страха убежал в лес от немцев. В соответствии с различными историческими источниками, в лесу находились от нескольких сотен, до нескольких тысяч, так называемых "партизан".

Всем понятно, что такая большая толпа народа должна каждый день питаться, одеваться, обуваться. И всё это, эти вояки, отбирали у местного населения. Хотя во время войны, эти маленькие деревушки окружающие Руднинкскую пущу, были и так очень бедны. По рассказам моей бабушки Воронис Станиславы, которой сейчас 96 лет, эти горе-партизаны приходили и в нашу деревню и воровали то скот, то зерно, они даже не просили, а брали, как своё и тихо, чтобы ненароком не встретить немцев, которых они очень боялись, уходили в лес. Мой дедушка Воронис Владислав собрал деревню и на сходе всей деревни, решили устроить дежурство, чтобы прекратить грабежи. В одну из ночей они поймали одного партизана и намяв ему бока предупредили, чтобы в эту деревню они забыли дорогу. За то, что жители деревни Канюкай решили не отдавать свой так тяжело заработанный хлеб партизанам, руководство советских партизан решило наказать деревню.

29 января 1944 ранним утром 200 до зубов вооружённых советских партизан, из отрядов с такими высокими названиями, как Смерть оккупантам”, “Смерть фашизму”, “Мститель” напали на спящую и беззащитную деревню и в течении двух часов её жгли, убивали и насиловали. Этот партизанский отряд состоял из людей разных национальностей. Им был дан приказ никого не оставлять живыми, убивать даже домашних животных. Рано утром, перед восходом солнца, мирных беззащитных людей ждала смерть. Через несколько минут была окружена вся деревня, с трёх сторон, с четвёртой стороны протекает речка, а единственный мост был занят партизанами. И началась резня, бандиты зажигательными пулями жгли дома и постройки, из домов раздавались только плач и стоны умирающих людей. Люди с детьми на руках выскакивали в окна и пробовали бежать, но их догоняли и убивали, некоторые прыгали в такую любимую ими речку, но их и там ждала только смерть.

В этой резне погибли по меньшей мере 38 человек, были ранены десятки человек, в том числе несколько тяжело. Деревня была полностью разграблена и сожжена.


Потом после войны, эти  горе партизаны хвастались, что разгромили отряд который сотрудничал с немцами. На самом деле - эта деревня для своей самообороны имела лишь несколько ржавых винтовок, и любые другие разговоры на эту тему, полная чушь. Это была обычная деревня, где люди были обязаны организовать свою самооборону и попытаться защитить себя, чтобы не умереть с голоду. Их единственной виной  было то, что они не побоялись поддонков из леса и попытались предотвратить грабежи и насилие. Мои бабушка и дедушка, с моей мамой на руках, смогли спастись. Каждый день моя  бабушка молится милосердной Богоматери Остробрамской. Той которая глядя с образа, который висит на стене и  хранит её всю жизнь,  той у ног которой она стояла в часовне в Вильнюсе, куда её маленькой девочкой привели родители, той которая спасла ей и её родным Жизнь… На этой земле наши предки жили веками и это наша земля, или всех тех для кого эта земля является маленькой Родиной – местом, где мы пришли в этот мир.

Когда закончилась война был арестован мой дедушка Воронис Владислав и военным трибуналом приговорён к 10 годам особых лагерей, без права переписки - это в то время была расстрельная статья, он через полгода был вывезен в сибирские лагеря, вернулся только в 1956 году, после смерти Сталина, без гражданских прав  и права проживать в любых городах  Советского союза. 

