Копия портрета...
……..Вы даже не представляете, сколько в процессе, и в завершении работы было много моих мыслей и чувств о вас…- писал размашистым почерком Владимир - теперь это все, уже за далью расстояний и времени, и все это кажется, как сон. Как например сон, что приснился вчера, светлый и грустный сон, после которого я целый день был в настроении реальной грусти и весь день пытался вспомнить, что и о чем я должен был вам сказать или даже уже и сказал… И только вечером листая книгу-альбом по западноевропейскому искусству, я вдруг обнаружил то, о чем и собирался говорить с вами в этом моем сне…Ведь до этого была реальность…та реальность, где были я и вы… - дописывая это третье по счету письмо, Владимир, в этот раз решил его не перечитывать…Иначе, иначе и в этот раз письмо останется неотправленным. А этот его ответ возможно все же ждали. Так вышло, что пришедшее месяц назад, судя по штемпелю, письмо, ему вручили только в этот сентябрьский день… Спрашивать и винить теперь кого-либо почему письмо оказалось на его столе только сейчас, не имело смысла. Время все равно уже ушло. И возможно события в этом времени уже пошли по иному руслу… Но все же, верилось в возможное, другое.
…………А тогда был июнь. Время белых ночей над многочисленными каналами и водами Невы. Но в этот час, когда молодой художник стоял у мольберта с небольшим по размеру холстом, почти законченной копии с работы фламандского живописца было уже утро. Работа была выполнена почти в идентичном размере к оригиналу и весьма успешно в профессиональном и технологическом аспекте, но все же было видно, что молодой художник был не в лучшем настроении от работы. Да в плане изучения и решения технических задач работа шла к завершению, но Владимиру хотелось несколько большего, чем просто успешное выполнение учебной копии. И дело было даже не в том, что ему удалось воссоздать копию образа инфанты, но может быть потому, что образ инфанты словно был, для него… реален.
По времени было около десяти часов, и студентам пора было уже покинуть залы. Начиналось обычное, для посетителей экскурсионное время работы.
- Владимир, если вы будете еще работать, то скажите…- послышался голос одной из смотрительниц присутствовавшей в утренние часы в этом зале…
- Да нет, на сегодня все – поспешно отозвался молодой художник, на предложение оградить место его работы упреждающей табличкой от возможной докуки любопытствующих посетителей.
- Мне кажется, вам вполне удалась работа…и знаете Владимир, глядя на то, как вы работаете, и, как порой долго - долго всматриваетесь в нашу инфанту, я невольно нет да подумаю…ну чем, не молодой маэстро Рубенс…
- Да какой там маэстро…– вздохнул Владимир, - тем более …- хотел он сказать, - Рубенс…- но промолчал, так его собственная фамилия отличалась, только на одну букву «э»…
- Да нет Владимир, даже очень похожи…и те же мягкие вьющиеся волосы, бродка и усы…
- Зинаида Александровна. Может с этой перечисленной частью сходств я и соглашусь…но в плане звания маэстро, увы… вот посмотрите на портрет мастера. Видите, как все дышит в этом портрете…А глаза …в них все… а у меня лишь слабое повторение.
- Но вчера вас, вот, ваш руководитель очень хвалил, я слышала…
- Да, конечно в плане копии… Но это ведь, не то. Понимаете, пусть бы даже копия была менее технична, но…удалось бы передать...
Недовольный достигнутым результатом Владимир уже в который раз исправлял на портрете глаза, иногда снимая полностью, только что наложенные тонкие слои свежей краски…нет, он не сбился с основы рисунка глаз, но когда казалось бы точно и скрупулезно их выводил, следуя приемам руки мастера, глаза Инфанты почему то становились холодными и невыразительными. А с портрета она смотрела на него живыми выразительными глазами молодой женщины и девушки. И иногда Владимиру казалось, что он словно перехватывает ее взгляд с улыбающимися краешками глаз, где мелькали светлые смешинки. Словно смешинки над его сосредоточенностью в напрасном старании передать неуловимые флюиды взора…
………..И вот до окончания практики и завершения копируемых работ осталось последних три дня. К этому времени Владимир работал уже над вторым холстом, поскольку первый перегрузив в слоях, в конце - концов испортил. Второй холст был в обретенном опыте более совершенным в техническом отношении, но времени уже не хватало и оставалось волей - неволей продолжать работу и в часы, когда залы наполняются экскурсионными группами и просто посетителями…
Увидеть художника, копирующего работу, было для посетителей пришедших в зал, как дополнительный интерес и смотрительница нет-нет да просила любопытствующих не задерживаться у отгороженного участка зала…
А сам Владимир, увлеченный работой, мало обращал внимание на смотревших, лишь по просьбе экскурсоводов, иногда отходил в сторону, давая обозреть присутствующим оригинал и естественно поневоле и свою копию-работу.
Было уже около двенадцати, как очередная группа туристов, на этот раз иностранцев, шумно появилась в зале и вскоре оказалась там, где работал Владимир.
- Excuse me.... You, for itself do this work or... ? - неожиданно обратился к Владимиру один из экскурсантов..
