Вислава Шимборская Элегический подсчёт

Сколько тех, которых знала
(если и вправду их знала)
мужчин, женщин
(если это разделение остаётся в силе)
переступило тот порог
(ежели это порог)
перебежало через тот мост
(если назвать это мостом) -

Сколько после жизни короткой либо длинной
(если это для них хоть как-то различается)
хорошей, ведь началась,
плохой, ведь закончилась
(если бы не желали сказать обратное)
оказалось на другом берегу
(если оказалось,
и другой берег существует) -

Не дана мне уверенность
в их дальнейшей участи
(есть ли даже единая общая участь
и есть ли участь) -

Всё
(ежели словом этим не ограничу)
оставили за собой
(если не перед собой) -

Сколько их выскочило из несущегося времени
и в отдалении всё жалостнее пропадают
(ежели стоит верить перспективе) -

Сколько
(ежели вопрос имеет смысл,
ежели можно дойти до окончательной суммы,
прежде чем считающий не сочтёт себя)
впало в тот глубочайший сон
(если нет более глубокого) -

До свидания.
До утра.
До следующей встречи.
Уже это не хотят
(ежели не хотят) повторить.
Отданные на нескончаемое
(если не иное) молчание.
Занятые только тем
(ежели только тем)
к чему их вынуждает отсутствие.

==================================

Rachunek elegijny

Ilu tych, ktorych zna;am
(je;li naprawd; ich zna;am)
m;;czyzn, kobiet
(je;li ten podzia; pozostaje w mocy)
przest;pi;o ten pr;g
(je;eli to pr;g)
przebieg;o przez ten most
(je;li nazwa; to mostem) -

Ilu po ;yciu kr;tszym albo d;u;szym
(je;li to dla nich wci;; jaka; r;;nica)
dobrym, bo si; zacz;;o,
z;ym, bo si; sko;czy;o
(je;liby nie woleli powiedzie; na odwr;t)
znalaz;o si; na drugim brzegu
(je;ii znalaz;o si;
a drugi brzeg istnieje) -

Nie dana mi jest pewno;;
ich dalszego losu
{je;li to nawet jeden wsp;lny los
i jeszcze los) -

Wszystko
(je;eli s;owem tym nie ograniczam)
maj; za sob;
(je;li nie przed sob;) -
Ilu ich wyskoczy;o z p;dz;cego czasu
i w oddaleniu coraz rzewniej znika
(je;eli warto wierzy; perspektywie) -

Ilu
(je;eli pytanie ma sens.
je;eli mo;na doj;; do sumy ostatecznej,
zanim licz;cy nie doliczy siebie)
zapad;o w ten najg;;bszy sen
(je;li nie ma g;;bszego) -

Do widzenia.
Do jutra.
Do nast;pnego spotkania.
Ju; tego nie chc;
(je;eli nie chc;) powt;rzy;.
Zdani na niesko;czone
(je;li nie inne) milczenie.
Zaj;ci tylko tym
(je;eli tylko tym)
do czego ich przymusza nieobecno;;.


Рецензии
Очень близкая мне тема. Еще с детства. Очень понятно.

Меня "ежели" - тоже сперва смутило, но прочитав Ваше объяснение, не могу с Вами не согласиться. (И побочный эффект "обсуждения": мысль о "дисгармонии" как об элементе "гармонии"...)

Акиньшина   18.10.2009 05:48     Заявить о нарушении
Да, дисгармония для пани Ш. есть неотъемлемая часть гармонии. Любую приятность и красивость она тут же должна "уравновесить" неприятностью и грубостью. Это её - и многих - ответна знаменитый вопрос: "Как можно писать стихи после Освенцима и Хиросимы?"

Андрей Беккер   18.10.2009 10:36   Заявить о нарушении
А мне кажется, зло - нужно ПРЕОДОЛЕВАТЬ (а не уравновешивать), и в первую очередь - в себе.
Из "дисгармонии" - может родиться гармония - на новом витке (спирали развития), на новом уровне обобщения. Поэтому - "дисгармония" - в кавычках, что на этом уровне - гармония! (Преодоление!)
"Ежели" - "технический" прием (относится к "форме"), достигаемый эффект (описываемый Вами в реплике на предыдущую рецензию) - скорее относится к "содержанию", получается - ДРУГОЙ - УРОВЕНЬ! Простите за сложность изъяснения, мысль ЕСТЬ, но не проработана.

Акиньшина   18.10.2009 18:50   Заявить о нарушении
Преодоление нарушает гармонию. Гармония Шимборской, как и многих современных поэтов, художников, композиторов возникает именно благодаря приятию дисгармонии в качестве компонента гармонии. Хотите, назовите это "эстетикой безобразного". Хотя эта самая "эстетика" лишь один из способов достижения подобной гармонии, один из частных случаев.
Преодолевать приходится устаревшие представления о прекрасном, неработающие каноны красоты и прочее тому подобное.
Нет, честно говоря, желания писать диссертации по эстетике на Стихире. Поэтому остановлюсь. Надеюсь, моя мысль понятна?

Андрей Беккер   18.10.2009 22:41   Заявить о нарушении
Да, понятна, но я - нахожусь на другом СРЕЗЕ (принятия Реальности). У меня - совершенно другая МОДЕЛЬ, происходящая из собственного опыта...
...Слово "устаревший" - неонтологично, не имеет корней - в бытии, поверхностно-наносно (неглубокими моделями Реальности). Нет - "прогресса", нет и "устаревшего", все всегда ЕСТЬ! (Фактически - я отвергаю развитие во времени - бытия... Вернее, я это только что - поняла... Уж простите. Впрочем, без претензий - на понимание, а так, на всякий случай. И с неизменным уважением.)

Акиньшина   19.10.2009 08:42   Заявить о нарушении
Не хочу выпендриваться, но искусством как ремеслом мне приходитя заниматься более тридцати лет, и всё это время я вынужден анализировать эту сферу человеческой деятельности в разнообразнейших её аспектах. По этому, то что я говорю о дисгармонии как о частном случае гармонии, я говорю в практическом смысле, т. е. в смысле материала с которым идёт работа и в смысле задачи требующей решения. Так что вполне возможно мы ведём разговор в разных плоскостях.
В том числе это касается и понятия "устаревшее".Я недаром уточнил - "неработающее". Когда Вы смотрите на картину... ну допустим, Рубенса, она вполне Вам может нравиться, но вряд ли Вы будете впечатлены современным подражателем Рубенса. Эту мысль замечательно иллюстрирует знаменитая история с Хан ван Меегереном, выдававшим свои картины за полотна Вермеера: под своим именем он был никому не нужен, под именем Вермеера заработал кучу денег:-)
Красота не стареет, каноны красоты изменчивы.

Андрей Беккер   19.10.2009 17:00   Заявить о нарушении
Да, мы говорим о разных вещах. Но вполне плодотворно. :) Спасибо - за общение. И простите, что вываливаю на Вашу бедную голову - свои смутные интуиции. Простите.

Акиньшина   19.10.2009 17:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.