Из воспоминаний моей бабушки Воронис Станиславы:

… Я помню, что - это было 29 января. В ранние утренние часы около 7 (в это время как правило, темно, поэтому я не могла понять, откуда исходит свет) я проснулась от страшного рывка мужа рукой и крика, что нужно убегать из дома и оставить его немедленно. Наш дом находится в центре деревни. Первый дом уже пылал …

- На другой стороне дороги, которая проходит через нашу деревню, лес – который стал молчаливым свидетелем страшной трагедии. Советский партизаны часто бывали у нас и раньше. Обычно приходили с приказом или с пистолетом в руке, чтобы жители отдали им продукты питания. И тогда наши люди восстали. Мы не имели чем кормить своих детей. Когда организовали самооборону, то советы расправились с нами звериным способом, с использованием убийств и пожаров. Я понимаю войну с мужчинами, но убийство невинных людей, никогда! .. Это было хуже, чем война. На войне погибаешь от пули. В Канюкай те в кого пуля не попала или был только ранен, добивали живыми, убивали целыми семьями. Последствие той страшной ночи, мы будем помнить всегда, страх и свист пуль у нас за спиной. Мы будем помнить горящую деревню и людей, тщетно умоляющих о пощаде. Кладбище для всех сделали тут же, около леса. Недалеко, где стоял крест, который поставили перед войной для того, чтобы увековечить наши католические корни, как будто предвидя большое несчастье и страдание…   

В советские времена мы смотрели фильмы, читали книги и газеты, и всегда слышали о том, как вели себя немцы жестоко в отношении измученного гражданского населения. Это не совсем так, Германия выступала против жестокого поведения своих солдат в войне, и издевательства над мирным населением, немцы стояли у нас в деревне и очень хорошо и с пониманием относились к людям, Советы хуже любых нацистов…

- Нас, законных жители этой земли, людей которые пережили резню своих родных, соседей, друзей, убивали не немецкие солдаты, а советские партизаны Руднинкской пущи…

Через четырнадцать месяцев после трагедии в Kанюкай,советские войска одержали победу над Берлином. Но кровопролитная война в истории, не закончилась. Царил почти всеобщий восторг. “Почти всеобщий“, но только не в Литве которая находилась под советским грязным сапогом. Выжившие люди Канюкай, только мгновенье могли мечтать о правосудии. Люди, которые выжили были под постоянным страхом, одни бежали в Польшу, другие в Канаду, в Америку. Потому, что при советской власти они всегда были  "Конюховскими бандитами".

В Рудницких лесах Советские власти открыли с большой помпой музей, посвященный партизанам. Музей прославляющий убийц грудных детей и беременных женщин… Многие из нападавших на Koнюкай стали героями. Во всяком случае, о нападении на деревню в целом никто не вспоминал. Только советская пропаганда и та шёпотом твердила "те конюховские бандиты".

Советская власть по-моему мнению столь же бесчеловечна, как и глупа, она не прислушивалась к мнению большинства  людей, у этой власти лидировало полное равнодушие к долгу, чести, справедливости, праву, истине, полное презрение к достоинству человека, к его правам и надеждам. Наверное, поэтому в годы советской власти в Литве, у большей части народа, притупился такой основной инстинкт человека как Cовесть. Совесть заменили комунистической идеологией, люди опустились до  инстинкта cтада, а главным правилом  людей стал принцип быть, как все. Совесть людей была вытеснена ужасом и  ледяным страхом, перед бесчеловечной советской властью, перед вседозволенностью всяких там, партийных секретарей колхозов и районов, полной  беззащитностью простых людей.

Жители Канюкай всё чаще начали говорить о своём, о сокровенном тихо, с опаской озираясь, всегда вздрагивать от стука в дверь, от скрежета тормозов подъезжающей ночью машины, умирать от страха получая распечатанное письмо. Всюду царили такие паскудные явления, как круговая порука и беспринципность, подхалимство, угодничество и стукачество.

А по ту сторону дороги стояли надменные партийные царьки, с красными партийными книжками и с фотографией лысого Ленина, лентяи и бездарности, которые, когда в Литве пришла демократическая власть, попрятали свои красные книжечки и резко поменяли свои взгляды и стали демократами, почему-то они  очень быстро забыли, как отравляли жизнь моей деревне и моей семьи. Они быстро вспомнили что они поляки и надо поставить памятник безвинно погубленным людям. Быстро забыв о том, что многие из них, когда были большими руководителями при советской власти в то время они об этой деревне и этом кладбище ничего не хотели знать.

