Пустой храм - из дневника поэта

Ждешь всю жизнь Человека.
Живешь внутри одиноко.Теплится глубоко уголок с киотом в золотых ризах, как бы плох ты ни казался снаружи.

Ждет он своего бога,-теплого, близкого человека,- может,
пройдет он около,заглянет в твой храм,помолится вместе с тобою...
Проходят мимо миллионы: -чужие холодные глаза, хапающие только для себя руки, ненужные дребедени и хлам, пустые слова...

Так тоскливо в храме: -
-так тоскливо - каждый день из года в год прибирать в нем,чистить,
затепливать свечку перед теплым образом.
Ни для кого...
Проходят мимо миллионы.
Никто не видит храма твоего.

Уже близок порог в новое бытие.Скоро переступать его-уходить из моего человеческого. Пусто вокруг.
Не нужно было все,-раз не было родного близкого бытия и в нем Человека.
Не нужен был никому чистый, блестящий золотом,вечно прибранный пиетизмом, как усыпальница,пустой уголок твоего храма.
-
6.03.58
==============
.......
Кто будет знать о работе всей моей жизни?-Ни одна ЖИВАЯ душа не заглянула в мои страницы, никому не умел я открыть их.
Уйду из жизни.Развеются страницы,выкинут в помойку.
А ведь в них- есть талант,есть жизнь целого человека!!!
Это-как рана у меня в груди. И ничего я не умею сделать,чтоб спасти мою настоящую жизнь.

5.09.1958


Рецензии
Замечательное стихотворение - истина в нём для поэта, которого не слышат, не видят, как будто бы и нет его, а ведь есть - и слово его - многих переживёт!

С глубоким уважением и верой в слово, и любовью к слову,
Василий Муратовский.
Слава Богу!
Спасибо!!!

Василий Муратовский   02.10.2009 13:20     Заявить о нарушении
Это не стихи вообще-то, а проза. Даже не проза , а неопубликованная никогда запись из дневника, с правками и исправлениями.
С глубочайшим уважением,

Зельвин Горн   02.10.2009 20:41   Заявить о нарушении
У меня с некоторыми записями из дневников Хармса ассоциируется - читал их давно, но впечатление осталось до сих пор сильнейшее... В иных из них звучит такое отчаяние, и так пронзительно, как мало у кого, и при этом - художественно (хотя, казалось бы, зачем в дневниках-то писать художественно? но уж когда по складу - художник, напишешь: "Я достиг огромного падения...", или "Спасибо Тебе, Боже, что по сие время кормил нас. А уж дальше да будет Воля Твоя", или:

"Меня интересует только «чушь»; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении.
Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства.
Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех".

Или:

"Я совершенно отупел. Это страшно. Полная импотенция во всех смыслах. Расхлябанность видна даже в почерке.
Но какое сумасшедшее упорство есть во мне в направлении к пороку. Я высиживаю часами изо дня в день, чтобы добиться своего, и не добиваюсь, но все же высиживаю. Вот что значит искренний интерес!
Довольно кривляний: у меня ни к чему нет интереса, только к этому.
Вдохновение и интерес — это то же самое.
Уклониться от истинного вдохновения столь же трудно, как и от порока. При истинном вдохновении исчезает все и остается только оно одно.
Поэтому порок есть тоже своего рода вдохновение. В основе порока и вдохновения лежит то же самое. В их основе лежит подлинный интерес.
Подлинный интерес — это главное в нашей жизни.
Человек, лишенный интереса к чему бы то ни было, быстро гибнет.
Слишком однобокий и сильный интерес чрезмерно увеличивает напряжение человеческой жизни; еще один толчок, и человек сходит с ума.
Человек не в силах выполнить своего долга, если у него нет к этому истинного Интереса.
Если истинный Интерес человека совпадает с направлением его долга, то такой человек становится великим".