- I… student... this copy scholastic – ответил не совсем уверенно в плане «иностранного», Владимир…
- О! – после этого «о!» англичанин поспешно высыпал целую дюжину мажорных слов, что Владимир уже ничего не успел уловить по смыслу.. и смущенно улыбаясь только пожал плечами…а турист уже задал следующий вопрос проговорив его более медленно - And as surname of the future artist?
- Владимир Рубэнс…
- You there is...your surname Rubens!?
- Да…- смутился еще больше Владимир
- This simply strangely !! – воскликнул англичанин…и вновь посыпались слова…
- Вы что шутите, молодой человек …- подозрительно улыбнувшись, тихо вставил фразу экскурсовод…
- Да нет…вот студенческий …
- Так господа – товарищи переходим…please go to the following…- заторопился вдруг почему-то экскурсовод, и англичанин выразив жестом похвалу и одобрение по поводу копии поспешил следом…
- И что с того – подумал в некоторой обиде на реакцию экскурсовода, Владимир….- ну Рубэнс…и тем более, что через э, а не е…ну был в свое время такой бамбардир, мало ли из каких фамилий, завербовал на службу Петр первый …
Время шло и, занявшись вновь работой, Владимир уже и забыл об этом думать, как увидел идущих через залу барышень в костюмах восемнадцатого века…
- Артисты – пояснила подошедшая смотрительница – опять, для какого-то фильма. Да, вот красота-то какая, не то что сейчас, кофта да джинсы.
- Да, для живописи изобразительно, можно сказать пиршенство…– по-своему согласился Владимир ….
………………Оставив его, смотрительница перешла в глубину зала, а в это время от группы барышень, перешедшей уже в другой зал, вдруг отделилась юная дама в более строгом темном платье, значительно отличавшимся от пышных нарядов восемнадцатого века.
- И как…ваша работа – услышал Владимир, через некоторое время прозвучавший несколько неожиданно вопрос – можно к вам за ограждение!?
- Конечно… – неспешно обернулся он в своей сосредоточенной задумчивости и в непроизвольном удивлении, невольно перевел взор с юной дамы на работу Питера Пауля Рубенса…- Вы… вы так похожи.
- Возможно ….но ведь и наряд придает некоторую иллюзию. Не правда ли.
- Да …но я вижу вы без всякого грима …как с портрета сошли.
- А этот, второй портрет, вы пишите я вижу…
Да копирую…- оправдываясь, проговорил Владимир - но вот глаза, увы, ни как не могу уловить то, что придает особую..
- А как вам, мои!? – улыбнулась юная дама.
- А вы пройдите вот сюда…- попросил Владимир
- Ну и как!?- снова улыбнулась девушка…
- Если честно, то просто поразительно. А знаете …вы могли бы, так постоять, ну минут двадцать хотя бы!?
- Так, может, я для вас и пришла, – солнечно рассмеялась дама – гляжу, вы тут мучаетесь…
- А вы что… давно здесь на съемках!?
- Ну, относительно…А вы начинайте, пишите… а то меня в любой момент могут позвать…
Занявшись работой Владимир, вскоре легко и свободно, уже вовсе не сообразуясь с направлением мазков руки мастера, внес поправки в лице, но главное в глазах учитывая разве только, последние завершающие штрихи, для относительной идентичности с оригиналом. И на этом этапе Владимир в большей мере по необходимости переводил взгляд со своей работы, на портрет инфанты, нежели на смотревшую на него прекрасную даму в темно платье с воротником жабо, стоявшую чуть в стороне. И наступил момент, в его сосредоточенности, когда на какой то момент, он вдруг забыл о ней, и когда вновь посмотрел в ее сторону, ее уже не было.
- Вот дела …- опомнился Владимир - ни имени не спросил, ни спасибо не сказал…
……….Отойдя от мольберта, он посмотрел на копию, сравнивая с оригиналом. Да, на копии, несомненно, появилось, то чего так желал он достичь. Лицо «задышало», и в глазах инфанты появились флюиды жизни, тот же светлый в настроении взор, чуть задумчивый с неуловимой улыбкой затаенной грусти…
…………..Это письмо я пишу с большим опозданием во времени, но все же, надеюсь что оно…- закончив писать, Владимир сложил лист в четверо, и только тут обратил внимание, что на слегка пожелтевшем конверте, пришедшего письма, было только название города на Неве…
……………………………………………………….новелла дана в сокращенном виде…
…………………………………………………………………………Звездный Странник….
Свидетельство о публикации №109101606063
Учитывая мое не умение рисовать, для меня любой художник проявление чего-то могучего. НО все же меня восхищают лишь те картины, которые могут оживать. Такие художники вызывают у меня искренне уважение.
Александр, а где возможно увидеть Ваши картины? И что стало с копией портрета? какова судьба картины?
Портрет камеристки действительно таит в себе что-то загадочное.
Идя по схеме на выход из Эрмитажа я однажды умудрился сделать круг и вышел снова к портрету камеристки...
Ну это так, из воспоминаний...
С теплом и искренним уважением. Денис
Денис Осышный 18.10.2009 18:16 Заявить о нарушении
...а вопросы ....к Александру.... его картины - образное слово... поэзия...
..............................................Звездный Странник...
Александр Рубэнс 18.10.2009 22:44 Заявить о нарушении