У власти были всякие недоумки и бездарности, люди, которые, когда-то прятались от войны в Руднинкской пуще, грабили и убивали беззащитных людей. Вот поэтому по-моему, эта нелюдская власть так быстро и закончилась, эта власть была не для людей, а против народа, они и сами наверное не верили в то,  во что верят…

Иногда я смотрю из окна дома, где родился,  на лес, где стоит довоенный крест - символ страданий родных мне людей,  символ муки. Я вижу - братскую могилу невинно убитых людей… Я вижу, как приходят люди и ставят букеты цветов у подножия Креста… Значит память жива, пока мы помним, пока нас помнят.

Костёр из восковых свечей.

Мы снова здесь, у Памятника предкам,
Мы воспоминаем вновь их горькую судьбу,
Приходим мы сюда довольно редко,
И каждый с памятью своей ведёт борьбу.

Почти зажили кровоточащие раны,
Но нету сил простить обиду тем,
Кто нас осиротил, отцов тиранил,
Кто к власти шёл по пирамидам тел.

Дожили мы до старости глубокой,
Об убиенных всё скорбит душа.
Кто здесь лежит, а кто совсем далёко:
На Севере, в болотах, камышах.

Вам, испытавшим злые муки ада,
Земной террор, жестокость палачей,
Ужасную судьбу Советского ГУЛАГа,
Горит костёр из восковых свечей.

Страх и слёзы маленькой деревни
 Любое зло - это несколько больших шагов от добра,  в сторону зла, от мудрости, любви и красоты, от самых высоких человеческих ценностей. Это шаги от солнца в ночь, невежество, во власть самых низменных сил. Но зло не всегда может победить. Оно может победить лишь в отдельных областях, некоторых ненастоящих ценностей. И победить зло можно, в первую очередь, милосердием, совестью и любовью, а значит, высоким достоинством и честью. Вечная память безвинно погибшим…

Канюкай - 29января 1944 были убиты: 1. Бандалевич Станислав около 45 лет, 2. Бандалевич Иосиф 54, 3. Стефания бандалевич около 48 лет, 4. Бандалевич Мечислав 9 лет, 5 .Бандалевич Зигмунт 8 лет, 6. Бобин Энтони около 20 лет, 7.  Виктория Boбин лет около 45 лет, 8. Бобин Иосиф около 50 лет, 9. Бобин Мариан 16 лет 10.Бобин Ядвига около 10 лет, 11.Бобин Эдвард около 35 лет, 12.Янковска Станислава 13.Янковски Станислав, 14.Лашакевич  Иосиф 15.Лашакевич Геноефа 16.Лашакевич Янина, 17 .Лашакевич Анна Винсент 18.Мартинкевич Винценты около 63 лет, 19.Марцинкевич (парализован,  сожгли), 20.Молис Станислав около 30 лет, 21.Moлис Н. около 30 лет,
22.Moлис около 1,5 лет, 23.Пильжис Казимеж 24.Пильжис Н., 25.Пильжис Геленна, 26.Пильжис  Тереза 27.Парвицка Уршула около 50 лет, Иосиф 28.Парвицки Иосиф лет 25, 29 . Ровба Михаил, 30.Тубинь  Ивашка (?)45 лет, 31.Тубинь Иван около 30 лет, 32.Tубинь  Мария около 4, 33.Войшнис Игнатий около 35 лет, 34.Войткевич София около 40 лет, 35.Воронис Анна 40 лет 36.Воронис Мариан 15 лет 37.Воронис Валентина 20, 38. Сцепура Н. – Портной из деревни Миконты.

Авт. Ogar Leonard   http://stroimdom24.com/


Рецензии