-------

И здесь, у Лиора, выражение боли достигает высот художественности просто потому, что её суть - одного рода с Истинным интересом... Собственно, даже уже и о "высотах художественности" говорить кощунственно, - всё равно что если бы на слова Христа: "У тебя не было бы никакой власти надо мной, если бы она не была тебе дана свыше" - Пилат начал бы хлопать в ладоши, приговаривая: "Браво! Чудесно сказано. А оставайтесь у меня? Я дам вам должность - и жизнь сохраните..."

Максим Печерник   16.05.2020 18:13   Заявить о нарушении
Салют, Максим!)))
Очень интересно и полезно было следить за твоими мыслями и рассуждениями. Полностью согласен с тобой. Так же рад был узнать о дневниках Хармса - даже не знал об их существовании . Конечно, ты процитировал лишь кусочек, но интерес у меня ознакомиться с записями пошире - ты пробудил.)))
Спасибо тебе за Лиора и от имени Лиора( у меня есть чувство, что он как бы позволил мне благодарить от его имени. Серьезно).
Тебя наверняка удивит, но он однажды сказал мне сам лично, а потом его жена уже после его смерти тоже говорила мне это... Что он считал что я,в принципе, был единственный человек, который "понял" его стихи.
А ведь именно он еще с кем-то на пару организовал союз русскоязычных писателей Израиля, но никто там не отнесся внимательно к его стихам.
Думаю, что причина в том, что все писатели которые потом присоединились к союзу, были намного моложе его , а еще, что он писал верлибром, а больше из поэтов тогда в Израиле никто так не писал.

Зельвин Горн   16.05.2020 21:32   Заявить о нарушении
Я, кстати, однажды читал половину отделения, в течение почти часа, стихи Лиора вслух на одном концерте(в другом отделении выступала одна певица) и там присутствовали почти все эти писатели.))) И у меня где-то есть аудиозапись моего выступления( если не потерял), правда не очень хорошего качества. Его сын записал на кассету во время концерта и передал копию мне.

Зельвин Горн   16.05.2020 21:41   Заявить о нарушении
Вот еще одно мое стихотворение, посвященное Лиору.

====================================================================
Посвящается поэту Льву Лиору
* * *
Бережно несешь себя -
Куст сирени обрызганный росой,
мятущийся лиловыми кистями
из щедрых рук...
Калеке на пути с просящею рукой
дал червонец -душу -
бежит в кабак,смеется нд тобой.
(Л. Лиор)
* * *
Я помню этот куст сирени,
Но не идущим - был он стар.
Глаза уже перегорели
И видно было, что устал.

Устал всегда быть одиноким,
Без никого, кто б мог понять
И знать насколько он высокий
И знать,что некого обнять.

И не забыл я эти кисти
Сирени, но уж без росы,
Что высохла под зноем жизни,
Осталась без былой красы.

Я говорю о внешнем виде
Поэта, старого уже,
Что проводил все время сидя -
Не говорю я о душе.

А вот душа его осталась
Червонцем тем же золотым,
Тускнеть которой не пристало,
Хоть и прошла огонь и дым.

И был он рад мне бесконечно -
Знал: не калека я тупой,
И что червонец его вечный
Я вижу лучше, чем другой.

Я помню этот куст сирени
Не в лучшие его часы.
Глаза уже перегорели,
Хотя остался след красы.

А полистаю снова книгу, -
Напьюсь сиреневой росы -
Блестит передо мною мигом
Червонец золотой души.

Зельвин Горн   16.05.2020 21:45   Заявить о нарушении
Всё-таки у него было утешение: ты любил его... что и в стихотворении очень слышно.

А знаешь, мне кажется, что к калеке он относится с улыбкой, а не с осуждением. Просто констатирует как поэт - какой он, этот калека, его moti mentali воспроизводит (чисто как художник). Ведь общее живописное и жизненное достоинство, объём стихотворения только выигрывают от этого сопоставления, рас-ставления... Мол, пусть этот нищий калека смеётся надо мной, - принимаю тебя, жизнь, с тонкостью твоей сиреневой и грубостью такой вот твоей, нечувствительностью... принимаю - и вижу насквозь)))
...Собственно, потому и вижу насквозь, что принимаю.
Как-то так.

Максим Печерник   16.05.2020 21:54   Заявить о нарушении