С утра

С утра надежды берегут мечты,
Ещё не ведая о буднях жизни.
День, Вечер, Ночь, конечно, не святы,
Однако, менее чем мы капризны.
Но, кается ли День в своих грехах?
А Ночь - раскаянью ль целует руку?
И небо, утопая в облаках,
Порой не слышит нас, хоть и не глухо.
А боль проходит... И когда-нибудь,
По меточкам царапин бывших ранок,
Мы вспоминаем прошлый трудный путь,
Готовясь к новым тайнам спозаранок.

                20.10.2009

Краткий анализ стихотворения
Тема: размышления о течении жизни, времени и человеческом опыте — от светлых надежд юности до осмысления пройденного пути.
Основная мысль: жизнь полна противоречий (радость и боль, надежды и будни), но, несмотря на трудности и «раны» прошлого, человек продолжает двигаться вперёд, готовясь к новым испытаниям и открытиям.
Композиция:
стихотворение состоит из 12 строк, условно делимых на 2 смысловых блока;
первый блок (строки;1–7) — размышления о времени (День, Вечер, Ночь) и человеческой природе, противопоставление «капризности» людей и нейтральности природных циклов;
второй блок (строки;8–12) — переход к личностному опыту: боль уходит, остаётся память о пройденном, а впереди — новые «тайны».
Тип речи: рассуждение с элементами описания (образ неба, облаков, «царапин бывших ранок»).
Стиль речи: художественный (поэтический).
Жанр: лирическое стихотворение.
Средства связи предложений:
лексические повторы («День», «Ночь», «боль», «путь»);
синтаксический параллелизм («Но, кается ли День…?», «А Ночь — раскаянью ль…»);
местоимения и контекстные замены («мы» — лирический герой и люди вообще);
союзы и частицы («однако», «и», «а»), создающие контрасты и переходы.
Средства выразительности:
олицетворение: «День кается», «Ночь целует руку», «небо, утопая в облаках, порой не слышит нас»;
метафоры: «надежды берегут мечты», «гонцы наступившей весны» (переносное значение времени суток как действующих лиц), «меточки царапин бывших ранок» (память о прошлых ранах);
антропоморфизация времени: День, Вечер, Ночь наделены человеческими свойствами (грехи, раскаяние);
эпитеты: «трудный путь», «новые тайны»;
риторические вопросы: усиливают философский тон («Но, кается ли День в своих грехах? / А Ночь — раскаянью ль целует руку?»);
инверсия: «утопая в облаках», «по меточкам царапин бывших ранок» — придаёт ритмическую и смысловую выразительность;
символика: «царапины бывших ранок» — следы прошлого опыта; «новые тайны спозаранок» — неизведанное будущее.
Настроение: созерцательно;философское, с оттенком светлой грусти и надежды.
Размер и рифма:
размер не строго регламентирован, присутствует чередование ударных и безударных слогов, создающее разговорно;лирическую интонацию;
рифмовка перекрёстная и смежная, с чередованием мужских и женских рифм, что придаёт тексту гибкость и музыкальность.


Рецензии
"День, Вечер, Ночь, конечно, не святы..."
Надо признать, что День иногда по части
"несвятости" указанной тройке тоже не
уступает...

Анатолий Бешенцев   21.05.2011 16:42     Заявить о нарушении
У Вас опыт...Вам виднее...Это я язвлю...но по доброму...типа того, что я и знат не знала, не ведала и даже предпложить не могла)
Ой...смеюсь...нет...Вы точно авантюрист)
И ещё... Ваши провокации кажется Вам удаются))))))))))))))))))))))))))))))
Спасибо)
с уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   27.05.2011 12:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.