Кенозис

КЕНОЗИС*

-  Как Вы считаете – высказывание одного из классиков – мол: у поэта две жизни, одна – его, другая – его настоящая - имеет какой-нибудь практический смысл?
-  Безусловно. Вот, смотрите, взять меня к примеру. Долгое время я считал себя поэтом, причем, хорошим поэтом. Особенно когда много пил. Но потом, в один прекрасный момент, я сказал себе: «Нет! Ты свободный человек! Избавься от этих иллюзий!» Я бросил пить – открыл собственное дельце – добился успеха и – вот! Зажил полноценной осмысленной жизнью.
(Оба смеются.)

                (Из интервью)

Торжественно открылся том,
а в предисловии звучало –
«Особые признательности в том...
И тем, кого всегда мне мало.»
Что дальше предпринять? – Листать.
В героях занимая место –
Сюжетной линии не знать,
И – далее следи по тексту –
Не умереть. Но много пить.
Так упоительно скитаться! -
С хорошей девочкой дружить
и с нехорошей целоваться.
Понять, что не уместен торг –
«Зачем меня ты оставляешь?»** –
Гортани сдавленный восторг.
И вот – болтаешься. Болтаешь.
На проводочке, в два конца, -
В словах не чувствуя подвоха,
Что на вопрос твой «как дела» -
Тебе однажды скажут - «плохо».
Висишь. Большая сука – бог -
Вздыхает за тебя. И плачет.
Он сделал, как всегда, что мог.
Но это ничего не значит.



* - (греч. «опустошение») – понятие, к-рым в эллинистической философии и вост. патристике обозначались представления о нисхождении Бога в мир, об особенностях творения мира нисходящим божеством. Православное богословие посредством понятия К. выражает идею самоограничения божества, оставляющего тварному бытию самостоятельность, а человеку – свободу выбора между добром и злом. В XX в. понятие К. получило конкретизацию в работах Г. Федотова, к-рый в понятиях «кенозис Христа», «кенотическая святость» акцентировал значение вольного уничижения Христа и рус. святых, самопожертвования ради любви к ближнему.
(словарь-минимум по религиоведению И. Н. Яблокова)

  Идея заключается в том, что каждый ученик Христа приходит в мир на страдание и все в мире невинно и добровольной жертвой очищено от мотива отважного выполнения долга...
(Федотов Г.П.)


** - ср. с  библейским: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:34)


Рецензии